Архив   Авторы  

Вам соцпакет!
Общество

Перечень предоставляемых в той или иной компании социальных благ волнует работников сегодня ничуть не меньше, чем размер зарплаты

Как вы думаете, что такое соцпакет? Оформление по трудовой книжке, зарплата хотя бы наполовину белая, ну и чтобы оплачивался больничный? Ответ неправильный. Конечно, многим работодателям хотелось бы думать, что сотрудники больше всего ценят имидж компании, управленческий климат и рабочую атмосферу. Но на самом деле подчиненные в большинстве своем циничнее и приземленнее: их, оказывается, интересуют совсем другие вещи - финансовые компенсации помимо зарплаты и социальные льготы - медицинская страховка и пр. Менеджеры и владельцы бизнесов вынуждены подчиняться требованиям рынка, ибо в противном случае могут возникнуть проблемы с кадрами. Поэтому в последнее время в России наметилась тенденция: все больше компаний, хотя и без особого энтузиазма, разрабатывают и вводят систему бонусов и льгот для своих сотрудников.

У страховки глаза велики

Казалось бы: зачем ломать голову и изобретать какие-то там соцпакеты, когда есть такой прямой и действенный стимул, как зарплата? Однако, как считают HR-специалисты, рецепт "просто дать денег" не решает проблему мотивации раз и навсегда. Во-первых, эффект от повышения зарплаты довольно быстро проходит - наступает привыкание, получается, что коррекцию надо делать довольно часто. По данным консалтинговой компании Mazars, рост зарплат в Европе составляет в среднем 5 процентов в год. Такие же темпы прироста наблюдаются и в США, а в азиатских и восточноевропейских странах зарплаты увеличиваются даже стремительнее. А во-вторых, хороший социальный пакет не хуже денег привязывает человека к месту работы. "В любой работе есть тонкие моменты, когда исход дела зависит от энтузиазма сотрудника. Он может постараться, а может и не напрягаться - все зависит от его лояльности. А из таких мелочей складывается успех компании", - считает директор по персоналу интернет-магазина Ozon Евгения Варламова. "На сегодняшний день соцпакет может повлиять на принятие решения о поступлении на работу, то есть стать тем самым конкурентным преимуществом компании-работодателя, - отмечает директор по персоналу компании "Русал" Виктория Петрова. - Соответственно в пакет обязательно должны входить питание, медицинское обслуживание и скидки на занятия спортом, материальная помощь при рождении ребенка и прочее".

Итак, рассмотрим самый распространенный вариант. Первый пункт - это добровольное медицинское страхование (ДМС). По исследованию, которое приводится в проекте HRM компании Begin Group, более 65 процентов крупных российских предприятий с ежегодным оборотом более 100 миллионов рублей предоставляют своим сотрудникам эту услугу (по другим данным - 80 процентов). Вслед за ними вынуждены включать эту опцию в свои условия и небольшие организации - поскольку на рынке труда стало больше работников, уже имевших эту льготу, и они не идут на худшие условия. В малом и среднем бизнесе количество предприятий, которые страхуют своих сотрудников, составляет 51 процент и есть тенденция к увеличению: за прошлый год рынок корпоративного ДМС вырос на 20-25 процентов - именно за счет среднего бизнеса. "Медицинская страховка уже стала нормой", - говорит Евгения Варламова. Например, в компании Ozon ее дают человеку после года работы.

Вариантов ДМС может быть множество - с госпитализацией или без, с необязательными услугами вроде стоматологии. Соответственно варьируется и цена - от 150 до 2000 долларов. Впрочем, некоторые руководители считают, что минимальные программы стоимостью до 300 долларов - это несерьезно. "Конечно, совсем не обязательно включать в соцпакет косметические услуги или прививки против малярии, но и экономить на здоровье не стоит, - считает советник генерального директора издательства "За рулем" Алексей Молчанов. - Покупка дешевых пакетов, не отвечающих действительным потребностям персонала, сказывается на лояльности сотрудников, никак не влияет на повышение работоспособности и уменьшение пропусков работы. Другое дело, что нужно стараться уйти от переплаты". В компании "За рулем" стараются учитывать возрастные нюансы: если большинство застрахованных сотрудников старше 35, то есть возрастает угроза остеохондроза, то к программе, например, добавляются сеансы массажа и мануальной терапии.

Помимо ДМС сотрудникам компании часто дают возможность застраховать на льготных условиях и членов их семей. Например, сотрудники Le Meridian Moscow Country Club имеют право на страховку с госпитализацией, 50процентную скидку для членов семьи, плюс учащиеся до 24 лет страхуются за счет компании.

Что касается расходов работодателя, то ДМС может быть не таким уж разорительным, потому что российское законодательство предусматривает налоговые льготы для корпоративных договоров. Заместитель директора департамента медицинского страхования ОСАО "Ингосстрах" Андрей Дмитренюк приводит пример: допустим, предприятие готово потратить на каждого сотрудника дополнительно 500 долларов в год. Если эти средства пустить на повышение зарплаты, то 26 процентов из них уйдет в виде единого социального налога, а 13 процентов из начисленной зарплаты сотрудник отдаст в качестве подоходного налога. Так что реально прибавка к заработку составит чуть больше 300 долларов в год. В то же время на эту сумму можно приобрести годовой полис с гарантией оплаты медицинской помощи до 50 тысяч долларов по амбулаторно-поликлинической программе и до 100 тысяч - по стационарной. А как показывает статистика, наличие страховки не только увеличивает лояльность сотрудника, но и снижает количество пропусков работы на 20-30 процентов.

Впрочем, забота о здоровье может выражаться не только в страховании. Сюда часто относят и профилактические меры, например вакцинацию. "Период заболеваний гриппом приходится на время интенсивного роста продаж. Поэтому мы стараемся не допустить ситуации, когда эпидемия выкосит половину работников, и предлагаем сделать прививку. Конечно, это дело добровольное, но 50 процентов наших офисных сотрудников решили вакцинироваться", - рассказывает Евгения Варламова.

Многие работодатели перестали считать баловством льготы на посещение фитнес-клубов, бассейнов и пр. Тем более что зачастую это стоит недорого, а иногда и вовсе обходится бартером. Есть компании, при офисах которых имеются такие банно-оздоровительные комплексы: сотрудники, которые проводят по десять и более часов на рабочем месте, могут сходить на пару часов в тренажерный зал, расслабиться в парилке, а потом со свежей головой вернуться на рабочее место. "Через соцпакет можно пропагандировать корпоративные ценности - спорт, досуг выходного дня и пр., которые формируют дух компании", - считает Алексей Молчанов.

Вот билет на обед

Есть еще немало способов нематериального поощрения работников. Например, служебный автомобиль. Но эта услуга больше касается менеджеров высшего и среднего звена. Но сотрудниками очень ценится такая "мелочь", как расходы на транспорт или бензин. Льгота более широкого распространения - оплата мобильного телефона. Причем понятно, что сотрудник пользуется им и в личных целях, так что разумным представляется оплата определенной суммы (или 50 процентов счета). Живой отклик в душах работников обычно вызывает такая услуга, как льготные обеды. О корпоративных кафе обычно рассказывают с теплотой в голосе: "У нас и борщ, и салат оливье домашние". Часто компании предоставляют компенсации на сумму 50-100 рублей за обед, самая большая обеденная компенсация - это 200 долларов в месяц. Практикуется и такая вещь, как скидки на товары, которые продает компания.

Отдельной строкой из серии приятного стоит упомянуть поездки за границу. "Одной из составляющих соцпакета мы считаем подарочные поездки, - говорит коммерческий директор компании Ultra Electronics Владимир Ландау. - Благодаря связям с дистрибьюторами по всему миру мы можем организовать для сотрудников туры на Бали, на Мальту и в другие места. И они это очень ценят". Вообще, давая почувствовать сотруднику, что о нем заботятся, работодатель как бы подсаживает его на комфортную атмосферу, из которой не хочется уходить.

Однако самый внушительный пакет льгот и мотивационных мер по понятным причинам принят в высокооплачиваемых отраслях, например в инвестиционной и банковской. Там уже не обсуждаются служебный автомобиль и мобильный телефон, там действуют меры другого порядка. Как говорят HR-специалисты, среди банков существует высокая конкуренция за ценные кадры, поскольку от них зависит уровень сервиса и репутация. Базовые оклады для банковских работников на рынке труда - одни из самых высоких и не очень отличаются в разных учреждениях. Поэтому предметом торга, как правило, становятся годовые бонусы, премии, пакеты акций и пр., которые, с одной стороны, можно считать денежными выплатами, но с другой - они относятся к мерам, мотивирующим сотрудника на ударный труд. В Америке дело доходит чуть ли не до войн за информацию о размерах бонусов - конкуренты постоянно прицениваются и корректируют свою денежную политику. Для менеджеров высшего звена большую роль играет так называемый "золотой парашют" - выплата в случае увольнения, которая позволяет им жить на прежнем уровне, пока идут поиски новой высокой должности.

Кроме выплат наличными, для топ-менеджеров и ключевых сотрудников существуют разного рода опционные планы - поощрительные бонусы в виде акций компании-работодателя. Условия опционов бывают разными. Например, такой вариант: работнику сообщают, что он получает некоторый пакет акций своей фирмы - но только теоретически. Он не может им воспользоваться, пока не будет объявлен так называемый exercise period - время, когда можно выкупить акции или, наоборот, продать их на бирже. Эта мера является довольно сильным стимулом: человек лишний раз подумает, стоит ли ему увольняться до exercise period и потерять возможность стать акционером компании. Одним словом, хотя наличные - это весомый аргумент, иногда его могут перевесить "фантомы бонусов".

Конечно, прежде чем окружить заботой сотрудника, лучше все-таки поинтересоваться, что он хочет. HR-специалисты считают, что, например, в небольших компаниях имеет смысл вводить так называемый cafeteria plan - в этом случае сотрудник имеет возможность выбрать льготы в зависимости от баллов, которые он набрал по результатам работы. Заместитель директора по управлению персоналом компании "Авант Авто" Людмила Копцова (количество работников - около 100 человек) рассказывает: "Мы провели соцопрос среди сотрудников на предмет, какие льготы их интересуют в первую очередь. Большинство из них сказали, что медицинская страховка. Практика показывает, что оплата труда не является такой действенной мотивацией, а денежные выплаты вскоре начинают восприниматься как прибавка к зарплате. Поэтому игнорировать нематериальные компенсации не стоит". "Большинство сотрудников, вероятно, предпочли бы "получить деньгами" дополнительные преимущества. Но даже с точки зрения социальной ответственности бизнеса работодатель отвечает не только перед сотрудником. Соцпакет - это способ позаботиться о здоровье и благополучии как сотрудника, так и его близких", - считает Виктория Петрова.

Впрочем, специалисты отмечают, что внедрение соцпакета должно идти параллельно с разумным повышением требований к производительности и качеству труда, а также к дисциплине работника, включающей справедливую систему штрафов. Ведь кроме положительной мотивации у сотрудника должна оставаться и мотивация негативная - боязнь потерять теплое местечко и ощущение того, что ему в затылок дышат люди, с радостью готовые занять его рабочее место. В противном случае, говорят эксперты, в коллективе возникают инфантилизм, пассивность и завышенная самооценка, а эффективность и конкурентоспособность работы самой компании резко снижаются. И тогда соцпакет вместо локомотива для компании превращается в тяжелый прицепной вагон.

Вита Мач
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера