С наших прилавков сметены соль, сахар и спички. Кто-то винит спекулянтов, кто-то сетует на генетическую память россиян. Писательница Татьяна Устинова видит во всем происходящем лишь одно: нынешнее ощущение стабильности способно раствориться так же быстро, как кубик рафинада в стакане чая
Я слышала, что одна дама на День защитников Отечества подарила мужу пачку сахара, пачку соли и несколько коробков спичек. Что ж, достойный подарок настоящей русской женщины любимому мужу!
Вот тебе и новости: в стране нет сахара и соли. Я, правда, знаю об этом больше понаслышке: от соседских тетушек и из газет. Сами мы живем за городом и привыкли, как белки, набивать дупло загодя. Чтобы соль была не только в солонке, но еще и в пакетике. А сахар не только в сахарнице. Но мне просто нравится такое сравнение - с белками. На самом деле корни у нынешнего ажиотажа ветвистые и уходят далеко под землю. Не бойтесь, я не буду вспоминать нашу историю, в которой был уже один Соляной бунт, и не вчера, а в далеком XVII веке. Я имею в виду совсем другое.
Ничего не поделаешь: наш народ до сих пор абсолютно не доверяет своему государству. Даже в таких ерундовых вопросах, как доступность сахара, соли и спичек. Казалось бы, немудрящая проблемка во времена победившего капитализма. Оказалось - нет. Соль и сахар могли исчезнуть по любой причине. Может, какая-то торговая сеть чего-то куда-то не довезла. Может, мы переживаем следствие чудовищного сговора торговцев, хотя вроде бы все равно понятно, что миллион рублей килограмм соли стоить не будет. Может, все произошло из-за простого словесного ляпа нерадивого чиновника. Но какие бы объяснения ни были придуманы, малейшее нарушение баланса привело к тому, что народ впал в панику и выстраивается в километровые очереди. Виной тому генетическая память нескольких поколений советских граждан, переживших послереволюционный голод, тяжелую войну, советский дефицит и уже постперестроечные катастрофы навроде дефолта. Вот и получается, что цена всех победных реляций последних лет - что у нас стабилизация, что вырос ВВП, что продаем газ - не больше, чем стоимость килограмма соли. На какие бы заоблачные высоты ни поднимались цены за баррель нефти, люди продолжают прятать под подушку деньги и сушить впрок сухари. Вообще, мне кажется, вопрос доверия - краеугольный вопрос всех наших нынешних проблем, взять хотя бы заторможенность пенсионной реформы.
Недавно в машине я слышала рекламу: он любит "Мерседесы" и игру в гольф, она - загорать под ярким солнцем. У него три "хвоста" по юриспруденции, у нее абонемент в тренажерный зал. Я подумала: боже мой, ребята, какие кожаные кресла и пляжные матрасы? Кто сочиняет такую рекламу? Страна наша велика, и она не мыслит этими категориями. Ничего не случится, исчезни из продажи все джипы. А вот соль, сахар, спички, папиросы - те жизнеобразующие киты, на которых зиждется наше спокойствие. Да, я еще, пожалуй, водку забыла. И их нужно немедленно хватать и прятать, потому как в любой момент все это может исчезнуть с прилавков. Нынешний ажиотаж развеял все представления о царящей в стране стабилизации. Но есть и другой российский феномен: все чтут государство, но не платят ему налогов. Терпеть не могут чиновников, но дают им взятки. Я слышала, что месяца два назад был проведен интереснейший опрос. Он выяснил, что практически все россияне, в том числе те, кто работает на частных предприятиях, ратуют за усиление роли государства в экономике. И при этом очень плохо относятся к чиновникам, то есть к тем, кто потом начинает на этих приватизированных предприятиях работать. Потому что "все воруют". То есть, с одной стороны, государство - это благо и счастье, что мы живем в стабильное время. А с другой стороны, конкретный чиновник - безусловный вор, и верить ему нельзя ни в коем случае. И таких парадоксов, в которых проявляется не только "совок", но и исконный российский менталитет, в настоящее время множество. Наши люди, как те Иванушки: лежат на печи и все ждут, когда щука начнет за них работать, ни в чем при этом не ограничивая их свободу. С одной стороны, мы, безусловно, до сих пор переживаем какой-то переходный период. Для того чтобы вытравить недоверие граждан к своим правителям, не хватит даже сорока лет, в течение которых водил по пустыне свой народ Моисей. А с другой...
Я где-то читала о том, как паника, аналогичная нашей, охватила в начале 90-х Швейцарию. Узнав о войне в Персидском заливе, граждане этой благополучной страны вдруг как по команде скупили в магазинах крупы и растительное масло. Швейцария - страна маленькая, и паника быстро охватила всю ее территорию. При том, что воевала Швейцария последний раз лет триста назад. И все же, оказалось, генетическая память швейцарцев, как банковский сейф, сберегла страх скудного времени Второй мировой. Хотя и не докатилась война до Швейцарии, но ее жители все же испытывали недостаток продуктов. Выходит, соляная паника может случиться и во вполне благополучных странах, жители которых, казалось бы, не пережили всех наших напастей.
...Помните, есть у братьев Вайнеров старый роман "Лекарство против страха"? Один из его героев говорит, что свобода от голода и страха - вот что нужно человечеству, чтобы наконец зажить счастливо. Ничего не поделаешь: не придумано еще такой таблетки. Ни в одной стране мира, какой бы цивилизованной она не считалась. Люди по-прежнему несвободны от голода и страха. И никуда от этого не денешься.
Рубрику ведет Юнна Чупринина