Архив   Авторы  

В лабиринтах подсознания
Художественный дневник

На московские экраны выходит "Лабиринт Фавна", новый фильм Гильермо дель Торо

Прекраснейший Гильермо дель Торо, мексиканский волшебник, чей талант корнями прорастает в родную почву, снял, наверное, лучшую свою картину - эдакий испано-мексиканский симбиоз, чудесный коктейль из политики, мистики и фэнтези. "Лабиринт Фавна" - один из самых оригинальных фильмов, который мне доводилось видеть, экстравагантная "двухэтажная" притча, где действие происходит на разных уровнях. Основное - в подвале, подполе, куда, словно в ад, то и дело спускается маленькая девочка; второстепенное же, перекликающееся с основным, - наверху, где есть свои монстры: испанские фашисты, возглавляемые жестоким капитаном Видалем, отчимом малышки Офелии. До наступления полуночи спустившаяся в подземный лабиринт Офелия должна пройти три чудовищных испытания, оставшись в живых; точно так же повстанцы, возглавляющие антифранкистскую группировку, должны до полуночи занять выгодные стратегические позиции. Любой, кто прочтет эти строки, будет, наверное, немало поражен: дескать, фашизм не тема для фэнтези, и приключения Офелии в сказочном подземелье никак нельзя соотнести с реальными кошмарами, происходившими в Испании в 1944 году. Оказывается, можно. Хотя и трудно: всякого, кто взялся бы за эту тему, не обладая особым даром Гильермо дель Торо, ждал бы неминуемый провал. Иная, более документально-жесткая эстетика не выдержала бы столь хрупкой конструкции, столь отчаянно-смелого смешения жанров. И в этом случае никакие рассуждения - о темном "подсознании", о его бесах и монстрах, оправдывающих "подземельную" эстетику, - не помогли бы. А выкладки самого автора о сущности фашизма как "извращенной формы невинности", "детскости", доморальности человека, еще не ведающего ни добра, ни зла, показались бы интеллектуальными стереотипами. Не более того.

Ко всему прочему Гильермо дель Торо, подобно Бунюэлю, опирался не на что-нибудь, а на живопись самого Гойи, мистика, умевшего в обыденном зле разглядеть зло вселенское. Скажем, некоторые персонажи фильма навеяны "Сатурном, пожирающим своего сына", ужасающей картиной Гойи, до сих пор, после всех реальных ужасов, пережитых нами в ХХ веке, вызывающей дрожь отвращения. Недаром въедливые критики, знающие, откуда ноги растут, с удивлением отмечают, что дель Торо никогда не цитирует других режиссеров, черпая свое вдохновение скорее из мировой живописи и литературы, нежели из старых фильмов. Что верно, то верно: стиль дель Торо - как это ни странно звучит в применении к относительно молодому искусству кино - корнями уходит в культурную память Испании и Мексики. Причем если все чудовищное, пугающее, смертоносное вдохновлено испанской культурой, где близкое дыхание смерти ощущалось всегда, то радостное, феерическое, фантастическое - мексиканской. По-видимому, феномен дель Торо и зародился на стыке этих двух цивилизаций, точно так же, как его лучший фильм "Лабиринт фавна" - на стыке мексиканской ментальности и испанской мистичности. Кстати, в Канне, где картина была отобрана для основного конкурса, его приветствовали, как новоявленного гения. И недаром в Мексике, отбирая самую достойную картину для предстоящего "Оскара", остановились именно на "Лабиринте Фавна".

Диляра Тасбулатова

"ИТОГИ" ПРЕДСТАВЛЯЮТ

Светлый праздник

По традиции американские кинематографисты запрягают рождественские сани загодя. Открывать традиционную праздничную кинопрограмму в этом году доверено картине "Добро пожаловать, или Соседям вход воспрещен". Веселую историю о том, как семейство из одного маленького городка украсило свой дом гирляндами, свет от которых был виден чуть ли не в космосе, разыграл звездный актерский ансамбль: Денни Де Вито, Мэттью Бродерик, Кристин Дэвис и др. На экранах с 23 ноября.

Рука на пульсе

22 ноября - 14 января в галерее Stella Art будет проходить выставка художницы Алены Кирцовой "Справочник по свету". Ученица легендарного Василия Ситникова представит свои абстрактные полотна, отсылающие к опытам Михаила Матюшина и шире - русского авангарда. Полтора десятка живописных холстов, вошедших в экспозицию, можно рассматривать как предельно обобщенный пейзаж, а можно - как образ психологического состояния. Эта живопись, балансирующая между пейзажем и портретом, впечатляет тем, что сохраняет пульсацию жизни.

Чемоданное настроение

Международный мультимедийный фестиваль "Осень", который пройдет 24-26 ноября в Центре cовременного искусства в Санкт-Петербурге, - масштабный смотр новейших течений в области электронной музыки и медиа-арта. Фестиваль проводится уже второй раз - усилиями Благотворительного фонда Сергея Курехина и при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Участниками смотра станут лучшие виджеи России и мира, а почетным гостем - культовый британский режиссер Питер Гринуэй, который привезет в Питер свой очередной концептуальный проект "Но-ТиВи (NoTV): Питер Гринуэй", выполненный на основе его же картины "Чемоданы Тульса Люпера".

Островитянин

Картина режиссера Павла Лунгина "Остров" уже прославилась: именно она стала фильмом-закрытием Венецианского кинофестиваля этого года. Обладатель "Золотой пальмовой ветви" в категории "Лучший режиссер" за ленту "Такси-блюз", Лунгин вообще обласкан жюри, особенно иностранным. Не случайно долгие годы режиссер проживал в Париже, недалеко от площади Бастилии. Но снимать Лунгин продолжает исключительно в России. "Остров", эту теологическую драму с Петром Мамоновым в главной роли, отечественные зрители смогут увидеть уже начиная с 23 ноября.

ЛИРический подход

Регулярный лауреат "Золотой маски", руководитель Санкт-Петербургского Малого драматического театра - Театра Европы Лев Додин привозит в Москву ни на что не похожего "Короля Лира". Зрители привыкли ждать от него обстоятельных, неспешных постановок классики - от Достоевского до Чехова. "Король Лир", которого 22, 23 и 24 ноября покажут на сцене московского ТЮЗа, тоже вроде бы классика. Но знаменитый сюжет в додинском спектакле звучит весьма необычно. Вместо привычных стихов - проза. Да к тому же еще герои, заглавного из которых исполнит Петр Семак, нет-нет да и вворачивают в диалоги крепкое словцо...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера