Архив   Авторы  

Гламур и мир
Искусство

Новый роман Пелевина Empire V пытается воссоздать реальность из мыслей читателя

Еще 13 октября в Сети был выложен подозрительный файл Empire_V.txt, представленный как "новая книга Виктора Пелевина". С орфографическими ошибками и замечаниями для господ редакторов. Общественность принялась рьяно обсуждать вопрос: была ли реальная утечка или она инсценирована издательством. И правда, нелегко поверить, что "Эксмо" не в состоянии защитить свою собственность. С другой стороны, если уж текст действительно украли, можно было докрутить интригу до конца, как это сделал когда-то Габриель Гарсия Маркес. Патриарх магического реализма перед самым выходом нашумевшей книги "Вспоминая моих грустных проституток" попросту изменил ее финал. Но издатели ограничились тем, что убрали сюжетную линию креативщика Вавилена Татарского, который проник сюда из Generation П. Напрасный труд - параллели с Generation все равно считываются на раз, как и общая постройка романа.

Как и 7 лет назад, читателя погружают в советское детство героя, предлагая образ "утраченного рая". Только в Empire V все начинается с исторической фантазии на тему "В траве сидел кузнечик". Тут, как всегда у Пелевина, в песчинке кроется Вселенная. Кузнечик - а точнее, кузнец всенародного счастья - проглочен взявшейся откуда-то прожорливой жабой дикого капитализма. Невинная детская песенка становится мифом о том, как чудовище поглощает мир. (Вспомнили чуковского Крокодила, съевшего солнышко?) В общем, как говаривал Вильям наш Шекспир, порвалась связь времен....

Надо ли говорить, что это прискорбное обстоятельство бедный юноша Рома Шторкин переживает как детскую травму? В детстве Шторкину хотелось чудесного. Он бы не отказался стать летающим тибетским йогом или учеником колдуна. Но вышло по-другому. В мире чистогана Шторкин нашел свое место, да еще какое. На самом верху элиты. Вот только элита - это, собственно говоря, вампиры. Высшая каста, которая призвана доить род человеческий. Да-да, именно доить - вампиры политкорректны и не называют вещи своими именами. Кровь - это "красная жидкость", сосать - "дегустировать". Впрочем, высасывают они не столько кровь, сколько таинственный "баблос". Нет, это не вульгарный аналог денег, а субстанция, которая позволяет вампиру прикоснуться к тайнам бытия. Вырабатывается она людьми в процессе товарно-денежных отношений - по принципу "иллюзия - деньги - иллюзия": в эпоху развитого постмодерна Маркс малость устарел. Таково устройство Пятой Империи - анонимной диктатуры всемирной олигархии. Ее девиз: "Сосать всегда, сосать везде, до дней последних донца". И новые друзья-упыри учат Шторкина (он получает новое имя - Рама), как правильно организовать этот процесс. Из Рамы делают управленца широкого профиля. Ему преподают две главные науки: "гламур" - идеалы Пятой Империи и "дискурс" - объясняющую их идеологию. А еще объясняют, как прочитать мысли другого, отсосав у него капельку крови и растерев по небу. Некоторые сцены поистине уморительны. Вот чиновник, который боится не коррупционером слыть, а оказаться не ровней тем, с кем катается на лыжах в Куршевеле. Ведь офшоры его фальшивые (маскировка!), а на взятках так много не заработаешь. Поэтому он бросается с кулаками на Раму, который читает и публично оглашает его самые сокровенные мысли. А тот, предусмотрительно съев "конфету смерти", забивает кабинетную крысу при помощи вампирских боевых искусств. В общем, сосут все, но каждый желает сказать, подобно графу Дракуле, бессмертное: "Сосу не я - сосут все остальные". Как всегда, Пелевин въедлив и меток. Его модель мира напоминает, увы, наличную социальную реальность. Которая публике, в общем, хорошо знакома. Читая, отчетливо понимаешь: школа вампиров - это именно то, что Ролинг так удачно замаскировала под школу магов.

Критика еще не отстрелялась по роману, но, надо думать, ругани будет достаточно. Ведь врагов у Пелевина хватает. С иными писатель ведет дуэль в книгах - например, в "ДПП (nn)" есть персонаж "недотыкомзер", который живет в норке и "питается сырыми повествовательными предложениями". Ну и борзописцы Виктора Олеговича не жалуют. То назовут его капитаном Лебядкиным, то обвинят в создании "олитературенной галиматьи". Игорь Шайтанов, председатель букеровского жюри 1997 года, не пущавший Пелевина в шорт-лист, высказался так: "Пелевин не писатель, а слагатель текстов, речевых, но лишенных языка".

Все правильно. Но как раз "отсутствие языка" - а точнее, стиля - помогает Пелевину создать иллюзию, что его бульон из мифов, апорий и разных софистических выкрутасов существует сам по себе, независимо от автора. Потому стиль у него стертый, ничей, слова не "магнитятся" интонацией, а просто натыканы друг за другом. Ему надо изгнать из текста собственное "я", представить роман как внешнюю конструкцию. Тогда читатель поверит, что в "этом-то" он сам и живет. Так получается взрывная смесь готического антуража с каким-то новейшим соцреализмом. В общем, вампореализм. Да, Пелевин пишет "не-литературу". Это вовсе не значит, что его книги плохи. Еще Вольтер в своих философских повестях создавал философию под видом литературы - и ничего.

На этом пути у Пелевина нет соперников, и соревнуется он в основном сам с собой. Но порой себе же и проигрывает - себе прежнему, конца 90х. Он не спешит дополнить свой мифоконцепт занимательными поворотами. У него много длиннот, сюжет недоразвернут, герои плоские. Текст перегружен диалогами, порой не понимаешь, что читаешь - роман или либретто. И все-таки.... Пелевин был, есть и будет всенародным гуру. Вот как Гена служил в зоопарке Крокодилом, так Пелевин работает Пелевиным, который просто обязан изрекать мудрость. В общем, Лев Толстой эпохи виртуала и киберпанка. То есть такой Лев Николаич, который плохо строит сюжет, намечает персонажей едва заметным пунктиром, злоупотребляет сетевым жаргоном - всякими там "Чмок тя" и "в Бобринец, тварино!", - но зато дает анализ всего и вся. На этот раз Виктор Олегович решил объяснить, что нашим миром управляют вампиры, да и сам читатель немножко того - поскольку тоже "сосет", зараза. Пелевин - не реалист. Он - вампореалист. Он не реальность отражает, а угадывает - высасывает! - читательские мысли о ней. Такой постылой и такой таинственной. Читатель, склони голову и подставь ухо. Он скажет тебе что-то очень важное. Чувствуешь укол и влажный след на шее? А теперь слушай о гламуре и дискурсе. Он поведает тебе без обиняков парочку сокровенных трюизмов. Как кровосос кровососу....

Евгений Белжеларский
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера