Архив   Авторы  

Человек снимающий
Искусство

"Я на "цифру" снимать не буду. Пленка делается из желатина. Специально коровы выращиваются для пленки "Кодак". А все живое передает энергию. Поэтому и пленка - живая. А "цифра" энергию не передает. Цифровое изображение очень условно", - говорит известный кинорежиссер Алексей Балабанов

Человека, который снял культового "Брата", представлять не надо. Но Алексей Балабанов не исчерпывается ни "Братом", ни "Братом-2", ни "Войной". Ведь свой первый фильм - "Счастливые дни" - он снял по Беккету, и эту картину сразу же пригласили в Канн. Вообще Балабанов имеет свойство не отвечать ожиданиям. Он не укладывается в рамки народного или фестивального кино. Тем более не укладывается он в рамки идеологических догм. После "Жмурок", где клюквенный сок тек рекой, вдруг снял мелодраму - "Мне не больно". Едва этот фильм успел собрать урожай фестивальных призов, а режиссер уже закончил съемки новой картины "Груз-200" - предельно жесткой.

- Судя по названию - "Груз-200", фильм снова о войне?

- Нет. Про любовь кино. 1984 год. Финал советской эпохи. Конец правления Черненко. Провинция. В общем, про жизнь людей.

- Чернуха?

- Нет. Но очень мрачно все. После попсового кино я хочу сделать очень жесткое.

- Мне казалось, что "Про уродов и людей" - очень жесткое.

- Это в два раза сильнее. И на Западе-то таких картин мало. А у нас вообще нет.

- Триллер?

- Ближе к триллеру. Там мало говорят и мало стреляют. Но человеческие отношения напряженные очень.

- Сценарий чей?

- Мой.

- На кого роли писали?

- Я на Евгения Миронова писал главную роль. Он испугался. Кирилл Пирогов тоже отказался, хотя у него роль хорошая. Положительная. Девушку я нашел. Девушка хорошая. Агния Кузнецова.

- Вам после "Жмурок" уже досталось за потоки крови, а теперь...

- Со "Жмурками" странно получилось. Все почему-то решили, что это реалистическая картина.

- А вы что снимали?

- Я снимал комикс. Но никто не понял, что это комедия. К примеру, ближе к концу есть эпизод, где герой Юры Степанова выходит около "Макдоналдса" и говорит что-то вроде того: "В центр надо рвать, ребята". Абсолютный гротеск, на мой взгляд. А его воспринимают как реального персонажа.

- Кто? Критики?

- Нет. Народ... Я же в баню хожу.

- В сауну?

- Баня - это баня. Я в общественную баню хожу. Нормальную. Не в эксклюзивную какую-нибудь. Это специальная акция такая. С народом общаюсь. Туда и бандиты заходят. И там мне люди рассказывают про мои фильмы, что очень интересно.

- Они знают, что вы режиссер?

- Конечно. Знают, уважают.

- Что рассказывают?

- "Жмурки", например, для них - это абсолютно реальная жизнь. Естественно, смеются, но при этом говорят: "Ну ты круто пацанов показал вообще". Где-то я там ошибся, что ли. Не знаю.

- "Жмурки" - любимый фильм?

- Нет. Любимый фильм - "Про уродов и людей".

- К большинству своих фильмов вы писали сценарии сами. Для вас литературное творчество и кинематограф неразрывны?

- Просто я думаю картинками. Я придумываю кино - я его вижу. Новый абзац - это другой кадр. Я уже изначально знаю, как что будет. Поэтому сценарий для меня - это кино. Я же для других сценариев не пишу. Записываю свое кино, которое придумал.

- Но сценарий фильма "Мне не больно" не вами написан. Чем мелодрама привлекла?

- Тем и привлекла, что мелодрама. Я такого кино не снимал никогда. Мне было интересно. У меня только было условие: если Рената согласится, то я буду снимать кино, если нет - не буду. Она согласилась.

- Интересно было сделать "женский" фильм?

- Если совсем просто - мне важно было, чтобы девочки в зале заплакали. Это очень трудно сделать. Похоже, это получилось. Даже мужчины заплакали - мне сказали несколько человек. Это дорогого стоит.

- Но вы все-таки избежали крайностей, когда сапогом - на слезную железу...

- Надо было от этого уйти. Вроде как получилось.

- С помощью юмора?

- Чтобы человек заплакал, он должен перед этим засмеяться.

- А Рената Литвинова понадобилась, чтобы возникла игра на грани маски и персонажа?

- Мне интересна Рената. Мы с ней друзья хорошие, и я знаю, как ее победить.

- Победить, то есть заставить выполнять режиссерские задачи?

- Конечно. Она очень талантливый человек. Во всем. Мне с ней легко и просто. Она из тех людей, которые, как и Михалков, кстати сказать, сами предлагают очень много интересного для роли. И не обижалась, когда я говорил, что мне что-то не подходит.

- Сергей Сельянов любит говорить, что кино нельзя делать с холодным носом. То есть нельзя ничего рассчитать. Вы - один из режиссеров, которые попадают в зрительские ожидания. Как вам это удается? Без расчета-то...

- Все-таки рациональность в кино очень важна. Если ее нет, ничего не получится. Но интуиция, конечно, главнее. Ты почувствовал, рассчитал все, построил, а потом главное - с артистами работаешь. Они живые люди, и они должны передать то, что ты придумал. Это очень сложно. С тем, кого знаешь, уже проще. Знаешь психофизику, возможности актера.

- К каждому актеру свой ключик?

- Разные есть методы. Бывает, что, для того чтобы человек в кадр что-то отдал, прямо перед самой командой "Мотор!" можно на него наорать. Просто так - специально. Он напряжется и отдаст энергию в кадре. Но это очень короткий момент. Это не правило, но... Иногда работает.

- Жестокая профессия.. .

- Да. Но и актер - очень тяжелая профессия.

- А почему у вас иногда играют одни артисты, а озвучивают их другие?

- Я люблю менять какие-то вещи. Именно менять. Не из-за того, что там плохо, а из-за того, что хочется по-другому сделать. Артист сыграл роль, и на озвучивании он делает то же самое. Если хочешь другой оттенок, надо взять кого-то другого. Важно именно отличие.

- Еще один пласт игры?

- Да. Это добавка такая. Поэтому Витю Сухорукова в "Брате" озвучивал Алексей Полуян. Сухорукову понравилось очень. У Полуяна голос с хрипотцой. В "Брате" есть крохотный эпизодик, где он играет киллера. В новой картине у него есть роль милиционера, который не совсем в себе.

- В фильме "Мне не больно" один из ребят говорит: "Найди своих и успокойся". Но в этой картине все любят друг друга, даже герой Михалкова - Тату, а врачи - больных. Чужих там вроде и нет. Кто свои-то?

- Не помню, кто эту фразу придумал. Но Рената сказала мне, что я. Кто свои, не знаю. В принципе речь шла о близких людях.

- В "Брате" мир был очень тесен: заложники, бандиты и квартира, где играет Бутусов, - все рядом. В фильме "Мне не больно" после Дня десантника тоже рядом оказываются совершенно разные люди: прораб, девушка с улицы, которая предлагает заняться групповым сексом, тут же финн... Вам интересно смешение людей разных социальных слоев?

- Жизнь очень разная. И такие девушки есть. И десантники. Для убедительности нужны такие эпизоды в фильме. Как та девушка нагишом на балконе, которая болтает с героем. Если это чистый жанр - совсем не из жизни, будет скучно. И очень условно. Мне хотелось сделать кино, похожее на реальную жизнь.

- Подлинным кино делают не главные герои, а эпизодические персонажи?

- Они сильно помогают. Так же как музыка. Музыка в кино - очень важная вещь. Может быть, доминирующая. Кадр без определенной темы не будет жить. Важно найти правильную эмоцию. Музыка как раз ее серьезно добавляет. Часто кино проигрывает из-за плохой музыки.

- Вы сами не играли?

- В школе, на гитаре в ансамбле два года. Я вообще очень люблю музыку. По студенческому обмену в 1980 году нас посылали на семестр в Манчестер. Я по первому образованию переводчик. Пока в Англии учился, много виниловых пластинок накупил. Классику, рок... У нас не было еще всего этого. В "Жмурках" герой как раз слушает эти пластинки.

- То есть дружба с Бутусовым не случайна? Он для "Брата" и "Жмурок" музыку писал...

- И в "Брате" снимался. Я с 1985 года дружу со свердловскими рок-н-ролльщиками. Я с ними вырос. Про них фильмы снимал любительские. Потом спецвыпуск журнала "Советский Урал" делал - тоже про них. Тогда это была неразрешенная, почти подпольная музыка. Два мощных вулкана рок-н-ролла было - в Ленинграде и Свердловске. Я с музыкантами много общался, и они мне помогают. "Наутилус", "Чайф", "Агата Кристи" музыку к фильмам писали. Мы друзья просто.

- Как любовь к свободолюбивому рок-н-роллу уживается с симпатией к армии?

- Я два года в армии служил. В Витебске. В транспортной авиации. Работал как переводчик. Мы возили на Ближний Восток, в Африку ТУРСы, НУРСы (танковые управляемые реактивные снаряды и неуправляемые реактивные снаряды. - "Итоги"), автоматы. Один раз работал в Кабуле. Там было довольно страшно. Транспортная авиация была привязана к Витебской дивизии десантников. Наши самолеты их возили в Афганистан. Вначале с переводчиками, а потом без - наладили связь на русском. Что такое война, я понял в Эфиопии. Когда ко мне подошел человек и тихонько так сказал: "Ты сзади водителя садись". Проще говоря: если будут стрелять, то попадут в водителя, а не в тебя.

- Вы после армии стали писать сценарии?

- Нет. Я на третьем курсе института начал рассказы писать. Я уже знал, что не буду работать по профессии. Но нужно было образование. А образование в Горьковском педагогическом институте иностранных языков было очень хорошее. Выучил два языка. Правда, французский забыл уже. А на английском свободно разговариваю.

- Соблазн сделать кино для Запада не возникает?

- Мне предлагали. Я отказывался.

- В Голливуде предлагали?

- Да.

- После "Брата"?

- После "Брата-2". Мы же в Чикаго его снимали. Потом "Американца" тоже в Штатах снимал... В "Американца" я хотел пригласить Уильяма Дефо на роль. Он мне очень нравится. Я с ним в Америке много общался, разговаривал. Он почитал сценарий, но как-то не повелся. Жалко. С ним кино было бы отличное. Пригласили Майкла Бина, который у Джеймса Кэмерона во всех фильмах играет. Он в принципе неплохой артист. В Нью-Йорке мы сняли все эпизоды. В Норильске отсняли. В Иркутск приехали - и все... Актер запил, из кадра выпадал... У нас с ним суд до сих пор не закончился. Это было перед "Жмурками".

- А нового актера нельзя было найти?

- Второй раз проходить тот же путь уже неинтересно. Сценарий остался. Сейчас Слава Курицын издал мою книжку. Так и называется - "Сценарии". Там многое из того, что я не снял. Не только сценарии, но и идеи - синопсисы.

- А все же почему вы отказались, когда в Голливуд приглашали?

- А там "мыло" предлагали. Не сериалы, но очень плохое кино.

- Я спросила, потому что у меня ощущение, что вы человек, воспитанный на западной культуре.

- Я люблю Фолкнера. Очень люблю Хемингуэя. Его роман "И восходит солнце", где мужчины сидят друг напротив друга и разговаривают. Я многие вещи забыл, которые читал, а это помню до сих пор. Мне, например, говорят, что сюжет картины "Мне не больно" перекликается с Ремарком. Я читал "Три товарища", но пока вопрос не услышал, даже не думал о нем. Сейчас очень люблю Лескова. Он неровный писатель. Но "Соборяне" - шедевр. И там все просто. Я хотел даже этот роман снимать. Потом понял, что нельзя этого делать.

- Почему?

- Не получится. Как нельзя "Мастера и Маргариту" снимать, так нельзя снимать "Соборян". Если что-то очень сильно любишь, это не надо снимать. Ты читай лучше, живи этим, а снимать - нет.

- Значит, Беккет к любимым авторам не принадлежал? "Счастливые дни" по нему поставили.

- Да, там основа взята из его рассказа "Конец". Правда, от Беккета осталось только ощущение. Рассказы у него очень интересные. Очень нравится пьеса "В ожидании Годо".

- Вы в принципе не обращаетесь к пьесам, рассчитанным на театральную постановку?

- Нет. Мера условности, которая существует в театре, мне претит. Я не принимаю ее. В театр не хожу. Даже артистов посмотреть. Мне лучше человека посмотреть, когда он передо мной сидит, чем когда играет в театре. Я могу ошибиться просто.

- "Жмурки" подвели черту под эпохой 90-х. Вы могли бы сформулировать разницу между тем временем и нынешним?

- Все так плавно меняется, перетекает... Например, я очень не люблю компьютеры. У меня дети играют на них все время. Книжек не читают. Старший еще читает - фэнтези в основном. А младший только сидит со своим телефоном и играет. А дома - сразу в компьютер... Мне это не нравится. В 90-х этого еще не было. Когда Doom появился, все увлеченно играли, стреляли. Я пострелял немного и понял, что это как мыльный сериал про няню. Его тоже все смотрят и радуются. Просто беда.

- Появление цифровых технологий - еще один признак нового времени?

- Да, конечно.

- Вы принципиально от них отказываетесь?

- Принципиально. Я на "цифру" снимать не буду. Пленка делается из желатина. Специально коровы выращиваются для пленки "Кодак". А все живое передает энергию. Поэтому и пленка - живая. А "цифра" энергию не передает. Цифровое изображение очень условно.

- Вы консервативный человек?

- Не знаю. Я скорее советский человек. Да, я был в андеграунде с рок-н-ролльщиками, когда мы еще с Советским Союзом боролись. Все равно мы советские люди. Поэтому мне хочется к 1984 году сейчас в кино обратиться.

- Как раз в то время вы читали Беккета, а отнюдь не советскую прозу. А теперь ощущаете себя советским человеком. Откуда эта трансформация?

- Я советский человек, потому что тогда жил. Меня та эпоха воспитала. Я в ней выживал, скажем, так. И образование очень хорошее получил, между прочим. Тогда никто денег за образование не платил. И вообще деньги значения не имели, что самое главное. А сейчас все вокруг денег, а я деньги не люблю. И никогда не любил. Я про них не думаю. И специально не спрашиваю у Сельянова, сколько получает артист. Знаю, что гораздо больше меня. Но если я узнаю насколько - расстроюсь. Мне было бы обидно. Поэтому я не хочу этого знать. А тогда не было денег. Все были вместе. У меня была квартира, и в ней ребята рок-н-ролльные тусовались. Все друзья, все общее. В фильме "Мне не больно" есть момент общака. Это для меня очень важная вещь. Когда люди вместе, и деньги общие. Тогда так было. У кого есть деньги, тот и платит. А у кого нет, тот не испытывает унижения от того, что их нет.

Жанна Васильева
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера