Архив   Авторы  

В бой идут одни старики
Искусство

Ветераны Голливуда возвращаются на киноэкраны. Кто их сегодня здесь ждет?

Ветераны Голливуда вышли на тропу войны. Харрисон Форд сдувает пыль с видавшей виды лихой ковбойской шляпы Индианы Джонса: по словам создателей, премьера фильма "Индиана Джонс-4" состоится уже в 2008 году. Брюс Уиллис чистит пистолеты "Крепкого орешка": картину "Крепкий орешек: Живи свободным" начнут снимать со дня на день (режиссером назначен муж Кейт Бекинсейл, 33летний создатель "Другого мира" Лен Уайзмен). Сильвестр Сталлоне снова выходит на ринг в образе Рокки, заодно запуская в производство и четвертую часть "Рэмбо" с объявленным бюджетом в 60 миллионов долларов. Наконец, Майкл Дуглас со страниц британского журнала TotalFilm признается, что подумывает о возвращении на экраны в образе авантюриста из "Романа с камнем" и "Жемчужины Нила"...

Все это напоминает экстренную мобилизацию времен Второй мировой. Тогда многие голливудские знаменитости - Генри Фонда, Тайрон Пауэр и другие отправлялись в армию по призыву президента Рузвельта. Но чей призыв услышали нынешние звезды? Неужели вездесущие продюсеры не могут найти кого помоложе? Форд разменял седьмой десяток, Уиллису - 51, а Сталлоне отпраздновал 60й юбилей чуть больше двух месяцев назад. К тому же еще вчера казалось: эпоха классического боевика завершилась в конце 1990х годов. О кровавых картинах с обилием трюков и пиротехники, казалось, забыли тогда, когда кинематографисты получили возможность наконец перенести на экраны истории персонажей комиксов.

Герой начала нового тысячелетия - это гламурный сверхчеловек, наделенный непонятного происхождения способностями: двигать материки голыми руками и ползать по отвесным стенам небоскребов - не герой, картинка. Но в то же время он идет на компромисс и, как говорил глубокомысленный магистр Йода из "Звездных войн", "темную сторону силы в себе ощущает". Он - избранная, мятущаяся натура не от мира сего, призванная тем не менее этот мир спасти. Кроме того, в последнее время звезды зажигают, рассчитывая на любовь тинейджеров. Любовь визуально-портретную - смазливый Тоби Магуайр для девочек, грудастая Джессика Альба для мальчиков... Они могут висеть на стене, улыбаясь с плаката, но играть у них получается не всегда, да, впрочем, и не нужно. Актерскую игру в современных фильмах заменяет компьютерная графика. Нужна не драматургия, а хороший департамент визуальных эффектов. Однако если вначале публика испытывала детский интерес к новым аттракционам, то чем дальше, тем сложнее становилось прокатывать фильмы, созданные по мотивам комиксов. Зритель быстро просек: современный фильм представляет собой симулякр, форму без содержания, и заскучал. В итоге 137миллионный "Халк" 2003 года провалился в американском прокате, даже не окупив затрат на производство, рискуя при этом вообще разорить студию Universal. "Лига выдающихся джентльменов" с бюджетом в 78 миллионов едва собрала 66, а недавний релиз, "Возвращение супермена", обошедшийся в астрономические 270 миллионов долларов, отбил лишь 198 миллионов с копейками.

Теперь, когда мир живет в постоянном страхе перед террористами, спасти его могут только старые, проверенные ребята. "Крепкий орешек", Рэмбо и Инди вышли "из народа", они просты и понятны, а следовательно, любимы, как в СССР интеллигент-слесарь Гоша из ленты "Москва слезам не верит". Бывшая порнозвезда Слай, вороватый "звездный воин" Хан Соло - Форд и малоизвестный лысеющий комик-Уиллис в одночасье стали тремя кинобогатырями - защитниками устоев страны (был, правда, и четвертый - Шварценеггер, но его в национальные записывать не спешили, ведь он метался меж двух огней: то вставал на сторону плохих парней (первый "Терминатор"), то перебегал в стан патриотов ("Коммандос")). Джон Рэмбо отвоевал во Вьетнаме и уложил целую армию подонков-полисменов. Индиана Джонс чуть ли не в одиночку боролся против Третьего рейха, а "Крепкий орешек" Джон Макклейн освободил простых служащих из лап зловещих террористов. Человека-паука, Халка, выдающихся джентльменов - как бы ни были они всемогущи - не существует. А Рэмбо может быть твоим соседом по квартире, Индиана Джонс преподавать в твоем колледже, а Джон Макклейн работать в полицейском участке №39 Палм-Спрингс. В конце концов, именно эти ребята вытаскивали людей из рушащихся башен-близнецов, в то время как тот же Супермен был занят другими, надо полагать, более важными делами.

К тому же народ, зритель утомился не только от спецэффектности героев комиксов, но и от их гуманности по отношению к врагам. В то время как старая гвардия бескомпромиссна. В 1980х годах кинематограф разрабатывал идею оправданной жестокости, которую потом подменили идеей политкорректности. Если тебя окружают недруги - ты не должен брать их в плен: вражья кровь лилась с экранов реками. Герои уничтожали противника люто и самозабвенно. Вспомните классическую фразу из первого "Рэмбо": "Позаботьтесь о том, чтоб гробов хватило". Человек-паук, Сорвиголова, Супермен своих визави стараются щадить, но девиз общества новейшей формации - "Мы не ведем переговоров". Народ, которого в начале нового тысячелетия мутило от вида крови (ее затирали в компьютерных играх, телеэфирах и фильмах), по этой крови соскучился. Грядет очередная волна насилия, захлестнувшая кинематограф 1970-1990-х. Ждать от Рэмбо, Рокки, "Крепкого орешка" и Индианы Джонса миндальничанья с противником бессмысленно. С одной стороны, это явный признак обветшания идеи политкорректности, с другой - желания дать адекватный ответ врагам, а друзьям и гражданам показать, что в американских пороховницах еще есть порох. Голливуд, будучи тесно связанным с Вашингтоном, всегда стоял на страже спокойствия граждан, создавая у них иллюзию защищенности и безопасности. Именно поэтому в бой идут старики, только они могут без размышлений пустить "юшку" врагу. Впрочем, ветераны идут биться не только за кассу, родину, идею, но и за чистоту жанра, который размывается из-за невнятности образа героя эпохи политкорректности.

В попытках классифицировать ту или иную ленту создатели и продавцы зачастую доходят до абсурда. Теперь нет просто боевиков, есть боевики с элементами триллера и мелодрамы, мистические боевики (!) или даже боевики психоделические (скоро, видимо, появятся трансцендентные и экзистенциальные с элементами классической немецкой философии). Чистый жанр продолжает существовать только как нереализованная идея. С одной стороны, это ведет к изысканным экспериментам, пародированию, как у Тарантино в "Криминальном чтиве" или "Убить Билла", с другой - путает карты прямолинейным голливудцам, всегда видевшим в жанре опору. Смущен и зритель, привыкший все к той же прямолинейности. Что есть "Человек-паук"? Стеб, ирония, боевик, фантастика, комикс? Сами продюсеры не в состоянии дать внятный ответ.

Эту тенденцию - тоску по жанру - одним из первых уловил француз Люк Бессон, человек, ставший проводником классических голливудских идей в современной Европе. Его "Перевозчик", "Дэнни цепной пес", "Красный дракон" и т. д. - почти идеальные примеры классических боевиков. Он выводит на околозвездную орбиту Джейсона Стэтема, позиционируемого новым Брюсом Уиллисом. Однако предприимчивому Бессону все-таки недостает голливудского размаха и звезд такого масштаба, как Харрисон Форд, Сильвестр Сталлоне, Брюс Уиллис. Вот и бросаются звезды на амбразуру. Правда, этот их решительный бой может стать последним. Ведь, вернувшись в 2003 году в образе Терминатора, Арнольд Шварценеггер на том и закончил свою кинокарьеру.

Стас Лобастов
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера