Архив   Авторы  

Профильный актив
Общество

На камень, заложенный в основание новой московской бизнес-школы, скинулись виднейшие российские олигархи. Что заставляет наших миллионеров тратить свои миллионы на непрофильный в первом приближении бизнес?

До сих пор российское бизнес-образование, к которому прочно приклеилась американская аббревиатура МВА (Master of Business Administration), было нишей крупнейших вузов - именно они на своей базе создавали школы делового администрирования для тех, кто желал изучать современные технологии бизнеса. У кого-то это получается неплохо, у кого-то похуже, но средний уровень российских МВА-школ явно оставляет желать лучшего. Может быть, поэтому наиболее продвинутые бизнесмены и едут учиться за границу, где история бизнес-образования насчитывает не 15 лет, как у нас, а несколько десятков. Однако на прошлой неделе под Москвой, в Сколкове, был заложен первый камень в фундамент бизнес-школы принципиально нового типа. Стоимость проекта оценивается в невиданную доселе сумму - более 300 миллионов долларов. Часть средств - порядка полумиллиарда рублей - кураторы проекта ожидают из госбюджета. Остальные деньги дадут крупнейшие бизнесмены, среди которых Роман Абрамович, Леонид Михельсон, Рубен Варданян, а также компании ТНК-ВР и Sun Group. Злые языки поговаривают, что все это не проявление высокой соцответственности олигархов, а мгновенная реакция на пожелание Владимира Путина, недавно высказавшегося в том смысле, что, мол, в стране должно быть как минимум две бизнес-школы мирового уровня. В результате этот пункт вошел в нацпроект по образованию. Одна школа создается на базе Санкт-Петербургского университета, а вторая строится с нуля в Сколкове. Торжественные мероприятия по поводу старта этого проекта прошли под лозунгом "Мы создаем международную школу мирового уровня". О том, какой конкретный смысл вкладывают авторы в этот амбициозный слоган, "Итоги" спросили декана нового учебного заведения, советника министра образования и науки Андрея Волкова .

- Андрей Евгеньевич, вот замахнулись на мировой уровень, да еще в таком неоднозначном секторе образования, как МВА, да с лозунгом стать лучшими. Это от трепета перед президентом, олигархами и выделенными ими суммами?

- Да нет, это просто нормальная амбициозная задача, которая выглядит сейчас как лозунг "Хорошо бы быть лучшим". Другой вопрос, что для этого надо сделать. Уже на старте школа хочет позиционировать себя как международная. И совсем не из-за моды на "международность": просто невозможно готовить управленцев высокого уровня, если они не живут изначально в атмосфере глобального видения процессов. Следовательно, мы хотим, чтобы примерно 25 процентов слушателей школы были людьми, приезжающими из других стран сюда учиться. Смелое по нынешним временам намерение, но мы такую задачу ставим. Отсюда следует, что значительную часть преподавательского состава должна составлять западная профессура. Не потому, что наши хуже, просто иностранные преподаватели способны привнести другую культуру обучения, другой подход к бизнесу. Никакой революции в содержании обучения мы не планируем, хотя по модели эта школа должна быть, с моей точки зрения, проектно-ориентированной. Если в процессе обучения слушатели будут делать реальные проекты, тогда запрос на знания, навыки, компетенцию, которые предоставляет школа, становится осмысленным. Это стержень и смысл всего дела. Не пересказ какой-то современной бизнес-модели, западной или там сингапурской практики, не бизнес-эрудиция, а бизнес-делание.

- И как к этому относятся отцы-основатели школы?

- К моему искреннему удивлению, они с большим интересом обсуждают структуру учебного плана, его тенденции и так далее. Не ожидал, что эти очень занятые люди будут так внимательно обсуждать специфические вопросы: как и с помощью какого инструментария надо готовить современных управленцев? Мы сообща анализируем, какие технологии в других бизнес-школах приносят результаты. Вообще-то это узкоспециальная проблема, решением которой сегодня учебные заведения в принципе занимаются редко. Обычно они формируют некий учебный план, с небольшими модификациями живущий десятилетиями. Мы же находимся на нулевой точке, то есть имеем редкий шанс сделать все по уму. И те, кто создает эту школу, хотят именно этого.

- То есть крупный бизнес собирается напрямую влиять на образование?

- Я позволю такое суждение: главным препятствием в ближайшие 10-15 лет для развития экономики в нашей стране станет не ресурсное обеспечение, не показатели бюджета, а качество квалификационного капитала. Такой термин сейчас ввели в документы "большой восьмерки", и обозначает он то, что может сделать в инженерном, управленческом смысле страна. Это напрямую связано с экономикой, и это сейчас все понимают. Люди и их компетенция, квалификация - основное преимущество компании. Раньше это были связи, еще раньше - ресурсы и деньги, а сейчас люди. Так что интерес крупного бизнеса к проблеме и желание ее решать понятны.

- Значит ли это, что ваша бизнес-школа первая в череде многих?

- У существующих сегодня бизнес-школ, университетов не хватит мощности справиться с нарастающим спросом на это образование. У нас их количество исчисляется сотней-другой, а в Соединенных Штатах Америки минимум 2,5 тысячи университетов дают бизнес-образование. Следовательно, мы не производим и десяти процентов необходимой для страны такого размера менеджерской подготовки. К тому же ее средний уровень достаточно невысок. Да и неоткуда взяться приличному среднему уровню: бизнес-образование только встает на ноги - 15 лет очень маленький срок для такого типа производства, как образовательное.

- Я знаю многих людей, которые учились не только в наших бизнес-школах, но и в западных. И многие из них говорят, что МВА - это просто лейбл, честный способ отъема денег, поскольку ничего, кроме связей и хорошего иностранного языка, такое образование в реальности не дает. Вы с этим согласны?

- Если бы бизнес-образование было чистой профанацией, оно не представляло бы собой многомиллиардный мировой рынок. Лично я считаю, что это образование в Америке появилось из-за необходимости постановки общего бизнес-языка: люди, которые управляют фирмочками, фирмами и корпорациями, должны говорить на одном языке. Так появились целые направления - учет, финансы, маркетинг, логистика и так далее. Бизнес-образование позволяет людям пользоваться терминами, под которыми все они понимают одно и то же. Как в математике, физике и любой другой науке. Поэтому это не профанация - ни здесь, ни у них. Проблема же в самих людях: получая МВА, они рассчитывают, что приобретают некий золотой ключик. А как же: я поехал в Чикаго, заплатил 100 тысяч долларов, потратился и жду немедленной отдачи - золотого дождя и суперуспешного бизнеса. Но это миф: никакое образование на самом деле не решает такой задачи - не гарантирует предпринимательский успех. Ведущие бизнес-школы заточены под то, чтобы наращивать человеческую компетенцию.

- Не слишком внятный критерий. Может, и учиться не стоит, если это никак не скажется на карьере?

- Если убрать такой мотив, как эффектная строчка в резюме, то какое приращение личного капитала может дать бизнес-школа, как, впрочем, любое образование, конкретному человеку? Это самый нетривиальный вопрос, хотя такое заявление выглядит странно. Вроде человек много лет учился, есть фундаментальная подготовка - остается идти работать и достигать успеха. Это, мне кажется, большая такая общественная мифология. И если мы проанализируем профессиональный рост всех наших с вами знакомых, то никакой прямой связи между его образованием и карьерой мы не увидим. Я считаю, такая ситуация - признак длительного глобального кризиса образования, который складывается последние сто лет. Это образование конструктивно сформировалось 250 лет назад, но данная форма уже не соответствует тому миру, в котором живем мы с вами. От специалиста сегодня требуется многое, кроме знаний в чистом виде: способность к общению, быстрой реакции на изменившуюся ситуацию, программированию своей деятельности, к очень широкой кооперации. Всему этому не учат ни в каких вузах. А вот бизнес-школы, которые на самом деле правильнее называть школами управления, как раз и должны оснащать человека именно таким инструментарием. И пока, замечу, очень посредственно с этим справляются в мировом масштабе, а у нас тем более.

- У нас - понятно. В основе МВА, как известно, лежат так называемые кейс-стади - конкретные бизнес-ситуации и примеры. Можно ли в стране с непрозрачным способом ведения бизнеса, с коррупцией и засильем личных связей найти ситуации, на которых можно кого-то учить?

- Грубый ответ - нет, нельзя. То есть готовить на базе "кейс-стади" в нашей действительности можно, но неперспективно. Хотя замечу, что многие наши школы управления только мечтают о "кейсах" - для них это светлое будущее. Я же считаю, что это уже шаг в прошлое. Вот мы учим конкретную ситуацию, которая случилась в какой-то компании: убираем оттуда "отягчающие обстоятельства" вроде политики, структуры человеческих отношений. Понятно же, что такая идеальная ситуация никак не поможет мне решить проблемы своей компании даже в похожей ситуации. Другой губернатор - и все, привет. В этом смысле "кейс-стади" - суррогат, но лекция - еще хуже. Думаю, что самый эффективный вариант - это подлинный анализ и коллективная разработка проектов развития конкретной компании. Это не совсем то, что делается в компаниях на совещаниях, поскольку лишено текущих проблем. Это чистой воды технология, которую можно применять так или иначе, крутить под разные конкретные задачи.

- Вы знаете много людей, которые могут так виртуозно обращаться с бизнес-технологиями?

- Вы правы, подлинная проблема современного образования вообще и бизнес-образования в частности - квалификация тех людей, которые готовы это делать. Я уже не говорю про традиционные вузы и университеты, там с этим совсем плохо. Я своему сыну говорю: даже если тебе не дадут в вузе нужных знаний, ты научишься взаимодействию с преподавателями, коллективом, приобретешь социальные техники. Бывает историческая удача, что ты встречаешь не просто преподавателя, а интересного тебе человека. Он тебя поразил, чем-то захватил твое воображение - так люди учатся, находят пример для подражания. И это самая эффективная технология. Мы ее не исключаем, поэтому сегодня очень тщательно занимаемся подбором преподавателей как за рубежом, так и здесь.

- Сколько будет стоить учеба в вашей школе - при таких-то подходах это удовольствие обещает быть недешевым?

- Предполагаем, что это будет дорогое образование - 50 тысяч долларов как минимум. Я даже считаю, что стоит сделать и выше: конкурентоспособное образование стоит немало. Но давайте не будем никого пугать: мы изначально планируем очень серьезную поддержку талантливых студентов, которые смогут брать дешевый кредит на очень длительное время. Мы понимаем, что человек не всегда может выложить такую сумму. Но, с другой стороны, если это успешный человек, который хочет сделать шаг на новый профессиональный уровень, то он располагает определенными средствами. А если он не заработал на учебу или не убедил своего работодателя за него заплатить, может, ему и не нужно управленческое образование?

- Основатели школы планируют присматривать в вашей школе сотрудников для себя?

- Да, конечно, они этого и не скрывают. Разумно пользоваться результатами своей деятельности впрямую, этой школой тоже.

- Появление вашей школы изменит отношение работодателей к выпускникам MBA в лучшую сторону? Ведь кое-кто считает, что у них много пафоса и амбиций, но от них мало реальной пользы.

- Я знаком с такой точкой зрения, вы абсолютно правы - есть такое дело. Мы хотим изменить ситуацию и дать новое качество и уровень людям с дипломом МВА. Рассчитываем, что все получится. Но главное, в любом случае у нас будет больше квалифицированных управленцев в стране. А это и есть сверхзадача.

Ирина Мельникова, Андрей Замахин (фото)
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера