Архив   Авторы  

Мучное видится на расстоянии
Художественный дневник

Выставка Леонида Тишкова в Крокин-галерее

"Ладомир. Объекты утопий" - так называется новый проект Леонида Тишкова, отсылающий к творчеству Велимира Хлебникова. Тишков, как правило, создает сразу целый мир и населяет его своими героями, будь то странные существа под названием даблоиды, Луна или невидимые цикады. Поэтическая ассоциация для него важнее буквализма. Опять же непонятно, можно ли точно изобразить то, чего никто не видел. Вот и в нынешнем проекте художник выступает демиургом мира мечты. Он вроде бы воссоздает "объекты утопий", придуманные другими конструкторами будущего. Радиомачты, кубы Малевича и даже "трубу для перемещения человека в космос" от Циолковского... Но это ни в коем случае не реконструкция, это скорее диалог с теми, кого Хлебников называл "председателями Земного шара".

Диалог явно лирического характера. Поэтому альбомные листы со схемами и набросками памятников русским космистам и итальянским футуристам, цитаты из их трудов, а также фигурки председателей планеты, слепленные из хлебного мякиша, более чем уместны. Кстати, поскольку Хлебников вычислил одним ему известным способом, что таких председателей должно быть 317, то Тишков честно слепил 317 фигурок из хлеба. А все объекты утопии сделал из... макарон.

Эффект оказался поразительным. Не только потому, что эти конструкции выглядят воздушно-эфемерными, призрачно-хрупкими, как, собственно, и должна выглядеть мечта. Не только потому, что рациональные, умозрительные объекты благодаря такой съедобной штуке, как спагетти и паста, обретают плоть и даже вкус. Не только потому, что полет высокого интеллекта воплощен в предмете, знакомом каждому. Полет и вообще устремленность ввысь, кстати, один из основных мотивов получившейся инсталляции. Будетлянин, просвечивающий насквозь, запускает летящего человека. Фигурки из хлеба парят, словно Икары, под потолком. Архитектоны тянутся вверх, как растения к свету. Поэт Хлебников в образе радиобашни через антенны транслирует свои сочинения человечеству. Парадокс в том, что утопический мир, предполагающий преобразования галактического масштаба, выглядит... камерно-интимным, трогательным, теплым. В сущности, это мир детской с диковинными легчайшими игрушками.

Причина метаморфозы очевидна. И дурно воспитанные футуристы, сбрасывающие классиков с корабля современности, и брутальные конструктивисты, открывающие новое видение старого мира, и поэт-странник, похожий на дервиша, таскающий свой архив в наволочке от подушки, - все они упокоены в дали прошедшего. Неудивительно, что обращение к их утопиям обретает ностальгический оттенок. Это не столько предвкушение будущего, сколько переживание невозвратности светлой веры в него. И еще одно. "Ладомир" Тишкова напоминает, что утописты русского авангарда в отличие от утопистов социальных искали опору не только в разуме человека, но и в мистическом опыте. Переживание художественной реальности становилось одновременно способом ее воплощения. Поэзия и искусство были для них мостиком в неведомое. Или - лестницей ввысь. Поэтому их опыт актуальнее, чем их конструкции. Доказательство тому - "Ладомир" Тишкова.

Жанна Васильева

HOW MUCH

10 тысяч евро

пожертвовал на восстановление Свято-Троицкого (Измайловского) собора в Санкт-Петербурге Папа Римский Бенедикт XVI. Этот жест доброй воли был по достоинству оценен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Он назвал его проявлением искренней любви папы к Русской православной церкви и отметил, что волеизъявление Бенедикта XVI "может служить залогом дальнейшего развития наших взаимосвязей в духе христианского братства и взаимной помощи".

44 миллиона 400 тысяч долларов

уплатили анонимные покупатели на торгах аукционного дома "Кристи" за полотна Энди Уорхола ("Мао", 17 миллионов 300 тысяч долларов) и Виллема де Кунинга ("Без названия XXV", 27 миллионов 100 тысяч долларов). Таким образом, были установлены новые ценовые рекорды в аукционной жизни обоих художников. Сумма, заплаченная за работу де Кунинга, попросту ошеломила аналитиков, не ожидавших, что картина уйдет более чем за 15 миллионов. Да и Уорхол, цены на которого вполне предсказуемы, также преподнес специалистам сюрприз.

50 тысяч долларов

вознаграждения назначила страховая компания за информацию об украденной на прошлой неделе картине Франсиско Гойи "Дети с повозкой". Полотно, принадлежащее Музею искусств города Толедо, что в штате Огайо, похитили во время его пути в Нью-Йорк на выставку "Испанская живопись от Эль Греко до Пикассо". В расследовании преступления принимает участие ФБР. Эксперты утверждают, что на легальном рынке эту картину продать невозможно.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера