Архив   Авторы  

Перемена блюд
Художественный дневник

Похоже, интригой "Ники", номинанты которой объявлены, станет противостояние "9 роты" Бондарчука и "Гарпастума" Германа-младшего. Каждый из этих фильмов претендует на призы по семи номинациям. В том числе на звание лучшего фильма - наряду с картинами "Итальянец" Кравчука, "Космос как предчувствие" Учителя и "Солнце" Сокурова. Вопрос поставлен ребром: что лучше - военно-патриотическое полотно, нацеленное в сердце зрителя, как выстрел снайпера, или драма о сломе времен в антураже Серебряного века и "германской" войны... Иначе: что лучше - миллионные сборы в прокате или изысканная фестивальная продукция?

Неслабая задачка для академиков. Они должны сравнить, так сказать, хоккей и фигурное катание. На том основании, что спортсмены в обоих случаях выступают на льду. Очевидна абсурдность постановки вопроса. Прелесть ситуации не только в том, что сходный сюжет с вариациями разыгрывается почти на всех кинопремиях. На "Золотом орле" на звание лучшего фильма претендовали все те же (правда, вместо "Гарпастума" и "Солнца" "Орел" предпочел номинировать... "Турецкий гамбит" и "Статского советника", но этот казус из другого ряда). На "Золотом Овне" за звание лучшего фильма "9 рота" боролась с "Солнцем" и "Первыми на Луне". Парадокс в том, что сваливание в одну кучу фестивального кино и мейнстрима выдается за гамбургский счет.

Можно понять, отчего такая несуразица приключилась. Идея определять большинством голосов лучшее произведение искусства - изобретение продюсеров, которым нужен еще один механизм создания бренда фильма, позволяющий быстрее его продавать. Апелляция к большинству - отличный способ манипуляции не только меньшинством, но и самим большинством. "Оскар", путеводная звезда создателей наших кинопремий, так и работает. Это чистое имиджмейкерство. Наши премии - от "Ники" до ее соперника "Золотого орла" - создавались прежде всего для продвижения российского кино в прокате. Неудивительно, что они ориентированы на зрительское кино, мейнстрим. И, скажем, роль "Ники" и "Золотого Овна", которые начинали работать в ситуации зарождения проката, трудно переоценить. Они делали первые, самые трудные шаги, пытаясь привлечь внимание зрителей к отечественному кинопродукту. Неудивительно, что, когда этот мейнстрим наконец возник, он принят на ура. Восторженные реляции о сокрушительной победе "9 роты" на "Овне" и "Орле" - радость, что у нас появилось зрительское кино, за которое не стыдно.

Но сегодня ситуация в прокате изменилась. Серьезные продюсеры давно уже вкладывают солидные средства в продвижение фильма. И рано или поздно начнется их борьба за влияние на премии, аналогичная той, что ведется на "Оскаре". Кстати, появление "Турецкого гамбита" в качестве претендента на лучший фильм "Орла" - первый сигнал, что процесс пошел. В этом не было бы ничего страшного, если бы параллельно продвигался в прокат не только мейнстрим, но и фестивальное, арт-хаусное кино.

Но эта мысль выглядит почти неприличной. У нас к фестивальному кино относятся как к сорнякам - типа, само вырастет, живучее. У нас талантов как нефти. Да, но из этого не следует, что нужно топить печку дензнаками. Тот же Голливуд при всех понтах за честь считает премьеру (внеконкурсную хотя бы!) в Канне, Венеции, Берлине... Да и богатый дядюшка "Оскар" выступает с оглядкой на мнение интеллектуалов, которое отражает "Золотой глобус". Мы же радуемся, что в Голливуде "Ночной Дозор" для Штатов перелицовывают. А в Берлине в конкурсе ни одного нашего фильма. Пролетели, как фанера над Парижем.

Я это к тому, чтобы разделить блюда. "Турецкий гамбит", "9 роту" и другие блокбастеры - в одну премию. А фестивальные "Солнце", "Гарпастум", "Первые на Луне" - в другую. Благо у нас теперь фильмы есть хорошие и разные. Может, тогда и премии перестанут быть похожими, как клоны.

Жанна Васильева
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера