Архив   Авторы  

День сырка
Искусство

Нетривиальные памятники необычным персонажам грозят потеснить отечественный монументальный официоз

...И на повторном своем заседании комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме не пришла к согласию о целесообразности установки в Москве скульптурной композиции "Шерлок Холмс и доктор Ватсон". То ли из-за отсутствия кворума, то ли из-за портретной схожести детективной парочки с актерами, сыгравшими роли сыщиков в кино. Но скорее всего это была ответная реакция на эпидемию нетрадиционного памятникостроительства, захлестнувшую всю страну и прилегающее пространство.

Если прежде в металле или камне предпочитали воспевать вождей и производственные победы, то сегодня, в отсутствие идеологического контроля и партийного влияния, лирическим героем ваятелей преимущественно становятся фигуры второстепенные, а то и вовсе малозначимые. Навроде животных, различных насекомых или даже предметов обихода. Дошло до того, что в столице явочным порядком поставили памятник плавленому сырку "Дружба", который еще в догайдаровскую эпоху прочно снискал себе славу хлеба насущного наравне с банкой килек в томате и соленым огурцом. Тут мнения разделились. Стойкие товарищи, полагающие, что монументальная пропаганда на низменной основе только засоряет эстетическое пространство города, вознамерились демонтировать самострой. Однако рядовые москвичи встали горой за полюбившийся "Сырок". И поскольку усиления роли худсоветов в ближайшее время не предвидится, единственной реальной угрозой памятникам нового типа остаются разве что сборщики цветных металлов.

Стакановское движение

Эталоном искусства для народа принято считать скульптурную композицию "Рабочий и колхозница" Веры Мухиной. Но похоже, что импульсом, побудившим ваятелей выразить в твердом материале исконный национальный дух, стал не этот ее монументальный шедевр, а изобретенный в соавторстве с Казимиром Малевичем граненый стакан. И первая ласточка в этом изобразительном ряду - фольклорный чижик-пыжик, которого автор Резо Габриадзе разместил на гранитном берегу Фонтанки. Согласно легенде именно на этом месте еще в позапрошлом веке существовало училище правоведения, студенты которого носили форму желто-зеленого цвета, за что и были прозваны "чижиками". А рядом, в полуподвале дома купца Нефедова, располагался кабак, который "чижики", если верить известной песенке, посещали ничуть не реже, чем аудитории. Так что маленькая бронзовая птичка - это не столько дань истории великого города, сколько символ неискоренимого народного пристрастия. Поэтому и полюбили чижика-пыжика всей душой, и сегодня он так же, как и "Медный всадник", неотделим от культурного контекста Северной столицы, хотя весит меньше копыта вздыбленного петровского коня - всего лишь пять килограммов.

После чижика пошло-поехало... На сегодня в Москве под государственным патронажем находится не более 15 процентов памятников. На практике это означает, что остальные появились на свет без ведома и участия чиновников от искусства и не всегда отвечают эстетическим представлениям городских властей. Например, председатель комиссии по монументальному искусству при МГД Сергей Петров утверждает, что художественную ценность представляют только 150 столичных монументов, однако история с памятником "Сырку" более чем убедительно демонстрирует, насколько не совпадают вкусы власти и народа.

Кстати, на первых порах просвещенная критика птичку Габриадзе совсем не жаловала и практически солидарно отнесла к китчу, обусловленному "низкой квалификацией автора и отсутствием у него высокого художественного вкуса". Кривились и соратники по цеху. Но идея оказалась настолько заразительной, что в скором времени в том же направлении сориентировали свои резцы даже мэтры отечественного монументализма. Например, Эрнст Неизвестный взялся исполнить для Углича памятник водке. Из той же серии скульптурная композиция под названием "Песня" (автор - известный карикатурист Игорь Пащенко), не так давно установленная в Калининграде возле Русско-немецкого дома: представителей двух наций - русского с балалайкой и немца с аккордеоном, - сидящих на скамейке и самозабвенно поющих, разделяет непочатая бутылка. Что в бутылке - наша водка или их шнапс - главный вопрос, интригующий как калининградцев, так и гостей анклава.

Это поэты революции предпочитали вести разговоры с памятниками исключительно о высоком. С современными персонажами такие разговоры просто неуместны. Да и общаться, что особенно ценно, с ними можно запросто. Например, омскому памятнику "Сантехник" просто дают прикурить - в том смысле, что вставляют в рот сигарету, а перед его бронзовым коллегой из Екатеринбурга регулярно появляется чекушка. Между прочим, именно этой категории людей труда - водопроводчикам и сантехникам - монументов сооружено больше всего (порядка двадцати на постсоветском пространстве и один в Стокгольме). Кстати, по результатам конкурса на самый забавный памятник, объявленный Международным благотворительным фондом имени Д. С. Лихачева, первый приз взял отнюдь не чижик-пыжик, а скульптура "Дядя Яша и его стажер", установленная у красноярского "Водоканала" - за "простоту" и "народность".

Но если быть точным, мода на монументы с человеческим лицом пришла к нам с Запада. Не исключено, что именно из Брюсселя, знаменитого своим писающим мальчиком. Сначала он был вне конкуренции, потом появилась писающая собака, а знающие люди утверждают, будто где-то в укромном месте есть еще и застигнутая врасплох бронзовая девочка. Но сколько автор этих строк ни блуждал по закоулкам бельгийской столицы, обнаружить этот артефакт не удалось. Зато набрел на бронзовых слепцов с одноименного полотна Питера Брейгеля.

Герои и поклонники

Забавных изваяний теперь хватает и у нас. Причем чаще всего персонажами становятся литературные или киношные герои и их исполнители в соответствующем образе. Так, наиболее тиражируемым на сегодня оказался Остап Бендер, памятники которому практически одновременно появились в Санкт-Петербурге, Элисте, Жмеринке и, конечно же, Одессе. На втором месте барон Мюнхгаузен - Москва и Калининград. Но поскольку на всем постсоветском пространстве наблюдается форменный пямятникостроительный бум, не исключено, что где-нибудь уже есть и неучтенный памятник известному правдолюбу. Особенно сложно уследить за монументальным процессом в культурной столице России, удерживающей бесспорное первенство в возведении скульптурных композиций неофициального толка.

За последние пятнадцать лет, пока власть предержащая не слишком пристально следила за творческим процессом, в Санкт-Петербурге появились вызывающе лысый Петр Великий (автор - Михаил Шемякин), "Нос майора Ковалева" работы все того же Резо Габриадзе, несколько котов и кошек, в том числе и митьковская, облаченная в тельник, "Добрая собака Гаврюша", фонарщик с лестницей, двухметровый городовой, похожий на Никиту Михалкова (инициатива санкт-петербургской милиции), а также монумент в честь создателя динамита Альфреда Нобеля, сходством с историческим персонажем не отличающийся, поскольку представляет собой взрыв, запечатленный в стекле и бронзе. И так далее.

К сожалению, Москве, если не считать памятник самозабвенному пьянице и удивительному герою Венечки Ерофеева на площади Борьбы, на памятники с литературным подтекстом везет меньше. По мнению сопредседателя комиссии МГД по перспективному строительству Михаила Москвина-Тарханова, это происходит не потому, что москвичи черствее, чем, скажем, петербуржцы, а под влиянием "имперского статуса" столицы, намертво въевшегося в подсознание. Мешает и так называемая внутренняя правильность, образовавшаяся в непосредственной близости источника власти и официоза. Да и предрассудки мешают тоже.

Как известно, православная общественность забраковала скульптурную композицию Александра Рукавишникова, собирающегося разместить булгаковских героев и огромный примус в придачу на Патриарших прудах. И дело не столько в том, что композиция могла видоизменить исторически сложившееся городское пространство, сколько в духовном неприятии романа "Мастер и Маргарита", считающегося в некоторых кругах евангелием от Воланда, то есть от сатаны. Дескать, сатане памятников не ставят.

Это не так. Например, в мадридском парке Ретиро памятник демону зла простоял более ста лет и был снесен совсем недавно. В 1921 году чуть было не поставили памятник Люциферу и в нашем родном Свияжске - как мятежнику и революционеру. Но потом остановились на представителе угнетенных из числа апостолов - на Иуде Искариоте. А когда памятник открывали, мимо изваяния торжественным маршем прошли два полка красноармейцев и проехал бронепоезд...

Антон Павлович не сердится

Чем дальше, тем очевиднее, что возможностей у комиссий по градостроительству, отвечающих за установку памятников, повлиять на монументальный процесс не так уж много. Прежде всего по финансовым соображениям, поскольку подавляющее большинство памятников сооружается или в складчину, или за счет влиятельных меценатов. О подведомственной территории, где хозяин - барин, и вовсе нечего говорить - там бал правит индивидуальный вкус. Вот и появляются в Новосибирске памятник светофору, в Урюпинске - памятник лаптю и отдельно пуховой козе, в Ульяновске - винтовочному патрону возле завода имени Володарского, в Ижевске - пельменю (продукт, наколотый на двухметровую вилку), в Томске - домашним тапочкам (на крыльце местной гостиницы), в Ямало-Ненецком АО - комару (от не уважающих его нефтяников Севера), в Белгороде - честному гаишнику, в Тамбове - естественно, волку, а в Казани - сироте казанской. Не отстают и ваятели из ближнего зарубежья. Например, в Виннице из трехсот пятидесяти килограммов советской мелочи поставили памятник "Скорбь по вкладам", в Минске - памятник картошке. Но дальше всех пошла Полтава, где был сооружен памятник самому любимому украинскому животному - свинье-кормилице в окружении ребятишек, похожих на упитанных ангелочков.

Это что касается художественной идеи. Финансовая независимость также обеспечила ваятелям и свободу выбора творческого метода. Памятник человеку-невидимке, от которого остались только следы на екатеринбургском тротуаре, - в чистом виде концептуальное искусство (или концептуальный китч, как предпочитают выражаться продвинутые искусствоведы). Памятник, витиевато названный "Антон Павлович Чехов в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего "Каштанку", по всем канонам отвечает принципам гротескного символизма. Или особо изощренной мести. Дело в том, что Чехову город не понравился - "скучный и нетрезвый", к тому же, когда он проезжал через Томск, с ноги писателя слетела калоша и была безвозвратно утеряна. Это дало повод скульптору изобразить Чехова не только в пьяном ракурсе, но и босым на одну ногу. Однако вряд ли у Антона Павловича есть повод сердиться. Народная тропа к нему не зарастает: считается, что, если потереть писательский нос и рукоятку зонтика, это принесет удачу.

А вот "Любовника в бронзовых трусах", который с разрешения властей висел на одном из томских балконов, по требованию местных моралистов из города попросили. Не попал пока на кончик резца и такой излюбленный персонаж, как теща. Впрочем, в Ульяновске уже есть готовый проект: это будет дородная дама со скалкой в одной руке и рюмкой для любимого зятя в другой. В Екатеринбурге планируют в ближайшее время соорудить монументы "Наука", "Уральская рябинушка" и "Последний челнок". Со страшной силой возбудила челночная тема и скульпторов из приграничного Багратионовска. А вот в городе Вязники Владимирской области разработали проект памятника своему литературному земляку штандартенфюреру Штирлицу. Памятник планируют установить на берегу Клязьмы в монументальном дверном проеме, причем одна створка дверей будет от кафе Elefant, а другая - от дверей известного здания на Лубянке.

...Словом, не похоже, что творческая мысль быстро иссякнет. И теперь вся общественность с нетерпением ждет, чем откликнется главный монументалист страны. Вряд ли это будет памятник блохе, подкованной Левшой. Не тот формат.

Олег Одноколенко
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера