Архив   Авторы  

Мичуринцы
Искусство

Соединение несоединимого - вот главная фишка в работах Дубосарского и Виноградова. В этом еще раз смогли убедиться те, кто увидел новый проект художников под названием "Легкость бытия"

Арт-проект Владимира Дубосарского и Александра Виноградова "Легкость бытия", представленный на подмосковном курорте "Пирогово", - пожалуй, одно из самых значительных художественных событий года. Масштабные полотна Д&В разместились в семи павильонах, что были созданы по проекту Юрия Аввакумова из крашенных белой краской деревянных поддонов для перевозки грузов. Павильоны носили громкие названия - "Космос и мы", "Спорт и танцы", "На дне и метафизика предмета", "Здесь и сейчас"Е Очевидно, все это должно было напомнить зрителю о славной Выставке достижений народного хозяйства. Да и весь масштабный проект внешне выглядел как пафосный отчет о достижениях художников. Вот - продолжение "Подводного мира", показанного в Венеции. Вот - освоение героями космоса. Вот - новый человек, танцующий, прыгающий, играющий в футбол со львом и волком... Так о чем же хотели рассказать Д&В на этот раз?

Сладкая парочка

Как другие вместе пишут, поют или танцуют, так Александр Виноградов и Владимир Дубосарский вместе рисуют. Еще в 1994 году они сделали проект "Пикассо в Москве" - фотографии с выставки художника 1956 года, его поздняя графика и... парадный портрет маслом. Знаменитый кубист и авангардист был изображен на фоне набережной Москвы-реки и Кремлевских стен, правда, без голубя мира. Пикассо был похож то ли на деятеля международного коммунистического движения, то ли на близкого к народу руководящего работника, скромного и душевного. Идея соединить несоединимое - авангард с соцреализмом, брезжившая до того разве что в ученых статьях Бориса Гройса, но никак не в живописных полотнах, показалась остроумной, но не более того.


Но Д&В на "Пикассо" не остановились и продолжили свои мичуринские опыты. Они последовательно скрестили образы фольклора и массовой культуры - появилась птица-тройка, преследуемая волками и вампирами. Затем идиллические картины колхозной жизни с нескромным блеском порножурналов - родился "Праздник урожая", где вместо усталых, но довольных трактористов и доярок перед взором зрителя предстала картина вакхической оргии. Скандал разразился, когда идеальные русские пейзажи с березками оказались населены идеальными же русскими писателями-классиками, которые были невинны, аки Адам и Ева до грехопадения, и, как следствие, так же наги. Рай так рай.

Разобравшись с классиками, художники занялись звездами поп-культуры, вписав образы голливудских звезд в соцреалистический сюжет встречи вождя и народа. И вот уже красавчик Сталлоне на новом полотне рисовал играющего мускулами Шварценеггера в окружении крестьянских детей на Среднерусской возвышенности. Это, конечно, вам не "Незабываемая встреча" Ефанова, где в едином порыве устремились друг к другу отец народов и его дети, но тоже лучезарно и харизматично. Впечатление складывалось такое, что наивные художники, они же наглые пересмешники, заняты изучением стереотипов и персонажей массовой культуры "вождь - герой - масса" или "классик - культовая фигура - поп-звезда". Словом, Виноградов и Дубосарский с блеском исполнили роль двух Простодушных, которые каждую метафору с готовностью прочитывают буквально.

Результат превзошел все ожидания. Художники угодили разом и зрителям, и критикам. Зрителей радовали безмятежная лучезарность их картин, знакомые образы, словно сошедшие со страниц учебников и рекламных постеров, и сюжеты, обладающие счастливым свойством в пересказе мгновенно превращаться в анекдот. Критики в свою очередь радовались радости зрителей. Тезис о доступности современного актуального искусства массам был явлен весомо, зримо и грел их сердца. Выяснилось, что сидеть в башне из слоновой кости вовсе не обязательно. Хоть там и высоко, но одиноко и неуютно. И голодно к тому же. А еще изощренные аналитикой умы усматривали за добродушной авторской иронией актуальное желание проанализировать и явить миру средства манипулирования массовым сознанием. А как известно, осведомлен - значит вооружен.

Свой успех Виноградов и Дубосарский закрепили в 2003 году, приняв участие в Венецианской биеннале, где представили проект "Подводный мир". Их картины были показаны в ретроспективе "Россия!" в музее Гуггенхейма в Нью-Йорке в прошлом году. Наконец, в нынешнем сентябре сам Саатчи, легендарный лондонский галерист, пригласил Д&В участвовать в выставке "Триумф живописи".

Двойной успех - у критиков и зрителей - был подкреплен успешными продажами. Цены на их полотна исчисляются цифрами с пятью, а то и шестью нулями.

Здесь и сейчас

Парадоксальным свидетельством мирового признания Дубосарского и Виноградова сталиЕ подделки их работ, появившиеся на рынке. Из актуальных русских художников они, похоже, единственные, удостоившиеся такой чести. Действительно, кажется, что нет ничего проще, чем подделывать их размашистый мазок. Д&В не грезят перфекционизмом, не говорят ни о тайнах творчества, ни об особой живописной технике, ни о прозрениях мастеров. Авторы словно нарочно подчеркивают свободную небрежность стиля: ребенок на первом плане масштабного полотна лишен черт лица, веревки качелей зависают в пустоте, малыш с лейкой и собакой остался наполовину эскизом...Более того, тайнами творчества художники охотно делятся со всеми желающими. Словно намерены наглядно продемонстрировать не только доступность восприятия искусства, но и простоту его создания.

Когда-то в галерее Марата Гельмана Д&В показывали рабочие кальки, на которые они переводили картинки из глянцевых журналов, портреты звезд и политиков, репродукции известных полотен. Короче, весь подручный материал, какой использовали в работе. В результате жизнерадостный китч их полотен дополнялся откровенным показом механики копирования. На выставке в "Пирогово" они проделали нечто похожее. Представьте, по павильонам бродил человек в зеленом плаще. Человека звали Александр Петрелли. Когда он широким жестом распахивал полы, взорам зрителя представала "Легкость бытия2". Петрелли выступал в роли пародийного маршана, предлагавшего за 500 долларов купить авторизованные эскизы. Присутствовавшие при сем авторы охотно объясняли публике, что в полах плаща прячутся коллажи, созданные с помощью компьютера. Они использовались при работе над полотнами, доказательством чему - пятна краски. Короче, дуэт пересмешников, который сам себя сделал, теперь еще и сам себя разоблачал. Никакого самоуважения. Страшное слово "деконструкция", казалось, витало в воздухе.

Но этим сердце Д&В не успокоилось. Хитом выставки стала картина "За культурный отдых". Фишка, впрочем, не только в том, что обитателями советских парков культуры и отдыха стали персонажи гламурных журналов. Гарцующие всадницы в углу полотна... Счастливое семейство с биноклем, воздушным змеем и качелями на фоне косуль и жирафа и развевающегося триколораЕ Три грации с луком на фоне синего неба и яхты на волнах водохранилищаЕ Плакатные лица и спортивные фигуры советских физкультурников воплощают скромное обаяние dolce vita буржуазных семейств. Но самое интересное другое: этот коллективный портрет создан содружеством банкиров, бизнесменов и топ-менеджеров крупнейших компаний. Среди автографов на полотне можно найти подписи Петра Авена, Артема Кузнецова, Демьяна Кудрявцева, Леонида Макарона, Анатолия Карачинского, Александра Ежкова. Все они выступили в качестве соавторов звездного дуэта. Свидетельством тому фотографии процесса художественного творчества, висящие на подступах к полотну, и испачканные краской белые халаты у входа в павильон "Здесь и сейчас".

Нетрудно увидеть, что Д&В доводят свою концепцию принципиального отсутствия авторского начала до логического конца. Мало того что образы картин заимствованы из Интернета, журналов, рекламы, так еще и их перенос на полотно становится коллективным актом. Народ-автор изображает сам себя. Проще говоря, рисует свой автопортрет.

Страшная сила

Лица у героев Дубосарского и Виноградова всегда прекрасны. Даже у инопланетянина в желтых штанишках, который выступает свидетелем на свадьбе космонавта на Луне. Даже у гепардов и грифа с окровавленными когтями, позирующих у мольбертов. Тем более у девушек, соединивших призывный взгляд кокоток с агрессивностью подруг Джеймса Бонда.

Лозунг, произнесенный когда-то комической героиней Фаины Раневской: "Красота - это страшная сила", в произведениях Дубосарского и Виноградова обретает буквальное значение. Тотальный мир безупречного совершенства на их картинах оказывается миром без воздуха. Какой уж воздух в космосе или под водой. И если в Венеции праздничную феерию "Подводного мира" еще можно было рассматривать как беспечную игру авторов, то в контексте нового проекта подводный мир оказался явным синонимом утопии, то есть утопленного, искусственного, мертвого пространства. В итоге его оптимистическая праздничность выглядела обманкой, как преображения панночки в "Вие". Прекрасный мир утопии и кошмар антиутопии оказались двумя сторонами одной медали.

С глянцевым миром контрастировали произведения, объединенные в павильоне "Человек и дегенеративное искусство". Здесь перед зрителем предстали перенесенные на холст показания медицинских приборов: томограмма грудной клетки, ангиограмма почек, термограмма головы. Эти полотна никак не вписываются в концепцию "прекрасного человека". Человек, оказывается, несовершенен. Неудивительно, что последний, восьмой павильон, построенный Юрием Аввакумовым, оказывается лестницей вЕ никуда.

Так в чем же новость? В том, что в очередной раз разоблачена Великая утопия, в том числе технического прогресса? Не только. Д&В делают следующий шаг. Они показывают мир глянца как мир утопии - такой же тотальной, агрессивной, такой же принудительной, как прежде. Принуждение к наслаждению как стратегия общества потребления - это, пожалуй, открытие не только француза Бодрийара, но и наших художников Дубосарского и Виноградова. Есть чем гордиться.

Жанна Васильева, Владимир Новиков (фото)
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера