Архив   Авторы  

Хорошо забытое "нео"
Художественный дневник

Работы неоконструктивистов на Петровке

В Московском музее современного искусства показывают "Европейский неоконструктивизм. 1930-2000". Для мастеров, отправной точкой творческих поисков которых стали работы Малевича и Лисицкого, Клуциса и Татлина, это своеобразное путешествие к истокам. Для наших зрителей работы супрематистов и конструктивистов 20-30-х внове, потому выставка обещает стать открытием незнакомого художественного континента. Континента, чьи обитатели, прибывшие из разных стран мира, предпочитают эсперанто линий, геометрических форм, света и динамических конструкций диалектам национальных школ и традиций. Среди них есть те, чьи работы 60-х годов давно стали классикой, как, например, Джетулио Альвиани и Милан Добеш. Собственно, благодаря этим двум художникам и кураторам неоконструктивизм, мягко говоря, ставший немодным в 80-90-е, сегодня служит средством собирания и возрождения культурных традиций в музеях Братиславы и Вуковара. Что это такое, например, для Вуковара, можно понять, если вспомнить, что хорватский город был сильно разрушен во время войны на Балканах. Жест чрезвычайно показательный. Художники, которые, как когда-то классицисты, упрямо ставят разум превыше всего, пытаются доказать, что он, разум, может стать опорой не только искусства, но и общественной жизни.

Нынешняя выставка на Петровке позволяет увидеть работы классиков конструктивизма из музея в Братиславе. В частности, гуаши 20-х годов Сони Делоне, "Бесполезную машину" Бруно Мунари с цитатами из Малевича, лирические абстракции Мишеля Сефора (чей псевдоним, кстати, анаграмма имени первого поэта - Orpheus), монохромные холсты Лючио Фонтаны, пробитые гвоздями... Плюс - коллекцию современных западных художников, собранную Альвиани для музея в Вуковаре. Плюс - работы авторов из Центральной Европы, подготовленные галереей из Братиславы "Комарт".

Выставку эту стоит посмотреть не только из познавательных целей. Она производит совершенно удивительное впечатление благодаря разрыву, который наблюдается между декларациями авторов и их творениями. Понятно, что все художники рассматривают свое искусство как инструмент познания, названия работ звучат порой словно формулы, все они клянутся в любви к геометрии. Но трудно отделаться от ощущения, что для многих из них расчисленная гармония - что-то вроде магии. Например, когда глядишь на завораживающе красивые работы Ежи Грабовски с такими, например, названиями: "Информация" - преображение древнеегипетское" или "Следы "информации" - преображение "готическое". Соединение точности расчета с мистической аурой тайного знания - лишь одна из неожиданностей выставленных картин и объектов. Другой сюрприз - то, что все эти вроде бы чисто геометрические творения созданы для... приближения к органичному, естественному видению. Используются для изучения визуального опыта. Наконец, третье - упорное стремление художников, сидящих на первый взгляд в высоченной башне из слоновой кости, к преображению жизни. Заметьте, не к использованию их открытий в рекламе, СМИ и прочих инструментах общества потребления, а для создания гармоничной, радостной среды обитания человека разумного. Иначе говоря, неоконструктивисты - чуть ли не последние, кто верит еще в существование вида homo sapiens. И поэтому, наверное, работы их несут ощущение равновесия и покоя, несмотря на свою загадочность. Видимо, парадокс, который сформулировал Мишель Сефор: "Ясность совсем не препятствует тайне, наоборот, именно она ее открывает", - имеет смысл обдумать.

Жанна Васильева
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера