Архив   Авторы  

Металл в голосе
Дело

"Итоги" представляют новую рубрику "Бизнес-план".Это серия актуальных интервью с руководителями крупных отечественных компаний, которым удалось вывести свой бизнес за цеховые, отраслевые или национальные рамки. К таковым, по нашему мнению, относится недавняя сделка, в результате которой мировой рынок металлов обрел лидера с "российской пропиской" - Объединенную компанию РУСАЛ (UC RUSAL)

В результате слияния РУСАЛа, СУАЛа и глиноземных активов швейцарской Glencore образована корпорация, которая ведет деятельность в 17 странах на пяти континентах. Годовой объем производства - 3,9 миллиона тонн алюминия (12,5 процента мирового рынка) и 10,6 миллиона глинозема (16 процентов) - позволил занять ей первую позицию в мире. Между тем конкуренты уже дышат в затылок новому сверхгиганту: на прошлой неделе с претензией перехватить лидерство американская Alсoa сделала предложение о покупке канадской Alсan.

О деталях создания UC RUSAL и глобальных перспективах алюминиевой отрасли в интервью "Итогам" рассказывает гендиректор компании Александр Булыгин.

- Александр Станиславович, с СУАЛом вы давно вели переговоры и сотрудничали. А почему в качестве зарубежного партнера выбран Glencore? Захотелось реванша после того, как они не продали вам ямайский и ирландский активы?

- Эмоции какие-то детские - обиды тут ни при чем. Да и повода для обид у нас не было: по Ирландии мы в свое время не договорились по цене, по Ямайке проиграли в нормальной открытой борьбе в ходе конкурса. У нас любому проекту имеются альтернативы, были альтернативы и сделкам с СУАЛом и Glencore. Конструкция, когда три компании объединяются и при этом появляются два миноритарных акционера, очень комфортна. Это стало дополнительным аргументом и для Виктора Вексельберга, и для Glencore, с владельцами которого у нас установились хорошие партнерские отношения. Ну а если говорить об основной причине сделки, то это простая индустриальная логика. Банально звучит, но и для РУСАЛа, и для Glenсore, и для СУАЛа стать частью компании - мирового лидера - значит получить принципиально другие возможности для развития и привлечения средств для его финансирования.

- Но говорят, что российский бизнес не пользуется доверием за рубежом...

- Это стереотип, который мхом порос. Мы с подобным не сталкиваемся. Правда, бывает, что кто-то хочет использовать так называемый русский дисконт. Но мы с такими компаниями просто не работаем.

- Конкуренты не хотят смириться с вашим лидерством: на днях Alсoa сделала предложение о покупке Alсan...

- Большинство комментариев, которые прозвучали по поводу нашего объединения, были положительными, но некоторые действительно восприняли сделку с большой ревностью. Думаю, конкурентам лучше сконцентрироваться на решении собственных проблем. В то же время мы осознаем, что создание UC RUSAL дало мощный толчок для начала активных действий по дальнейшей консолидации отрасли. Хотя, на мой взгляд, не конкуренция будет определять тенденции развития отрасли в мировом масштабе на ближайшие лет пять.

- А что же тогда?

- Я думаю, большее значение с точки зрения влияния на изменение среды, в которой мы работаем, оказывают такие процессы, как, например, глобальное потепление. Люди думают, как можно предотвратить эту угрозу, наличие которой трудно оспаривать.

- У вас же вроде алюминиевый бизнес, а не научная лаборатория.

- Да, но тенденции в отрасли определяют клиенты. Весь мир сейчас озадачен вопросами энергосбережения, сокращением расхода топлива. В частности, нужны облегченные материалы для производства транспорта - железнодорожных вагонов, автомобилей и прочего. Алюминий и будет таким материалом. Его использование по сравнению со сталью позволяет уменьшать вес конструкции, а значит, сократить расходы топлива. Кроме того, для нас глобальное потепление означает и то, что мы должны снизить суммарный объем выбросов на 25-50 процентов. Хотя, несмотря на увеличение объема производства, объем выбросов сейчас составляет порядка 75-80 процентов от уровня 1990 года.

- Боитесь Киотского протокола?

- Не в этом дело. Мы даже не выбираем квоты... Что делают законодатели на Западе? Вот есть 10 процентов компаний, которые являются лидерами в своей отрасли, и каждая из них выбрасывает определенное количество загрязняющих веществ. При этом есть основная группа, стабильно показывающая средний уровень выбросов. И есть еще 10 процентов компаний - они хуже всех. Законодатели говорят: "Хорошо, мы корректируем стандарты таким образом, чтобы завтра десять худших закрыли свои производства. А основная группа производителей должна будет внедрить те стандарты, которые заданы десятью процентами лидеров".

- И по этой причине вы решили сосредоточиться на атомной энергетике как более экологичной?

- Например, но не только. На реализацию объявленного нами совместного с Росатомом проекта на Дальнем Востоке потребуется в лучшем случае пять - семь лет, учитывая требования по безопасности, сертификации, цикл строительства и так далее. Поэтому нас интересует любая "зеленая" энергетика.

- В Объединенной компании формируется энергетический дивизион. Хотите усилить свое главное конкурентное преимущество - дешевую электроэнергию?

- Дешевая энергия в России - еще один миф. В алюминиевой отрасли расходы на тонну считаются как сумма транспортных и энергетических затрат. Мы конкурентоспособны с точки зрения доступа к энергоресурсам, но при этом несем существенные издержки из-за большого транспортного плеча. Никто из наших конкурентов, имеющих под боком в портах собственное глиноземное производство, не несет таких затрат на доставку сырья и транспортировку готовой продукции. Это очень серьезные дополнительные издержки, они только частично компенсируются стоимостью электроэнергии. Именно поэтому мы и новый алюминиевый завод построили в Хакасии, около Саяно-Шушенской ГЭС. Там удобные створы реки с точки зрения напора воды, сезонного распределения водосброса. Энергетики специально построили для нас сеть. В этом наше преимущество, а не в том, что кто-то придумывает скидки. Все обусловлено рынком.

- Алюминиевая отрасль считается наименее консолидированной. По какому пути пойдет укрупнение?

- Сложный вопрос, потому что чисто алюминиевых компаний не очень много. РУСАЛ уже энергометаллургическая компания. Rio Tinto, CVRD, BHP Billiton - это крупнейшие диверсифицированные горно-металлургические компании, которые производят не только алюминий, но и широкий спектр других металлов и видов сырья. Вопрос в том, пойдет ли развитие алюминиевой отрасли по пути создания таких диверсифицированных горно-металлургических компаний или по пути консолидации в рамках одной компании все большего и большего процента мирового производства. Последнее не факт.

- Откуда такая уверенность?

- Есть серьезные ограничения антимонопольного характера. При объединении двух компаний, имеющих не только алюминиевое, но и глиноземное производство, антимонопольные власти многих стран попросят новую структуру продать часть глиноземных активов. Надо будет учитывать, не ухудшат ли обязательства по продаже большого количества активов эффект от синергии при объединении чисто алюминиевых компаний. С моей точки зрения, сценарий укрупнения в рамках одной отрасли не очень вероятен. Скорее всего мы увидим, как будут появляться компании, подобные BHP Billiton. Она сейчас стоит около 120 миллиардов долларов, а лет через пять будет стоить 200. Это наш ориентир с точки зрения того, кем мы хотим стать. В России нет ни одной компании, которая имела бы устойчивую позицию в разных секторах промышленности. И пока нет никакого движения в этом направлении. Это неправильно, потому что Россия, имея такие серьезные позиции в металлургической и горнорудной промышленности, должна, мне кажется, предъявить миру в течение следующих десяти лет пару-тройку таких серьезных компаний.

- В каких именно отраслях?

- В энергометаллургии. Вот, например, CVRD производит как бокситы, так и медный концентрат и железорудную продукцию. Между тем в России производятся все шесть металлов, которые торгуются на Лондонской бирже металлов. Это супервозможность как с точки зрения инвесторов, которым было бы интересно инвестировать в такую компанию, так и с точки зрения усиления позиций России на мировых рынках.

- Каким вы видите образ такого гиганта в российском исполнении?

- РУСАЛ может стать хорошей основой для его создания. А у потенциальных объектов для присоединения должна быть соответствующая "генетика", то есть это не должно быть что-то ущербное с точки зрения экологии или наличия собственной рудной базы.

- При советской власти у нас все было укрупнено, потом все поделили и приватизировали, теперь стали вновь собирать...

- Невозможно иначе, чем через процесс приватизации, найти эффективного собственника. Собственников поначалу было много, но у них не было капитала. Но затем сформировалась группа эффективных собственников. Это совсем не означает, что мы вернулись в ту самую точку, где были 15 лет назад. Мы создали много нового и стали как минимум в два раза больше. Символично, что именно в мае этого года исполняется 75 лет алюминиевой отрасли России. Первый завод - Волховский - был пущен в 1932 году, а 15 мая 2007 года мы закладываем камень, символизирующий начало строительства РУСАЛом и "ГидроОГК" Богучанского алюминиевого завода, мощность которого составит 600 тысяч тонн.

- Наращивание производства, очевидно, имеет смысл, если соотношение спроса и предложения будет таким же выгодным, как сегодня. А если завтра конъюнктура изменится за счет выхода на рынок тех же китайцев?

- У Китая есть серьезные ограничения. Для устойчивого долгосрочного развития алюминиевой промышленности нужен доступ к электроэнергии, которого у них нет, нужны технологии. Чтобы войти в рынок, нужно потратить по крайней мере пять миллиардов долларов. Пока же мы наблюдаем дефицит нашей продукции. А если учесть глобальное потепление и то, что бенефициаром в этой ситуации станет алюминиевая промышленность, то можно прогнозировать устойчивый рост спроса.

Юлия Панфилова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера