Архив   Авторы  

Избирательное
Художественный дневник

Морис Бежар показал в Москве свое "Избранное"

Бежар - единственный западный хореограф, любовь к которому в нашей стране не считалась запретной. Приезжает к нам с 1978-го примерно раз в десять лет. Но зародилось нежное чувство еще в 1969-м, когда французский дуэт показал в Москве знаменитый "Веберн - опус 5", шокировавший высоконравственных советских балерин пряной сексуальностью. Шока давно нет, а трепет остался.

"Избранное" - программа из четырех балетов разных лет. Для разогрева мастер показал "Искусство быть дедушкой" 2004 года - характерный для него наглядный опус про то, что любовь к труду остается главным кладом, который предки способны оставить потомкам. В переводе на язык жанра хореограф (он же дедушка, он же образ автора в демоническом плаще) подтягивает молодую поросль к классическому балетному станку: трудитесь, родные, и вам воздастся. На фоне цветущего в балетных (и не только) окрестностях непрофессионализма этот призыв к станку выглядит лозунгом, но лозунг - итог тонких мотиваций. Бежар, собственно, прославился тем, что с середины ХХ века звал балет на баррикады: смеялся над блестками и "дансантной" музыкой, считал лучшим мужским костюмом голый торс и обыкновенные брюки, без оглядки смешивал в шейкере спектакля классические техники индийского танца и попсовый тустеп. Многие поверили, что можно все это делать не только без классического балетного экзерсиса, но и без всякого образования вообще. За счет, так сказать, драйва. И теперь, на пороге 80-летия, приноравливаясь к искусству быть дедушкой, Бежар возвращается в собственное строгое балетное детство после бурной молодости. Смотрите: вот детская моторика, вот индийский бхарат-натьям, вот плюшевая пантера и даже кресло в розанчиках. Но станок - это твердь посреди хаоса сцены, и когда за автором приходит милая дама-смерть, эта твердь остается главным завещанием его балетным внукам.

Рассуждать о бренности жизни Бежар умел смолоду, и "Если это смерть?" 1970 года выглядит давно обдуманным. При желании здесь можно увидеть парафраз на тему "Аполлона" Баланчина - танцовщик и четыре балерины по очереди сходятся в дуэтах. Да, о смерти, - но изящно, разно и безо всякой занудливости; такое перебирание в памяти важного и яркого, что случалось с тобой за без малого восемьдесят лет.

Для старых поклонников Бежар припас "Адажиетто" - сольный шедевр, поставленный им когда-то для невероятного Хорхе Донна, а теперь исполняемый Жилем Романом. Тут мозг отказывается думать о композиции и лексике, хотя вот оно все, как на ладони, - простое, гениальное, совершенно незаметное. Жиль Роман справляется с грузом сравнения и становится настоящим Другим. Не более нервным, не более тонким, а именно - Другим и, без сомнения, живущим именно сейчас. А показанная под занавес "Вена, Вена, только ты", призванная, по-видимому, несколько уравновесить восторги, переводя их в формат вальса, в контексте оказалась еще одной меткой долгой жизни, в которой балеты были физической реакцией хореографа на красоту жизни.

Если Бежар добивался признания в роли дедушки, ему это удалось. То, за что его любили, никуда не делось. Он ироничен, умен, и у него достает мужества, чтобы в свои почти восемьдесят с радостью принимать жизнь.

Лейла Гучмазова

"ИТОГИ" ПРЕДСТАВЛЯЮТ

А древо жизни пышно зеленеет

Фонд им. Станиславского, который раньше только раздавал театральные премии, теперь решил проводить фестиваль, так сказать, лауреатов и претендентов. И для начала привозит новый спектакль знаменитого литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса "Фауст", за что ему (фонду, то есть) отдельное спасибо. Някрошюса поклонники давно уже гением числят, и он время от времени подтверждает это звание. "Фауста" покажут 15 и 16 ноября на сцене театра "Новая опера". Это грандиозный во всех смыслах спектакль, заставляющий зрителя думать. Согласитесь, редкое в современном театре удовольствие.

Нарисуем - будем жить

C 14 по 30 ноября в ГЦСИ пройдет выставка первых лауреатов архитектурной премии имени Якова Чернихова "Вызов времени". В экспозиции работы 55 номинантов из 20 стран. Серди участников - группа BIG, миланская Metrogramma, которая в 2002 году проектировала полосатый небоскреб для Мосгордумы, Didier Fiuza Faustino, парижская Jacob + MacFarlane, создавшая пять лет назад ресторан в центре Помпиду. Естественно, на выставке будут экспонироваться и лауреаты премии этого года - итальянские архитекторы Пьер Витторио Аурели и Мартино Таттара (группа DOGMA), представившие на конкурс проект кладбища в несуществующем городе Вема, которому посвящен итальянский павильон на проходящей сейчас в Венеции архитектурной биеннале.

Трое без микрофона

16 ноября в прокат выходит новый фильм легенды российского кинематографа Рустама Хамдамова "Вокальные параллели". В центре киноповествования - три некогда блистательные оперные дивы, которые во время путешествия нашли среди древних развалин старое пианино и принялись исполнять арии, аккомпанируя друг другу. Ведущей этого невидимого миру концерта выступает Рената Литвинова (она же - автор монологов). В остальных ролях Эрик Курмангалиев, Роза Джаманова, Араксия Давтян, Бибигуль Тулегенова.

Пилите, Джигсоу, пилите

Третья часть культового хоррора "Пила" возродила из небытия психопата-убийцу Джигсоу, который улизнул от полиции и превратил заброшенный склад на краю города в жуткую камеру пыток. Его верная последовательница Аманда похищает доктора Линн Денлон, чтобы та поддерживала жизнь маньяка: даже находясь одной ногой в могиле, Джигсоу все еще полон кровожадных идей... Режиссер - Даррен Линн Босман. В ролях: Тобин Белл, Дж. ЛаРоуз, Ангус Макфэдьен. В прокате с 16 ноября.

Все мы немножко Золушки

17 и 18 ноября в Театре оперетты пройдут гастроли "Балета Монте-Карло". Труппа, доставшаяся миру в наследство от Сергея Дягилева, заслужила репутацию авангардной. В Москву артисты привозят один из лучших своих спектаклей - балет "Золушка" на музыку Сергея Прокофьева. "В каждом нашем спектакле огромное внимание уделяется всему тому, что окружает танец: костюмам, декорациям, свету, - признался перед гастролями хореограф Жан-Кристоф Майо. - Я не люблю, когда балет превращается просто в демонстрацию танцевальных возможностей актеров. В моих спектаклях нет мелочей, все подчинено одной-единственной цели - встрече с публикой".

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера