Архив   Авторы  

Теологиня
Искусство

Людмила Улицкая написала увесистый богословский трактат под видом романа

Улицкая всегда была автором популярным, но, как модно нынче говорить, "культуральным". Но на этот раз из-под пера создательницы "Сонечки" и "Казуса Кукоцкого" вышло нечто и вовсе неожиданное.

В интервью о новой книге "Даниэль Штайн, переводчик" писательница заявила: "Я думаю, что мне оторвут голову. Кто оторвет - я не знаю, но будет много желающих". Может, этот настрой и уместен: литература в последнее время редко способна задеть за живое. Но заявлять напрямую, что, мол, иду на вы, хочу вас скандализировать, господа хорошие? Как хотите, а это не в духе Улицкой. Такие декларации о намерениях публика привыкла слышать скорее от Сорокина, Пелевина, Лимонова и других радикалов.

Некоторые места в романе действительно рассчитаны на то, чтобы раздражать (например: "интересно посмотреть, что останется в России от самого христианства, если вычесть из него язычество"). Но как раз они по большей части "недиспутабельны", и хочется надеяться, критика на это не поведется. Зато книга в целом - совсем другое дело. Ведь Улицкая написала ни много ни мало богословский роман, причем весьма нетрадиционный по своей конфессиональной ориентации...

Главный герой - еврей Даниэль Штайн - чудом выжил во время немецкой оккупации. Он странствовал по Европе, побывал и в полицаях, и в партизанах, а потом стал католическим священником. Мало того, вздумал возродить "иудеохристианство", которое, по его мнению, исповедовали в апостольские времена. К Штайну стекаются выходцы из Восточной Европы, приехавшие в Эрец Исраэль. Эту общину, где литургия служится на иврите, а из текста изъят даже Символ веры, Даниэль именует церковью Святого Иакова. Примечательно, что по-немецки (и, вероятно, на идиш) фамилия героя ("штайн") означает "камень". То же значение на древнегреческом имеет и имя апостола Петра, который считается у католиков первым наместником Христа, по сути, первым папой. Совпадение, разумеется, не случайное - в книге Улицкой, насыщенной библейскими аллюзиями, ничего случайного нет.

Речь, в сущности, идет о том, чтобы начать историю христианства с чистого листа. В общем, если перефразировать апостола Павла - для католиков соблазн, для иудеев безумие. Вот это богословов всего мира и впрямь может возмутить. Они и возмущаются - но пока лишь в романе. Штайн, естественно, подвергается гонениям. Его не хотят принимать в Израиле евреи, на него подозрительно косятся католики. На него пишут доносы и братья-кармелиты, и православные. В общем, история непонятого праведника. Невольно вспоминается хрестоматийное: "И камень, отвергнутый строителями, ляжет во главу угла". Однако все чуточку сложнее.

Улицкая говорит, что прототипом героя стал священник и богослов Даниэль Руфайзен. Вот это очень странно. По той простой причине, что учение основанной Штайном церкви Святого Иакова вызывает слишком много вопросов даже у неподготовленного читателя. Главная идея: "Греческая, византийская составляющая во многом исказила сущность первоначального христианства", которое существовало, когда "новый побег маслины еще не был отрублен от ствола мечом апостола Павла". Словно напрочь забыто, что сам Павел (первоначально Савл) - еврей и до поры убежденный фарисей. Да, были христиане, сохранявшие все или многие иудейские обряды. Но их потомки вновь стали иудеями, традиция не привилась в Израиле, распространилась на север и восток - тогда она и стала "греческой". Что неудивительно: христианство возникло как религия всего мира, а не одного народа (иначе как же быть, к примеру, с римскими сотниками, которые тоже обратились - они что, неполноценные христиане?). Одна из ветвей традиции засохла? Печально. Можно возродить ее в виде церкви Иакова? Прекрасно! Но зачем принижать католиков и православных, говоря об "искажении сущности"? Ведь каждая ветвь хороша по-своему. Ну а отрицание Троицы и, в частности, Духа Святого - это и вовсе анекдот. Вообще сомнительно, чтобы священник, даже самый радикальный, мог излагать нечто подобное и иметь паству. Абсолютно фантастическая ситуация. А ведь при этом в образе Штайна-Руфайзена нет и следа гротеска, он скорее трагичен.

Но несмотря ни на что оторваться от книги трудно. И чем больше "соли и перца" в этом теологическом трактате, замаскированном под роман, тем интереснее. Идеологическая диверсия? Да хоть бы и так. Но готовы ли читатели забыть о прежней Улицкой, о ее "хорошем, но слабохарактерном" Шурике и бедняге Кукоцком и погрузиться с любимым автором в богословские дебри? Или роман будет стоять особняком среди всего написанного? Сложно сказать.

Евгений Белжеларский
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера