Архив   Авторы  

Убить немца
Художественный дневник

На московские экраны вышел фильм "Полумгла" Артема Антонова, получивший "Серебряный ирис" кинофестиваля в Монреале

Впрочем, это не первый успех Артема Антонова: его дебютная короткометражка "Столичный скорый" участвовала в престижном каннском конкурсе "Неделя критики" и была выдвинута на "Оскара" в номинации "Лучший иностранный студенческий фильм". "Полумгла", повествующая о событиях 1944 года, когда Вторая мировая война была почти на исходе, не только стяжала множество отечественных призов, но и поразила воображение канадцев. Кроме того, что ей была вручена премия "За лучший первый фильм", жюри монреальского кинофестиваля отметило "такт и умение рассказать о жестокостях войны, не впадая в патетику и очернительство". Что и говорить, важное уточнение. Ибо обвинение в "очернительстве", к сожалению, слишком часто звучало на многочисленных заседаниях Госкино - в достославные времена застоя, когда лучшие фильмы отправлялись на полку, в небытие. Действительно, если бы "Полумгла", повествующая о взаимоотношениях пленных немцев и деревенских жителей на исходе Второй мировой, появилась лет эдак тридцать назад, картине грозила бы нешуточная обструкция. Такая же, как и германовской "Проверке на дорогах", где речь шла о "предателе" - человеке, попавшем в немецкий плен и сотрудничавшем с врагами. Антонов пошел еще дальше, показав не одного раскаявшегося "предателя", а целую деревню: встретив поначалу отряд пленных немцев в штыки, местные жители потихоньку проникаются к ним сочувствием. Особенно женщины, оставшиеся в таежной глухомани на хозяйстве, где без мужской помощи никак не обойтись. Не говоря уже о "мужской ласке", до которой дело так и не дошло - отряд энкавэдэшников, прибывший в деревню, пустил несчастных пленных в расход. Собственно, картина Антонова и повествует о зарождении чувств - от дружеских до эротических - между заклятыми врагами, чья взаимная ненависть, как известно, намеренно провоцировалась официальной советской пропагандой. Да и фашистской тоже. Сейчас уже мало кто помнит, что в тогдашней прессе всерьез дискутировался вопрос, можно ли считать немца человеком. Недаром противники картины и сейчас, через шестьдесят с лишним лет после окончания Второй мировой, утверждают, что никакие отношения между русскими женщинами и зловредными оккупантами были невозможны. У сторонников свои аргументы: многие видели, как в передаче "Ищу тебя" встречались заплаканные влюбленные - бывший рядовой родом из Дрездена и бывшая деревенская девчонка из-под Пскова. То есть из тех самых мест, где немецкие войска стояли два года и где, как утверждают авторы другого фильма, "Свои", протекала обычная мирная жизнь. Не совсем мирная, конечно, и тем не менее. Кто его знает, как сложились бы судьбы героев антоновской картины, рядовых вермахта и русских женщин, чьи мужья пали на полях сражений? Авторы картины оборвали эту нить едва зарождающихся, еще хрупких отношений прибытием расстрельной команды из центра. Этот самый центр, где осело командование, то и дело справлявшееся по рации, сколько пленных уже умерло с голоду, в финале предстает во всей своей грозной силе. Ибо именно в центре, в метафорическом смысле этого слова, и решаются судьбы всех нас, живущих на "периферии". Там, где в дело вмешивается политика, чувства простых людей всегда "периферийны".

Диляра Тасбулатова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера