Архив   Авторы  

Шутки юмора
Телевидение

Индустрия низкого жанра приносит своим владельцам высокие прибыли. В чем секрет?

Отвязные или все же наигранные? Остроумные или безумно пошлые? Модные или абсолютно банальные? И это все говорится о нем - о скандальном шоу "Комеди Клаб". Фанаты считают сей проект чуть ли не провозвестником "эпохи смешного", а хулители - аншлаговщиной и апофеозом дурновкусия. Кто из них прав - покажет время и телевизионные рейтинги. Ибо начиная с прошлой недели проект под названием "Комеди на Первом" стартовал на первой кнопке. Программа представляет собой сборник избранных миниатюр прошлого сезона, разыгранных в новых декорациях. От самых забойных шуток уши зрителей Первого канала, по понятным соображениям, уберегут. Да и Артур Джанибекян, один из "крестных отцов" проекта, спешит получить отпущение прежних грехов: "Никогда не будет у нас острот уж совсем ниже пояса, богохульства, мрачной чернухи и завзятой аморалки. За этим следят и представители телеканала, и редакторы Comedy, люди, которые пишут скетчи и гэги".

Из жизни отдыхающих

Как бы ни относиться к проекту, но Comedy сегодня - это уже не просто популярная телепередача, а раскрученный коммерческий бренд, под которым проходят гастроли, телепрограммы и фестивали. Есть уже около сорока региональных отделений клуба в России и странах СНГ. И даже создается линия одежды. Последний писк - фестиваль в кипрском городке Пафос с бюджетом под миллион долларов, который организаторы потратили на аренду дорогого отеля и самолетов. "Отбивали" вложенное за счет приглашенной на остров Венеры российской аудитории - билет на фестиваль стоил от двух тысяч долларов. При этом желающих нашлось с избытком. Их развлекали ежевечерними концертами "комедиантов", боди-артом, пляжными забавами и всяческими перформансами. Первый такой "фест" состоялся в прошлом году в Турции, а на будущий год запланировано аж три подобных "бизнес-трипа".

Оборот этой без пяти минут империи, как утверждают люди, близкие к проекту, составляет более трех с половиной миллионов долларов в год и в скором времени может увеличиться до десяти миллионов. Журнал Forbes назвал Comedy самой прибыльной телевизионной программой нашего ТВ. И это несмотря на то, что до сих пор "комедианты" развлекали лишь аудиторию дециметрового ТНТ.

Неудивительно, что вместе с ростом числа фанов проекта умножилось и число хулителей. Одним из наиболее последовательных критиков Comedy Сlub можно считать Александра Маслякова. Что показательно: ведь именно он, по большому счету, невольно стоял у истоков вышеозначенного проекта.

Сидеть смеяться

Как известно, идея Comedy Сlub пришла в голову участникам суперпопулярной команды КВН "Новые армяне". Когда их звезда начала двигаться к закату, молодые люди решили попробовать себя на стезе коммерческого юмора. Во время гастролей по США им удалось, что называется, изучить рынок, в результате Арташес Саркисян, Артак Гаспарян и Артур Джанибекян задумали перенести на российскую почву неизвестную у нас доселе субкультуру под названием stand-up comedy.

Формат stand-up в США чрезвычайно популярен. Предполагает он живое общение комика со зрителем - как правило, в непринужденной клубной атмосфере, еще лучше - за стаканчиком горячительного. Выступающие весьма жестко высмеивают гостей, а те в свою очередь имеют полное право на остроту ответить остротой. Нечто подобное у нас представлял юморист Ян Арлазоров с его знаменитым "Эй, мужик!..". На Западе из низкого жанра stand-up вышла целая плеяда голливудских мегазвезд - Джим Керри, Вупи Голдберг, Эдди Мерфи. А король stand-up Ленни Брюс, воспетый в картине Боба Фосса "Ленни", вообще считается одной из икон Америки.

Американские клубы stand-up - отдушина для американцев, которых достала идеология тотальной политкорректности. Резиденты этих клубов отбрасывают все идеологемы и откалывают такие шутки, которые, если отколоть их в офисе, могут стоить шутнику места. Афроамериканцев здесь называют, как и прежде, неграми, а мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации - педиками. На этом фоне культовое американское ругательство fuck звучит словно детская шутка. Даже в целомудренном телевизионном формате stand-up comedy не обходятся без словечек вроде ass ("задница") и их производных.

Первое выступление Comedy Сlub под водительством Джанибекяна, Саркисяна и Гаспаряна в России состоялось в 2003 году в небольшом клубе. Телега со скрипом покатилась, но подтянулись соратники по КВН, и уже в 2005-м "клабберы" обосновались на ТНТ. При этом, по признанию самого Артура Джанибекяна, формат Comedy Сlub не вполне соответствует требованиям, предъявляемым к шоу в жанре stand-up. Основная ставка делается не на общение комика один на один с залом, а на домашние заготовки а-ля КВН. Есть отличия от американского стандарта и в содержании. Но объединяет наших и американцев то, что ни те ни другие за словом в карман не лезут.

Над чем смеемся?

Пожалуй, нет сегодня на отечественном ТВ других столь же высоких баррикад, как юмористические. Ибо ныне критика "Аншлага" стала уже общим местом и такой же банальностью, как и сама критикуемая передача. Зритель ждет наступления эпохи "нового смешного". Ибо ни Михаил Жванецкий с его программой "Дежурный по стране", ни проекты Михаила Шаца и других бывших участников "О.С.П.-студии" погоды на ТВ сегодня не делают.

Муза сатиры начала хиреть, когда общественные пороки стало можно бичевать открыто. Шоумены эпохи застоя со своим эзоповым языком перестали быть востребованы и либо сменили профиль, как, скажем, Геннадий Хазанов, либо попытались найти себя в новых реалиях. "Политический юмор в России совершенно невостребован. Возьмите Путина - это хороший, серьезный, достойный и... абсолютно несмешной персонаж", - уверенно заявляет владелец Comedy Сlub. Кажется, это имеет отношение и к прочим высоким государственным лицам. Вот и приходится "клабберам" жечь глаголом звезд отечественного шоу-бизнеса, зрителей и фанатов. Забавно было наблюдать, как на кипрском фестивале певец Сергей Жуков снисходительно улыбался по поводу стеба в свой адрес, а когда дело дошло до остроты резидента Таира: "Андрей Губин напился и подралсяЕ в мини-баре", - начал хохотать в голос. Этим-то "комедиклабберы" и подкупают: смеются над всем и вся, в том числе и над собой. "Я положительно отношусь ко всем юмористическим передачам нашего ТВ, - признается Артур Джанибекян, - мы работаем в разных сегментах этого рынка и не можем конкурировать друг с другом. У одних зритель - это человек в несвежем свитере, у других - гламурный персонаж с дорогой сигарой".

Не знаю, как насчет гламура - вечеринки Comedy при всем многолюдии скорее напоминают тусовки для своих, нежели обычный чес, - но целевая аудитория резидентов известна. Это пресловутый менеджер среднего звена. Тот самый, кто обеспечил бешеную популярность певца Сергея Шнурова, воспевшего его. Кто не понаслышке знаком с такими вещами, как офисный дресс-код, корпоративный стиль. Кто скупает дюжинами "сорочки светлых тонов", "костюмы неброских цветов" и "обувь классического фасона". Белые воротнички, погруженные в нейтральную офисную среду, вынуждены существовать застегнутыми на все пуговицы, ограничивая жизненное пространство намертво замкнутым циклом офис - фитнес - дом - офис. А общение - тусовкой себе подобных. Корпоративная культура для них не пустой звук. В офисе не принято ни гоготать, ни материться, ни зло шутить. Фрустрация, одним словом... В Средние века отдушиной для чопорных придворных и надутых чиновников были карнавалы, балаганная культура, прогулки инкогнито по злачным кварталам. Сегодня времена другие, но нравы прежние. И пусть ваш коллега клерк на людях воротит нос от "клабберов". Нет гарантии, что вечером в тиши своей "упакованной" холостяцкой квартиры он не будет под пиво гоготать над "Маша-сука-дура", обсуждая услышанные шутки на своем заветном блоге. Таковы законы этого низкого, но, как видим, высокоприбыльного жанра.

Стас Лобастов

ЗА

Юмор выше среднего

Борис Грачевский , директор "Ералаша": "Я отношусь к ребятам из Comedy Сlub с большой симпатией, иногда бываю на их живых выступлениях. Они яркие, талантливые продолжатели добрых традиций КВН. И на фоне всех тех юмористических передач, которые заполонили наши телеканалы, смотрятся настоящими звездами. Чей юмор, в отличие от юмора многих отечественных "шутников", по-настоящему греет. Самое главное, что отличает их от многих, - невероятное желание радовать публику и радоваться самим. Я сам работаю с детьми уже более тридцати лет и никогда бы не позволил себе материться в их присутствии, но не на сквернословии и скользких шутках, в конце концов, строится эта передача. "Гламурный подонок" Павел "Снежок" Воля, талантливейший Гарик Мартиросян, смешной Гарик "Бульдог" Харламов и многие другие резиденты "Комеди" - все они молодцы. Я очень рад, что они появились, и дай им бог развиваться самим и развивать свою программу. В общем, надеюсь, что ребята из Comedy да и сама передача продержатся на плаву как можно дольше: у них был хороший старт, но, как известно, самое главное - удержать планку".

ПРОТИВ

Юмор ниже пояса

Юлий Гусман , кинорежиссер: "Я посмотрел пять или шесть выпусков Comedy Сlub, но для того, чтобы сложилось мнение об этой программе, пожалуй, и одного достаточно. Формат-то не меняется. Передача здорово снята, зрители там гогочут вовсю, девочки танцуют. Все вроде бы и ничего... Поверьте, я не пуританин: Баркова читал, крепкое словцо в анекдоте уважаю, но мне не нравится, что эти ребята, выходцы из КВН, сделали достоянием миллионной общественности грязноватый юмор, который бытовал на закрытых кавээновских междусобойчиках. Причем совершенно очевидно, зачем: исключительно ради кассы, для того, чтобы, как говорится, "срубить бабло". Не сочтите мой язык слишком грубым - именно так выражаются резиденты Comedy. Но подобное желание любым путем заработать, да побольше, мне очень не нравится. Ладно, хочешь - продавай билеты на свои вечеринки, отправляйся на Кипр развлекать своими шутками милых тебе людей, жирных и богатых, но не опускай так низко планку отечественного юмора. В конце концов, мы же вместе с ними еще во времена КВН боролись с "Аншлагами" и петросянщиной, а сейчас они борются с хорошим вкусом еще яростнее, чем "Аншлаг"! На мой взгляд, для такого юмора должен существовать отдельный, платный канал, сродни порнографическому".

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера