Архив   Авторы  

Развитой патриотизм
В России

Исторически подмечено: как только российское общество в поисках национальной идеи обращается к опыту Смутного времени, не за горами новая смута

В российских верхах вновь озаботились поиском истоков национальной идеи. К решению задачи, как ее определил замруководителя администрации президента Владислав Сурков, создания национальной "системы образов и смыслов" подключается художественная интеллигенция. И уже через год в кинополотне "1612" нам могут раскрыть духовный смысл Смутного времени. Премьеру обещают аккурат к 4 ноября 2007 года, когда страна в третий раз отметит День народного единства. В общем, дискуссия о суверенной демократии и ее зарождении, в которую в последнее время включились первые лица государства, будет облечена еще и в художественную форму. Правда, возникают вопросы: во-первых, подходит ли эпоха Смуты для создания национальной идеи и, во-вторых, стоит ли сегодня вообще искать ее во глубине веков? Ответ и тут и там будет отрицательным.

"Вышло не плохо"

В прошлом году страна впервые отметила новый главный идеологический праздник - День народного единства. В честь победы над интервентами во время Смуты XVII века. Праздник прошел не без сбоев, но пропаганда наших "древних суверенных ценностей" не пошла на убыль. Наоборот, сегодня она является составной частью дискуссии о суверенной демократии. И нынешние идеологи продолжают трясти дерево Смуты в надежде поймать созревший плод национальной идеи.

Некоторое время назад бизнесмен Виктор Вексельберг, сетовавший в интервью "Итогам" на отсутствие новых идей у государства, решил вложить до четырех миллионов долларов в кинопроект "1612". Это уже третье по счету богоугодное дело олигарха на ниве возвращения к истинным истокам духовности, утерянным после "советской смуты". Первые два - покупка коллекции Фаберже и возвращение в Россию колоколов Данилова монастыря - получили благословение патриарха Алексия II. Не исключено, что без пастырского одобрения предстоятеля РПЦ, выступившего одним из инициаторов празднования "смутной даты", не обошлось и на сей раз. Сюжет прелюбопытнейший: впервые после 1939 года, когда на экраны страны вышел фильм "Минин и Пожарский", отечественный кинематограф обратился к столь неоднозначному историческому эпизоду четырехсотлетней давности.

Почему истоки национальной идеи и российской государственности вдруг решили искать в исторических дебрях, в которых зарождалась династия Романовых? Ведь можно было выбрать сюжеты и поторжественнее. На первый взгляд, все здесь выглядит логично. Смута - действительно ключевой момент русской истории. В ходе гражданской войны и иностранной интервенции государство практически перестало существовать. Но сумело возродиться, обрести имперский блеск и просуществовало вплоть до смуты 1917 года. Вот только все забывают, что в соответствии с сиюминутными идеологическими установками история Смутного времени переписывалась не раз и не два. Самое же интригующее в том, что как только российское общество в поисках национальной идеи обращалось к истории Смуты, вдали начинало маячить новое смутное время. Скажем, трагедия Сумарокова "Димитрий Самозванец" была закончена незадолго до Пугачевщины. "Борис Годунов" Пушкина был создан всего за месяц с небольшим до выступления декабристов на Сенатской площади. Этот список поразительных совпадений продолжался и в советский период.

Несмотря на снос в 1918 году памятника Ивану Сусанину в Костроме, борьба с идеей "жизни за царя" продолжалась не очень долго. Ленинский интернационализм выветрился из сталинской головы в начале 1930-х годов, а в конце того же десятилетия вождя уже невозможно было в идейно-художественном, да и политическом плане отличить от самодержца. Разве что опера Глинки "Жизнь за царя" стала именоваться "Иван Сусанин". Наконец, по личному указанию вождя в 1939 году на экраны вышел фильм "Минин и Пожарский" о "зарождении русского патриотизма". Прочитав сценарий Виктора Шкловского, генсек написал Молотову: "Следовало бы обязательно прочитать. Вышло не плохо". Фильм, кстати, с радостью был приобретен нацистской Германией в целях антипольской пропаганды. Чем эти упражнения с мифами обернулись для Сталина и для страны в 1941 году, пояснять не надо.

Есть идея

Какой будет современная художественная трактовка Смуты? Один опыт уже имеется - обновленная постановка оперы "Жизнь за царя" в Мариинке. Сюжет таков: против некоего расейского лидера копают олигархи непонятной нацпринадлежности и подзуживающие их иностранцы, а по бутафорским лесам бродят хамоватые детины в натовском камуфляже, поучающие селян и поедающие их припасы. Все заканчивается торжеством, так сказать, суверенной демократии под неизбывное "Славься!".

Какой художественный ход выберет Владимир Хотиненко? В интервью "Итогам" он пообещал зрителям авантюрно-приключенческий фильм, в котором исторические факты и персонажи будут лишь фоном для беллетристической сюжетной линии. Впрочем, фоном важным - фильм должен напомнить зрителям о переломном моменте российской истории.

Правда, по мнению ряда специалистов по истории Смутного времени, на этом историческом материале ничего духоподъемного для нынешнего поколения россиян не создашь. "Современную национальную идею для большинства граждан построить на осмыслении содержания итогов Смуты нельзя", - отмечает в интервью "Итогам" известный исследователь истории России XVII века Владислав Назаров. По его словам, "не может содержание первой российской гражданской войны стать основой для национальной идеи современной России по той простой причине, что между теми временами и 2006 годом слишком много чего произошло в истории России и Советского Союза". Однако в нашем общественном сознании давно ушедшие герои всегда выглядят привлекательнее живых. Чем меньше современные обитатели страны знают детали минувших эпох, тем более величественной им кажется история. Смута как раз из этого ряда.

Как бы то ни было, но Смута закончилась. А значит, с формальной точки зрения, повод для торжеств есть. Аж с 1995 года россиян призывают отмечать 7 ноября не только как годовщину революции, но еще и как День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год). Если вдуматься, то это праздник со слезами на глазах. В результате братоубийственной войны наша родина погрузилась в полный мрак. Монахи Иосифо-Волоколамского монастыря так описывали тот безрадостный фон, на котором зарождался патриотизм: "...крестьянишки с женами и детьми посечены, а достальные в полон повыведены... все пусто, стоит лес да небо". В ходе выяснения отношений между русскими численность населения к 1620 году по сравнению с серединой XVI века уменьшилась почти в три раза и составляла около трех миллионов человек. Граница России местами проходила тогда по территории нынешней Московской области. Персидский шах Аббас, принимая московского посла, очень удивился тому, что на Руси еще живут люди и даже направляют куда-то дипломатов.

Гибель империи в 1917 году (одноименный телефильм снял тот же режиссер Хотиненко) на этом фоне выглядит как мелкая неприятность. И уж совсем не забавно выглядит эпизод избрания на русский трон в 1610 году польского принца Владислава (он также будет отражен в еще не снятой картине). Получается, что всего за два года до начала зарождения патриотизма русская элита сделала вполне осознанный выбор в пользу "западных ценностей" и принесла им присягу. Среди тех, кто целовал крест на верность Владиславу, были, кстати, и будущие патриоты Романовы. Варяг был тогда просто необходим. Сами договориться русичи не могли. В переводе на современный язык штурм Кремля через два года силами ополчения Минина и Пожарского, который мы празднуем в День народного единства, - это лишь кровавый эпизод гражданской войны. Ведь с формальной точки зрения никакой оккупации Москвы не было. Действовали законное правительство (Семибоярщина) и Дума, связанные присягой царю Владиславу. Суверенитет, если вдуматься, никуда особо и не исчезал. Он просто отправлялся в тот момент разными элитами. Сначала бояре присягнули Владиславу, а потом Романовы и группа единомышленников, отринув крестное целование, силой добились провозглашения Михаила государем на Земском соборе 1613 года. И какую мораль, спрашивается, должны извлечь из этого потомки?

Национальный бренд

Зритель, впрочем, вряд ли обо всем этом узнает. Режиссер обещал подробности обойти стороной - "кончилась Смута, и все...". Может, из-за этого нежелания и власти, и общества влезать в исторические детали при поиске национальной идеи она у нас никак и не вырисовывается. Есть опасения, что очередная трактовка истории, что в кино, что в дискуссиях по поводу смысла празднования 4 ноября, вновь будет мало отличаться от канонической версии о том, что в 1612 году русские победили поляков (вообще-то были еще литовцы, французские и немецкие наемники, а также русские стрельцы), отстояв суверенные особенности нашего государственного строя. В действительности же тогда, как и на протяжении всей российской истории, борьба шла между либералами-западниками и государственниками-почвенниками. По мнению Владислава Назарова, "в Смуту, условно говоря, проходило противоборство двух принципов построения монархии: выборной и наследственной". Тогдашние либералы в лице, например, Семибоярщины, естественно, брали за образец сверхдемократическую для того времени Речь Посполиту, в которой сейм вскоре стал избирать короля. Победившая же партия отстаивала принцип сильного центра. Вот, собственно, и все дежавю.

Что же до поисков национальной идеи, то в глобальном мире сам этот термин, как, впрочем, и "суверенная демократия", не в ходу. Становление крупных национальных государств завершилось давным-давно. Сегодня в моде не квасной патриотизм, замешенный на делах давно минувших дней, а конкурентоспособность страны, выраженная во вполне объективных показателях. Например, объеме привлеченных иностранных инвестиций. Россия входит в первую десятку стран, наиболее привлекательных для инвестиций, чем можно гордиться как минимум не меньше, чем взятием ополчением Кремля в 1612 году. Речь должна, скорее, идти не о национальной идее, а о национальном бренде, который складывается из качества жизни внутри страны и ее привлекательности за рубежом. К примеру, в Китае до конца этого года будет введен так называемый индекс счастья. Он будет высчитываться в зависимости от уровня жизни, доходов, состояния окружающей среды, социальной гармонии, развития высоких технологий...

Денис Бабиченко

МНЕНИЕ

Кинохроника

На ноябрь 2007 года в Москве запланирована премьера исторического фильма "1612". О некоторых деталях работы над картиной в интервью "Итогам" рассказывает режиссер Владимир Хотиненко .

- Владимир Иванович, вы в курсе, что на финансирование работы над фильмом недавно поступило четыре миллиона долларов от компании Виктора Вексельберга?

- Я понятия не имею, кто финансирует картину, и в жизни никогда в бюджет не лез. Я знаю, что у меня заказ от студии "Три Тэ" Никиты Михалкова и приблизительные параметры финансирования, чтобы примерно понимать, что на эти деньги можно снять.

- Но вы в курсе, что примерный бюджет картины составляет около 10 миллионов долларов?

- Да, параметры такие. На самом деле масштаб постановки требует большего финансирования. У нас фантастические декорации и костюмы. Не побоюсь этого слова, снимается беспрецедентное кино. Уже тысячу лет у нас не снимали таких фильмов. Я не исключаю, что бюджет может быть увеличен.

- Похоже, замахнулись на блокбастер?

- Скажем так, мне бы очень хотелось, чтобы у картины был зрительский успех.

- Кого из исторических персонажей мы увидим в картине?

- У нас будет первый Лжедмитрий. Эпизодически появляется Михаил Романов. Есть Минин и Пожарский. Но эти герои тоже проходят весьма поверхностно, как элементы истории. Вообще же исторические фигуры не будут играть в картине главные роли, кроме дочки Бориса Годунова Ксении. Главные герои - вымышленные персонажи. Это позволяет мне более свободно рассказать об этой истории. Мы особенно не цепляем исторические пласты, потому что я убедился: история Смутного времени весьма смутна.

- Фильм назван "1612", но если у вас в картине появляется Ксения, рамки истории фильма явно не будут ограничены лишь этим годом?

- Да, в картине есть ретроспекции. Нам хотелось побольше рассказать о всей истории Смутного времени, которую сегодня не знает практически никто. Мне по этому поводу задается масса вопросов про госзаказ и так далее. Мне совершенно все равно, какой это заказ, просто для меня это повод, чтобы еще раз рассказать об истории страны.

- Кто приглашен на главные роли?

- У Саши Балуева необычная роль разбойника. А у Марата Башарова интересная роль. Главную роль поляка играет польский актер Михал Жебровский. У меня занят фантастический испанский актер Рамон Ланга. К глубокому сожалению, из-за занятости не смог принять участие в фильме Сергей Маковецкий.

- Каких историков вы читали, прежде чем взяться за постановку?

- Практически всех, кто писал у нас, а также польские источники. Я стараюсь быть корректным и не делать виноватыми невиновных. Повторяю: история о Смуте очень смутная. Там никакой правды нет.

- Ну, наши-то победили в конце концов?

- Нет. Просто закончилось Смутное время, и все.

- Вы просматривали до начала съемок фильм Всеволода Пудовкина 1939 года "Минин и Пожарский"?

- Да, конечно. Там есть забавные вещи, но это совсем другая история. Если говорить о жанре, то мы снимаем в общем и целом авантюрно-приключенческую историю.

- А эпоху зритель узнает?

- Через эту манеру он, даст бог, узнает нашу историю.

- Взятие Кремля осенью 1612 года присутствует в картине?

- Нет. У нас будет начало осады Кремля, битва на Девичьем поле, но тоже только начало.

- Где проходят съемки?

- У нас грандиозная декорация некоего вымышленного городка на натурной площадке в Белоруссии. Здесь происходит главная битва, которая проявляет наших героев.

- Патриарх Филарет, отец царя Михаила Романова у вас появляется в картине?

- Знаете, это деликатный вопрос. Про него надо отдельную картину снимать, так же как про патриарха Гермогена.

- Но роль православной церкви в фильме будет отражена?

- Безусловно. Без этого невозможно представить историю. Мне кажется, мы нашли совершенно свежий, необычно яркий ход для решения проблемы участия духовенства в религиозной теме картины.

- Сюжет про избрание Михаила Романова царем в 1613 году не забыли?

- Нет. Но мы также снимаем совершенно забавный сюжет присяги польскому принцу Владиславу, который в Россию не приехал, а ему очень помпезно присягали русские. Это интересно и очень необычно.

- Как вы относитесь к Дню народного единства, отмечаемому 4 ноября?

- Да так же, наверное, как все. Его же нельзя просто назначить. Вроде бы 7 ноября отменили, а народ все равно его празднует. Это все исторически складывается. Это достаточно сложный культурный процесс. Сейчас праздник определили, а насколько он приживется - уже другой вопрос.

- Историки рассматривают Смуту как братоубийственную войну. Вы согласны с этим определением?

- В общем и целом так, наверное, и было. Строго говоря, с моей точки зрения, Смута - это в основном, что называется, наши проблемы. Впрочем, я думаю, что смута - необходимый этап в развитии каждой страны. Это этап переосмысления. Другое дело, что у нас смута - хроническое заболевание.

- Вы не боитесь критики фильма со стороны ученых или разговоров о том, что участвуете в мифотворчестве?

- Тут два ответа. Во-первых, не боюсь, потому что знал, за что берусь. Во-вторых, ни самый авторитетный историк, ни сто академиков, вместе взятые, не выразят единую точку зрения на эти события. Я решил в этой обстановке, что могу выразить точку зрения свою и интересующих меня людей.

Денис Бабиченко

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера