Архив   Авторы  

Наше вам...
Художественный дневник

Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею

В здание ГТГ на Крымском Валу многие идут прежде всего за тем, чтобы увидеть шедевры музея Орсе. Посмотрев французов, зрители сворачивают заодно в залы, где "Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею". Здесь выставлено более ста произведений, начиная со списка иконы XII века "Богоматери Владимирской", который Андрей Рублев выполнил в XV веке, и заканчивая знаковым "Футболистом" (1932) Дейнеки. Футболист, как бы зависший над землей, отправляет мяч прямиком в космос - выше даже не Александрийского столпа, а церковной колокольни и уютных круглых маковок церквей. Между древней иконой и молодым атлетом, играющим в мяч, уместилась если не вся история русской живописи, то ее энергичный дайджест.

На юбилейную выставку более 30 музеев страны дали свои лучшие, знаковые полотна. Фактически это жест признательности за проект "Золотая карта России", который с 1999 года ведет ГТГ, поддерживая провинциальные музеи. Впрочем, собрания, в составе которых можно увидеть работы Рокотова и Тропинина, портреты кисти Серова и Репина, пейзажи от Сороки до Левитана, композиции Малевича и Кандинского, картины Древина и Фалька, язык не поворачивается назвать провинциальными.

Но дело не только в помощи профессионалов друг другу. И не только в желании показать полотна, когда-то жившие в Третьяковке. Из 100 привезенных полотен 18 были раньше в ГТГ. В 1920-1930-е годы многие работы из ГТГ отправлялись "далеко от Москвы". Так полотна Левитана оказались в Саратове, Астрахани и даже Якутске, Малевича - в Самаре, Саврасова - в Нижнем Новгороде, Маковского - в Перми, Гончаровой - в Омске... Судьба коллекции российского искусства ХХ века оказалась не менее драматичной, чем судьбы многих художников. Того же Древина, к примеру, расстрелянного в 30-х годах... Коллекция Третьякова, слава богу, осталась жива.

Юбилейная выставка позволяет почувствовать со всей силой, чем мы обязаны Павлу Михайловичу. Когда-то, в 1916 году, Александр Бенуа написал о нем: "...Третьяков поставил себе собирание русской живописи строгой задачей жизни и не "милыми сердцу" картинками убирал стены своего особняка, не "наслаждался" он, а собирал историю "русской живописи", стараясь дать своими покупками возможность и самого создания этой истории". Скромный купец выполнил почти ту же роль по отношению к истории отечественной живописи, что Карамзин по отношению к русской истории. "Последний летописец" открыл глаза на факт существования истории отечества. Третьяков своим собранием сделал очевидным существование истории русской живописи. Тем самым сделал необходимыми художественные музеи в городах больших и малых.

Как ни странно, даже сегодня его открытие актуально. Недавно одна умная и тонкая особа как нечто очевидное бросила: "История русской живописи? Нет ее. Сплошное подражание западным мастерам. Кроме ХХ века..." Можно подумать, что западное искусство не выросло из "подражания" античности. Выставка "Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею" помимо всего прочего интересна тем, что помогает увидеть, как ученичество у западных мастеров превращалось в диалог с ними, как в ХХ веке в разговор включались примитив, иконопись, традиция Востока... Позволяет увидеть, что национальное искусство возникает и крепнет именно в диалоге с другими, а не в поисках абсолютной исключительности. Без Третьякова увидеть это было бы много сложнее.

Жанна Васильева

КОРЗИНА

Остров невезения

Американцы вот уверяют, что на свете нет ничего прекраснее, чем так называемое жанровое кино - радость зрителям. Я вам больше скажу: "Братья Карамазовы" или там "Идиот" - чем не жанр? Триллер пополам с хоррором... Так можно и "Робинзона Крузо" смело обозвать "молодежной пляжной комедией" - почему бы и нет? Дело происходит вблизи воды, книга "приватизирована" подростками, сюжет увлекательный... Хотя читать эту книжку, извините, раз в тысячу интереснее, чем, скажем, смотреть "Любовь на острове" некоего Рэндала Клейзера, навалявшего свою собственную робинзонаду - о злоключениях парочки идиотов, оказавшихся на безлюдном пляже. Ибо его повесть о так называемой любви фанатки и рок-певца целиком соответствует своему жанровому определению. Ни на йоту не поднимаясь над весьма условной сюжетной схемой (узнав, что на одном с ней пароходе плывет кумир, девица спрыгнет за ним, пьяным, в море, чтобы дотащить своего принца до ближайшего берега), автор к тому же то и дело морализирует. Мол, слава, богатство и внешний лоск ничего не стоят рядом с простыми ценностями. Мол, зачем вы, девочки, красивых любите? Непостоянная у них любовь. И все такое прочее. Господи, скука-то какая...

Диляра Тасбулатова

А поцеловать?

Наконец-то случилось! Ко всем уже известным видам антрепризной продукции - глуповато-грубоватым, пошловато-аляповатым - прибавился новый: нудноватый. Тут уж постарался режиссер Александр Горбань, поставивший спектакль "Джексон моей жены" (компания "Сермион вояж"). Как ему это удалось, понять трудно. Пьеса Херберта Бергера вроде бы не самая безнадежная - анекдот типа "Приехал муж из командировки" представлен в новом, ироничном свете. А кроме традиционного "любовника в шкафу", есть здесь и комическая тень мафии, и вконец заработавшийся бизнесмен, обреченно, как на голгофу, бредущий на брачное ложе, и, конечно, застигнутые врасплох женушки, с перепугу накрутившие забавную легенду. В общем, со смеху не помрешь, но и от тоски тоже не завянешь. Спектакль Горбаня - испытание для сильных духом на два с половиной часа, вялый, тягучий аттракцион с обычным джентльменским набором вроде беготни в трусах, прятанья под кроватью и барахтанья под одеялом. Бедным приглашенным звездам - Алене Яковлевой, Анатолию Журавлеву, Елене Воробей ничего другого в предложенном рисунке не остается, как выдавливать из себя по капле натужное веселье. Жаль, что режиссеру не приходит в голову, что комедия - дама серьезная, хочет большой, но чистой любви, а не убогой проплаченной интрижки.

Елена Сизенко

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера