Архив   Авторы  

О России с любовью
Вокруг России

Когда появится в Америке пророссийское лобби?

Москва и Вашингтон сильно разошлись в оценке степени свободы лоббистской деятельности в США. Президент Владимир Путин находит ее сильно ограниченной. Американская же администрация убеждена, что для лоббирования на законных основаниях в США ни для кого нет никаких препятствий. Похоже, не правы обе стороны. Американская преувеличивает степень свободы и прозрачности своей системы лоббирования. Российская попросту не может сформулировать месседж, который она хотела бы донести до Америки.

Толкаем все

Заочный спор вспыхнул после того, как на встрече с членами международного дискуссионного клуба "Валдай" президент рассказал такую историю. Россия вознамерилась в соответствии с американским законодательством заключить контракты с лоббистскими организациями, официально действующими в Конгрессе. Однако в один прекрасный момент те люди, с которыми вступили в контакт наши официальные лица, вдруг заявили, что в Госдепе им не рекомендовали работать с российскими партнерами. Правда, официальные лица в Вашингтоне все это отрицали. Но это значит, что "кто-то нас вводит в заблуждение", заявил Путин. По его мнению, "такие мелочи мешают налаживанию конструктивного диалога".

По другую сторону Атлантики официальный представитель Белого дома Тони Сноу пришел в недоумение, когда его попросили объяснить, почему российскому лоббизму вставляют палки в колеса. "Вы что, шутите?! - воскликнул он. - В нашей стране лоббирование пока еще разрешено законом". Россияне, по его словам, "могут нанимать любых лоббистов, каких им угодно". Тем только необходимо зарегистрироваться. И заключил: "Таков ответ. И таков закон".

Эта трансатлантическая дискуссия на высоком уровне - дополнение к череде скандалов, связанных с деятельностью американских лоббистов. Самый громкий из них развивается вокруг совсем еще недавно всесильного вашингтонского "толкача" (обозначение лоббиста на вашингтонском жаргоне) Джека Абрамоффа. Из-за обвинений в коррупции и получении взяток вынуждены были уйти из Палаты представителей влиятельнейшие конгрессмены-республиканцы Рэнди Каннинхэм и Роберт Ней. Оба признали свою вину и готовятся отсидеть тюремные сроки. Ней, например, принимал от лоббистов такие подарки, как оплаченные отпуска на дорогих курортах Шотландии, штата Нью-Йорк или Нового Орлеана, ресторанные ужины стоимостью в сотни долларов, десятки тысяч долларов "пожертвований" в свой избирательный фонд, билеты на лучшие места во время самых престижных спортивных событий. Одни только отпускные путешествия бывшего законодателя стоили, по оценкам прокуроров, не меньше 170 тысяч долларов. А что сделано в обмен на щедрость лоббистов? Один из клиентов Абрамоффа получил многомиллионный контракт на обеспечение беспроводного телефонного обслуживания Капитолия. Другой удовольствовался записью в официальном отчете о заседании Конгресса, которой было достаточно, чтобы снять препятствия к покупке плавучего казино во Флориде.

К судебной ответственности во Флориде и Вашингтоне привлечены и сам лоббист Абрамофф, и его ближайшие сотрудники Адам Кидан и Майкл Скэнлон, а также бывшие служащие различных федеральных ведомств и аппарата Конгресса. Одни из них уже получили тюремные сроки, другие ждут окончательного вердикта судьи.

Не обошлось без скандала и с иностранным политическим лоббизмом. В нем оказалась замешана самая влиятельная структура в этой сфере - Американо-израильский комитет общественных дел (АИКОД). Бывший высокопоставленный чиновник Пентагона Лоренс Франклин получил 12 лет тюрьмы за передачу сотрудникам АИКОД, ныне отстраненным от работы, секретной информации, относящейся к американской политике в отношении Ирана, "Аль-Каиды" и к деталям расследования теракта в Хобаре (Саудовская Аравия), когда на тамошней базе ВВС погибли 19 американских военных. Следствие еще не закончено. Судя по имеющейся информации, прокуроры собираются впервые в практике лоббизма применить к сотрудникам АИКОД положения закона об иностранном шпионаже.

Вот так своеобразно отмечается десятая годовщина основного правового документа, регулирующего лоббистскую деятельность в США, - закона о раскрытии лоббистской деятельности, о котором и говорил Тони Сноу, озвучивая ответ Белого дома Кремлю. Все это вызвало живую реакцию внутри США, особенно с учетом того, что нынешний год - год промежуточных выборов в Конгресс. Демократы поспешили обвинить своих соперников-республиканцев в беспринципном потакании интересам лоббистов.

"Кей-стрит (улица в Вашингтоне, на которой сконцентрированы лоббистские офисы. - "Итоги") превратилась в теневую контору Конгресса, - заявляет конгрессмен из Иллинойса Рам Эмануэль, бывший советник Клинтона, - которая организует дорогостоящие каникулы, переписывает законодательство и служит в качестве бюро по трудоустройству для бывших конгрессменов". Эмануэль предлагает реформировать отношения между Конгрессом и лоббистами в духе тех изменений, которые произведены в последние годы в отношениях между кандидатами на выборные должности и их финансовыми спонсорами. То есть прежде всего увеличить дистанцию между "толкачами" и народными избранниками, сделать более прозрачной отчетность за поездки, угощения и тому подобные благодеяния лоббистов для членов Конгресса. У демократов даже есть соответствующий проект закона. Некоторые радикалы идут еще дальше и предлагают вообще ликвидировать и запретить институт лоббизма как таковой.

Почем глас народа

Ну уж этой крайности точно можно не опасаться. И дело не в аргументах, которыми пользуется президент Американской лиги лоббистов Пол Миллер. Мол, нельзя по паре заблудших овец судить о всем лоббистском "стаде". Ведь из-за случаев махинаций или ограблений в банках никто не предлагает уничтожить банковскую систему целиком. Впрочем, с лоббизмом дело гораздо серьезнее и глубже.

Лоббизм как специфическая форма воздействия на органы власти США родился практически вместе с этим государством и давно врос в него, став неотъемлемой частью политической системы. В официальном стенографическом отчете о дебатах в Конгрессе понятие "лобби" употребляется с 1808 года, а название профессии - "лоббист" - с 1862го. Для некоторых исследователей, например Эдуарда Лозанского, лоббизм представляет собой "прямое проявление демократии". Через этот механизм, по мнению ученого, наиболее четко и эффективно реализуется декларируемое в первой статье "Билля о правах" право граждан США "объединяться в мирные ассоциации и апеллировать к правительству для исправления несправедливости".

С другой стороны, лоббистская деятельность стала доходным бизнесом, приобретя невиданный прежде размах. "Десять лет с момента последнего обновления законов, регулирующих лоббизм, характеризуются взрывным ростом числа лоббистов и количества денег, израсходованных на эту деятельность, - заявили корреспонденту "Итогов" в отслеживающей работу Конгресса и других госучреждений организации Center for Public Integrity. - Если в 1996 году на оплату лоббистов уходило менее миллиарда долларов, то к 2005 году эта сумма перевалила за два миллиарда".

В правительственных органах зарегистрированы лоббисты примерно из трех с половиной тысяч организаций. Услугами лобби пользуются также около полутора тысяч корпораций, восемь сотен предпринимательских союзов, 300 профсоюзов, 380 общественных, до сотни фермерских и более полусотни экологических организаций. По разным данным, в Вашингтоне в настоящее время лоббистской деятельностью занимаются от 80 до 90 тысяч человек, причем около 15 тысяч - на профессиональной основе. Всего же, согласно ряду источников, на всех уровнях власти действует более 18 тысяч лоббистских фирм. Доходы крупнейших из них составляют десятки миллионов долларов. Наибольшую готовность вкладывать деньги в лоббистские структуры устойчиво демонстрируют фармацевтические, нефтегазовые, телефонные и электроэнергетические компании, годовой бюджет каждой из которых на лоббизм устойчиво составляет 50-100 миллионов долларов.

Кроме того, от 5 до 25 миллионов в год составляют расходы на лоббизм ряда иностранных государств - Китая, Тайваня, Израиля, Саудовской Аравии и Южной Кореи. В последние годы активизировались в сфере лоббизма некоторые постсоветские республики, особенно Украина, Казахстан и Грузия.

Аляска, недорого

В силу наличия ярко выраженных бизнес-интересов и реальной материальной заинтересованности вашингтонские собеседники "Итогов" выражали недоумение, как могла произойти история, о которой рассказал "Валдайскому клубу" президент России. Один из них, попросивший сохранить анонимность, предположил, что подобный казус мог случиться исключительно по причине обращения российских заказчиков по неверному адресу. Например, это могла быть какая-то слишком ангажированная фирма, очень близкая к республиканцам и нынешней администрации. По словам нашего источника, в противном случае трудно себе представить, чтобы предубеждение против России могло проявляться в такой форме. Даже гораздо более негативные с точки зрения американского восприятия государства, как, например, Пакистан во времена его сотрудничества с афганскими талибами, Бирма или в последнее время Узбекистан, и то имеют лоббистов. Большинство же эспертов просто пожимали плечами и говорили: пусть русские обратятся к нам, и за несколько часов мы найдем Кремлю достойного партнера, и даже не одного.

Известный вашингтонский лоббист из Capitol Links LLC Грегори Минджак заявил "Итогам", что для него слова российского президента прозвучали новым подтверждением того факта, что у России просто нет своей собственной лоббистской политики в США, и она до сих пор мало преуспела в ее создании. И это очень жаль, считает Грегори Минджак, женатый на русской, не раз бывавший и работавший в России.

"Я понимаю те сложности, которые стоят на пути создания российского классического этнического лобби, подобного израильскому, армянскому или греческому, - подчеркивает специалист. - Но ничто не мешает начать с найма американской профессиональной фирмы. Это первый шаг к полноценному лоббированию - показать, что у вас есть организация и есть некое послание, которое необходимо донести до Америки". Возможно, начать следовало бы с целенаправленной борьбы за отмену пресловутой поправки Джексона - Вэника, принятой еще в 1974 году и основания для существования которой исчезли вместе с окончанием холодной войны. В каком-то смысле эту поправку можно считать памятником слабости всех пророссийских сил в США.

Сейчас парадоксом выглядит то, что первый крупный скандал с иностранным лобби в Америке связан как раз с Россией. Он разразился в 1867 году, сразу же после покупки Аляски Соединенными Штатами. Американская публика не могла взять в толк, зачем нужно было платить 7,2 миллиона долларов (громадная по тем временам сумма, ради сбора которой правительству США пришлось залезть в долги) за тундру, льды и снега. Объяснение было найдено в происках российского лобби, которое-де потратило 2,2 миллиона на подкуп госсекретаря Сьюарда и членов Конгресса, то есть применило технологию, ныне известную как "откат". Впрочем, в действительности американским чиновникам Российская империя тогда не заплатила ни цента. 27 тысяч долларов ушло в карманы юристов-лоббистов, 3 тысячи - одной вашингтонской газете за пиар, а остальные 2,17 миллиона предназначались для закупки в Штатах различных военных товаров для императорской армии. Вот и весь лоббизм, и ничего принципиально нового за минувшие сто с лишним лет здесь не придумано...

Все то немалое время, что я знаком с Грегори Минджаком, он не устает повторять: "Нужно что-то делать для возвращения России классического имиджа страны Толстого и Достоевского вместо того образа, который сформировался в эпоху холодной войны и который нет-нет да и промелькнет снова то на страницах печати, то на телевидении, то на киноэкране. Важная часть работы лоббиста - отражать атаки на клиента столь быстро, насколько это возможно. Если вы оставляете такие атаки без ответа, то американская публика думает, что критика или представление ошибочных, а то и искаженных фактов - это правда".

Впрочем, может быть, проявление президентом России личного внимания к проблеме отсутствия российского лобби в США и вспыхнувшая в связи с этим дискуссия помогут продвинуть безнадежно застрявшую телегу.

Вашингтон

Николай Зимин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера