Архив   Авторы  

Знать бы прикуп...
Дело

На сочинскую Олимпиаду планируется потратить 12 миллиардов долларов. Стоит ли игра свеч?

Как стало известно "Итогам", возглавить российскую группу поддержки проведения зимней Олимпиады в Сочи, которая отправится в июле следующего года на заседание МОКа в Гватемале, собирается лично президент страны. А уже в феврале к нам нагрянут международные олимпийские эксперты. Они будут изучать не только то, чем город располагает в данный момент, но и громадье наших планов. Главное, что их интересует, - это объемы и механизмы финансирования, а также график возведения объектов. Если с наличием спортивных сооружений, гостиниц, дорог у главного российского курорта проблемы, то с планами все в порядке. Грандиозный проект оценен в 12 миллиардов долларов, и российское правительство знает, где их взять и как потратить. Вопрос, какой будет отдача.

Копейка к центу

Сочи, как известно, вступил в игру после того, как Международный олимпийский комитет прокатил кандидатуру Москвы, пытавшейся получить право принять у себя летние Олимпийские игры 2012 года. Ранее, выбрав Пекин столицей Игр 2008 года, МОК мотивировал свое решение тем, что Китай является страной с самой быстрорастущей экономикой в мире. И это, дескать, демонстрирует его способность организовать крупнейшие мировые спортивные состязания на самом высоком уровне. Чем явно задел российское правительство, которое теперь с утроенной энергией намерено добиваться успеха.

Как будут соотносить расходы и доходы организаторы сочинской Олимпиады? Ведь речь идет о городе, где зимние виды спорта не на первом месте по привлечению толп туристов. Они, как известно, пока предпочитают местные пляжи. По этому поводу острословы прошлись уже не раз. Мол, почему бы не подать заявку на проведение летних Олимпийских игр чукотскому Анадырю. Но и оценивать отдачу от вложенных средств нужно иначе. Ведь Олимпиада может стать импульсом к развитию экономики если не страны, то региона.

С расходами более или менее ясно. Более половины запланированных Федеральной целевой программой 12 миллиардов долларов (314 миллиардов рублей) будет выделено из федеральной казны. Еще несколько миллиардов выделит бюджет Краснодарского края. Остальное предложат взять на себя частным инвесторам. В российском заявочном комитете напоминают, что с распадом СССР мы потеряли такие спортивные базы для подготовки олимпийцев, как Бакуриани, Цахкадзор, Сигулда, Раубичи, Чембулак, Конча-Заспа. Это не могло не сказаться отрицательно на результатах отечественных спортсменов в зимних видах спорта. Пора наверстывать упущенное.

Однако забота о славе российского спорта не снимает с повестки дня задачу сделать Олимпиаду прибыльным мероприятием, а спортивные сооружения, гостиницы и другие объекты - окупаемыми. Если говорить о частных инвестициях, то расчет делается на крупные компании, уже проявлявшие интерес к строительству в России зимних курортов. По официальным данным, всего будет введено в строй шесть новых олимпийских объектов. На биатлон, лыжные гонки и лыжное двоеборье планируется потратить 20 миллионов рублей, столько же - на строительство и оборудование горнолыжного центра, на возведение Центрального стадиона - 1,2 миллиарда. При этом организаторы собираются увеличить количество пятизвездочных гостиничных номеров в городе и окрестностях на 119 процентов, четырехзвездочных - на 129, а трехзвездочных - на 204 процента. В создании зимних спортивных сооружений и строительстве отелей примет участие частный бизнес. Для того чтобы понять, как правительство и частные инвесторы намерены "отбивать" вложения, "Итоги" обратились к профессионалам, работающим в туристическом и спортивном бизнесе.

Инвестиции будут определяться спросом и доступностью как в том случае, если Олимпиада состоится, так и в том, если выиграть эту гонку нам не удастся. Спрос на Красную Поляну высок уже сейчас, говорит глава отделения Российской ассоциации туриндустрии Краснодарского края Андрей Уманский. Пока работает всего лишь одна линия подъемника, и люди стоят по полчаса в очереди, и независимо от олимпийских планов там уже делают трассу.

В Сочи строят "Газпром", "Базовый элемент", "Интеррос" и другие. Последний, например, возводит курорт "Роза Хутор". Елена Аникина, председатель совета директоров компании, созданной для возведения этого объекта, сообщила, что первая очередь должна быть сдана в 2008 году. Интересно, что аналогичный объект в Красноярске, стартовавший позже, уже сдается - сочинский олимпийский проект оказался гораздо более хлопотным в плане согласования с госорганами. Что касается окупаемости, то как раз проведение Олимпиады сделает ее срок более длительным. Изначально в курорт планировалось вложить 140 миллионов долларов. Однако необходимость реализовывать еще и олимпийские проекты сделала его дороже на 360 миллионов. По оценкам компании, зимний курортный период в Сочи - около 140 дней в году. После сдачи объект сможет обслуживать до 10 тысяч отдыхающих в сутки. "При этом мы рассчитываем на привлечение как российских, так и иностранных туристов. И ориентируемся на людей со средним достатком", - уточнила Елена Аникина. Поскольку сам "Интеррос" рассматривает свое участие в проекте не с точки зрения получения прибылей, точный срок окупаемости не подсчитывали. Но по прикидкам главы компании "Роза Хутор", это приблизительно лет пятнадцать - двадцать.

Близкие цифры по окупаемости называет и Андрей Уманский, признанный эксперт в гостиничном бизнесе. Правда, он считает, что городу в случае проведения Олимпиады нужнее высококлассные отели. "Когда эксперты МОКа проверяли состояние гостиничного фонда, основные проблемы возникли с четырех- и пятизвездочными гостиницами. У нас в Сочи всего лишь 48 номеров соответствуют 5 звездам. Это бутик-отель "Родина" (бывший санаторий "Россия") и санаторий МПС "Черноморье". Однако если не мерить олимпийскими категориями, то Большой Сочи нуждается не меньше в трехзвездочных отелях, видимо, поэтому организаторы закладывают их рост более чем на 200 процентов.

Как говорит Андрей Уманский, срок окупаемости гостиницы на берегу составляет 7-15 лет при средней заполняемости прибрежных отелей 150 дней в году. Он исходит из следующих данных. Себестоимость строительства квадратного метра гостиницы 3 звезды составляет 1000 долларов, 4 звезды - 1300-1400, 5 звезд - 1800 долларов. Площадь номера в трехзвездочной гостинице примерно 20 квадратных метров, плюс примерно столько же занимает инфраструктура (холлы, рестораны и пр). Значит, если в гостинице 100 номеров, то ее себестоимость составит 4 миллиона долларов. Но сюда надо добавить стоимость земли и кредита, в итоге такой отель обойдется в 5-6 миллионов долларов. Расчет себестоимости четырехзвездочного отеля нужно делать, исходя из стоимости номера в 150-160 долларов, по поводу пятизвездочных Андрей Уманский затруднился в оценках, поскольку в данном случае, по его словам, речь идет не о рыночных ценах.

Окупаемость отелей в горах посчитать труднее. Она может быть схожей с прибрежными расценками, но если рельеф и грунт внесут свои коррективы, то они окажутся выше. При этом все наши эксперты сходятся в том, что экономика региона поднимется, поскольку поднимется вся сфера услуг. Впрочем, надо помнить, что как на проведение Олимпиады, так и на последующую эксплуатацию курорта будет влиять политическая обстановка в регионе. Однако эти риски организаторы и инвесторы не учитывают при расчете окупаемости.

Все понимают, что без строительства транспортной инфраструктуры затевать такое масштабное мероприятие не имеет смысла. "Итоги" обратились за комментариями в один из ведущих научных институтов, занимающийся проектированием дорог в разных городах мира, его эксперты согласились дать свою оценку, правда, на условиях анонимности. По их мнению, транспортная сторона программы - ее самое слабое место. Запланированное дорожное строительство решает их лишь "на грани фола". Дело в том, что организаторам необходимо рассчитывать на то, что в период Олимпиады только состав делегаций может составить более 70 тысяч человек. Прибавим к нему поток болельщиков из разных стран мира. Вкупе получается, что население курорта в этот период как минимум удвоится. Между тем новых строящихся магистралей достаточно будет только для того, чтобы разгрузить Сочи от уже существующих пробок.

При этом эксперты опасаются, что денег, заложенных в федеральную программу, не хватит. Часть дорог будет строиться в горах. И для того, чтобы оценить точно их стоимость, необходимо не просто нарисовать на карте направления, а осуществить соответствующую привязку к местности, в том числе и с помощью аэрофотосъемки. Не меньше проблем возникает и с проектированием легкой железнодорожной ветки. Дело в том, что, как говорит наш источник, в России нет ни соответствующего проектного института, ни строительных организаций, способных осуществить подобную идею, ни специалистов. Причем часть горных дорог после Олимпиады останется невостребованной.

Кто правит балл

Сочи уже вошел в тройку соискателей вместе с австрийским Зальцбургом и корейским Пхенчханом. По данным ведущего олимпийского информационного ресурса Around the Rings, в этой тройке российский курорт занимает второе место, уступая 11 баллов австрийцам. Он опередил такие города, как София, испанский Хаку, а также грузинский Боржоми и казахскую Алма-Ату. Оценка делается на основе нескольких критериев - туристической привлекательности региона, стоимости Игр, качества спортивных сооружений, безопасности, транспорта. Значит, шансы у Сочи есть.

Однако, как показывает опыт, проведение Олимпиады вовсе не гарантирует, что затраты на ее организацию окупятся. Те же Афины до сих пор подсчитывают убытки. За 20 лет превысить финансовый успех Лос-Анджелеса 1984 года удалось только Сеулу. Корейцы смогли заработать 280 миллионов. Как сообщили "Итогам" в заявочном комитете "Сочи-2014", данные о прогнозируемых доходах содержатся в специальной заявочной книге, которая должна быть передана в Международный олимпийский комитет до 10 января следующего года. И организаторы не имеют права разглашать содержащуюся в ней информацию, пока ее не изучат специалисты МОКа.

Кстати, было время, когда Международному олимпийскому комитету приходилось уговаривать власти городов принять у себя Игры. Особенно тяжело оказалось найти претендентов после летней Олимпиады 1976 года в Монреале, которая стала настоящей финансовой катастрофой. Их Олимпиада последовала за мюнхенской, во время которой были захвачены заложники-израильтяне. Поэтому первая же угроза со стороны экстремистов заставила многократно усилить меры безопасности. И вместо запланированных изначально 310 миллионов долларов организаторам пришлось потратить около полутора миллиардов. Правда, канадцам уж очень не повезло. В результате власти Монреаля платят по олимпийским долгам уже 30 лет, а каждый житель выплачивает в казну дополнительный налог при покупке сигарет.

Судьба Игр была спасена стечением обстоятельств. На проведение Олимпиады 1980 года претендовали только Москва и Лос-Анджелес. И победивший СССР воспринял выбор столицы как возможность, как бы сейчас сказали, для масштабного пиара достижений социалистической системы. С пиаром, однако, получилось не очень, но денег на него тогда не считали. А последовавшие за нами американцы задались целью превратить Олимпиаду в прибыльный бизнес. Это мало увязывалось с принципами, провозглашенными отцом-основателем современного олимпийского движения Пьером де Кубертеном. Но другого выхода не было, и МОК согласился с американским бизнес-планом.

Когда-то на Олимпиадах была запрещена любая реклама, а спонсорство со стороны частных компаний сборных считалось моветоном, то теперь достаточно взглянуть на телевизионную картинку, чтобы убедиться: Игры стали самой масштабной площадкой для продвижения различных товаров и услуг. Зато с тех пор у МОКа нет отбоя от заявок на проведение каждых Игр. Так, на право проведения зимних Игр 1992 года, кроме французского Альбервиля, претендовали еще шесть городов, у летней Барселоны было пять соперников. Когда проходило голосование по выбору места проведения летних Олимпийских игр 2012 года, попадание Москвы в пятерку соискателей российские чиновники называли несомненным успехом.

Ажиотаж с каждым годом только нарастает, но и проведение Игр становится дороже. На летнюю афинскую Олимпиаду в 2004 году организаторы потратили более 9 миллиардов евро, что оказалось в два раза выше изначально запланированной суммы. Однако мировой рекорд, по всей видимости, установит Пекин: Китай намерен вложить в летние Игры 37 миллиардов долларов.

Что почем

Чтобы понять, на какой эффект рассчитывает российское правительство, можно воспользоваться аналогиями - данными финансовой отчетности по доходам от Игр в Солт-Лейк-Сити, в Турине, а также маркетинговыми исследованиями зимних Олимпийских игр в Ванкувере, которые пройдут в 2010 году. Конечно, за 4 года в мировой экономике ситуация может измениться. Но в пользу правомерности подобных сравнений говорит хотя бы тот факт, что организаторы ванкуверской Олимпиады в своих выкладках пользовались показателями доходности последней Олимпиады в Турине.

Доходы состоят из нескольких статей. На первом месте по прибыльности продажа прав на телевизионную трансляцию Игр. На втором - продажа рекламных площадок. Затем следуют контракты с различными спонсорами - как прямые, так и заключаемые через Международный олимпийский комитет. Последним в этом "рейтинге" стал уровень доходности от продажи сувениров и билетов. По официальным данным, продажа прав на телетрансляцию соревнований принесла Турину 833 миллиона долларов, спонсорские контракты МОКа - 866 миллионов, свои спонсоры - еще 271,5 миллиона долларов. Реклама, включая телевизионную, дала 400 миллионов, и еще порядка 70 миллионов организаторы получили от продажи билетов и сувениров.

Если суммировать эти цифры, получится, что общая выручка от проведения зимней Олимпиады в Турине не превысила 3 миллиардов долларов. Интересно, что примерно такой же финансовый результат был у Игр в американском городе Солт-Лейк-Сити. С той лишь разницей, что так называемые постоянные партнеры МОКа внесли в казну на 203 миллиона долларов меньше, а продажа прав на телевизионную трансляцию принесла примерно 736 миллионов. Эксперты признают, что в последние годы сумма олимпийских доходов меняется в ту или иную сторону незначительно. Потому Ванкувер надеется получить примерно 2,7 миллиарда долларов.

Однако и эти подсчеты не говорят о том, что России не стоит даже втягиваться в столь дорогостоящий проект. Как показывает практика, Олимпиада способна приносить стране-организатору дивиденды не только в момент проведения, но и долгие годы по ее окончании. Восемь из десяти опрошенных итальянским Eta Meta Research Institute маркетологов отметили, что туринская Олимпиада стала исключительной по масштабам и эффективности рекламной кампанией традиционных итальянских товаров и туристических услуг. А значит, в данном случае надо сравнивать не только непосредственные расходы на организацию Игр и непосредственные доходы, но и держать в уме будущие дивиденды. Главное, не ошибиться в расчетах на старте.

Прок от олимпийской гонки уже есть. К приезду в феврале экспертов МОКа Сочи отчитается о сдаче в эксплуатацию нового терминала аэропорта в Адлере. В его скорой окупаемости сомневаться не приходится, сочинские курорты пользуются популярностью по сей день.

При участии Милены Бахваловой

Константин Угодников

ПЛАНЫ

Встречное движение

Если Сочи выиграет олимпийскую гонку, то всего за шесть лет предстоит практически заново создать транспортную инфраструктуру региона. На строительство дорог по программе финансирования подготовки города к зимней Олимпиаде будет выделено 115,975 миллиарда рублей. Из них на долю федерального бюджета приходится 108,823 миллиарда рублей. Остальное придется взять на себя местной казне.

На эти средства предстоит построить почти 15 километров дорог - от финишной зоны горнолыжного курорта "Роза Хутор" до биатлонного комплекса, еще 11,5 километра - к хребту Псехако, а также двухкилометровый участок трассы Альпика-Сервис - Сулимовский ручей (нижняя спортивная база).

Впрочем, это не самые масштабные проекты, которые предстоит реализовать в рамках подготовки к Олимпиаде. В Федеральной целевой программе значатся и такие проекты, как достройка федеральной трассы Джубга - Сочи аж до границы с Грузией, реконструкция малой объездной дороги, капитальный ремонт полотна на участке Адлер - Красная Поляна и многое другое. Не говоря уже о ремонте дорог внутри города Сочи, строительстве новых автомобильных парковок, стоянок и новых развязок. Например, таковая будет построена в районе спортивного комплекса "Стадион" до моста через реку Сочи в районе Краснодарского кольца.

Не будет забыт и железнодорожный транспорт. Планируется реконструировать и адаптировать для использования инвалидами все железнодорожные терминалы, открыть линию скоростного сообщения между Адлером и Грушевой Поляной и продлить ветку до адлерского аэропорта. Это лишь наиболее значимые и капиталоемкие инфраструктурные проекты. Всего программой предусмотрено строительство и капитальный ремонт 24 дорожных объектов. Даже их перечисление наглядно демонстрирует масштабы предстоящих работ.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера