Архив   Авторы  

ЗакRUчивание гаек
Hi-tech

Доменное имя в Рунете собираются приравнять к товарному знаку. К чему это может привести?На прошлой неделе Государственная дума проголосовала за принятие в первом чтении новой редакции четвертой части Гражданского кодекса (ГК) РФ, касающейся в числе прочего и регулирования государством доменов в зоне RU. Как известно, каждому государству, которое признано ООН, выделен так называемый домен первого уровня - двухбуквенное сочетание, обозначающее название страны. Так как развитие Всемирной паутины первоначально происходило вне государственного регулирования, то и "национальные" доменные зоны первого уровня до поры выдавались частным лицам. И только потом организации, так или иначе связанные с правительствами, устанавливали над ними контроль. В России в настоящее время регистратором доменов является RU-CENTER.

Все, однако, может измениться после принятия четвертой части ГК, в которую включена глава 76, рассматривающая также и вопросы регистрации доменных имен. В ней даются определение доменного имени, правила его регистрации, использования и даже отчуждения. Например, отнять домен можно будет через суд "в связи с неиспользованием доменного имени непрерывно в течение двух лет после его регистрации". Таким образом, предложенная редакция четвертой части ГК является серьезной заявкой на государственное регулирование российского сегмента Всемирной паутины. И Россия может стать единственной страной в мире, где регистрация и охрана доменов будет регулироваться государственным законодательством, а не частноправовыми отношениями.

Если RU-CENTER проводит сегодня достаточно либеральную политику в вопросе регистрации доменов в национальной зоне, то часть 4 ГК предполагает чрезвычайно длительную и трудоемкую процедуру - регистратору потребуется проверять регистрируемый домен на предмет существования аналогичного фирменного обозначения или коммерческого наименования. Подобная практика существует при регистрации юридических лиц, правда, на практике это достаточно формальная процедура, в результате чего появляется масса фирм с похожими именами. Следовательно, регистрация домена может затянуться на неопределенное время, а ее стоимость увеличится в разы. Получается, что регистрация домена из фактически заявительной (сейчас регистрируется любое сочетание латинских букв, главное, чтобы оно было свободным) превратится в разрешительную.

Но самое худшее в новом законе то, что он уравнивает в правах домены и товарные знаки. Между тем в документе IANA (организация по распределению нумерации в сети Интернет) RFC:1951 подчеркивается, что регистрация доменного имени не имеет статуса товарного знака. К чему может привести отступление от этого принципа?

Всем хорошо известно, что неправомерное использование чужих товарных знаков в доменных именах - больная тема. Многие компании ревностно охраняют свои названия и преследуют в судебном порядке владельцев доменов, наименования которых лишь отдаленно похожи на их товарные знаки. Все помнят историю 2004 года, когда корпорация Microsoft угрожала судом 17летнему канадскому школьнику Майку Роу, зарегистрировавшему домен mikerowesoft.com. Юристы Microsoft обратились к Роу с требованием передать домен корпорации на том основании, что он фонетически похож на домен microsoft.com. Правда, когда дело получило широкую огласку, стороны пришли к взаимовыгодному соглашению - домен отошел к корпорации, а Майк Роу получил игровую приставку XBox, некоторую сумму денег, кроме того, ему оплатили курс обучения использованию технологий от Microsoft.

Конечно, существуют не только "суровые" компании и "бедные" пользователи. Иногда все бывает с точностью до наоборот - "плохие" киберсквоттеры захватывают чужие доменные имена и потом продают их законным владельцам торговых марок "по спекулятивным ценам". Но все эти проблемы отлично решаются в судах, которые дают предписание передать имя "правильному" владельцу. В России все может оказаться куда хуже. В одну кучу смешиваются физические лица, владеющие доменами, и юридические, владеющие торговыми марками. Более того, физические лица при некотором стечении обстоятельств могут блокировать использование компаниями их собственных торговых марок. То есть получается, что новации в ГК - это палка о двух концах. С одной стороны, усложнится регистрация доменов, а ряд наименований не сможет получить одобрения, а с другой - киберсквоттеры, которые ранее зарегистрировали домены, наименование которых совпадает с известными торговыми марками, получат возможность блокировать их выход на российский рынок. Кроме того, торговые марки регистрируются по так называемым классам продукции, а значит, под одним и тем же названием могут спокойно сосуществовать различные товары, поэтому на российских просторах, и не только виртуальных, может возникнуть полный хаос в том, что касается названий и торговых марок. Между тем группа юристов RU-CENTER еще в конце июля предоставила администрации президента (которая, кстати, и написала эти поправки) свое заключение о том, что она рекомендует не включать регулирование доменов в ГК - на данный момент Закон "Об авторском праве и смежных правах" вполне работает и позволяет защищать интересы владельцев авторских прав. Впрочем, будем надеяться, что ко второму чтению закон избавится хотя бы от части нынешних недостатков.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера