Архив   Авторы  

Третье народное
Дело

IPO, проведенное ВТБ, спровоцировало отток средств из паевых инвестиционных фондов

"Купить акции просто, но можно не успеть..." - на протяжении последнего месяца твердил с экранов телевизора и из динамиков автомагнитол вкрадчивый голос, рекламируя IPO второго по величине в России банка с государственным участием. Рекламные щиты и растяжки призывали сограждан стать акционерами ВТБ. А глава банка Андрей Костин лично навещал офисы приема заявок, убеждая граждан в эффективности их вложений в банковский сектор. Усилия не прошли даром. Сегодня уже можно констатировать, что третье народное IPO в России состоялось, а его результаты превзошли даже самые смелые ожидания. В последние несколько дней приема заявок на покупку акций очереди перед офисами ВТБ выстраивались еще до открытия. Ажиотажный спрос на бумаги, а именно так его характеризуют участники рынка, подогрела информация, что уже в первые дни Road Show спрос превысил предложение в четыре раза. Чтобы собрать заявки по максимуму, банку пришлось даже на сутки продлить срок их приема. И не зря.

По прогнозам аналитика ФК "Уралсиб" Леонида Слипченко, потенциал роста акций ВТБ до конца года составляет около 20 процентов - с 13,6 до примерно 16,7 копейки за бумагу. В ИК "Финам" полагают, что акции компании имеют 30-процентный потенциал, а аналитик компании "Проспект" Вероника Чекина говорит о возможном росте в ближайшие 12 месяцев на 46 процентов. Поддержку акциям может оказать и неудовлетворенный спрос на бумаги со стороны институциональных инвесторов. Поскольку ВТБ обещал, что в первую очередь будут удовлетворены заявки физических лиц, то паевые и пенсионные фонды будут закупать бумаги уже на бирже. Еще одним фактором, способным поддержать котировки, может стать включение акций ВТБ в расчет индекса Morgan Stanley Capital Internatio-nal (MSCI) Russia.

Акционерами ВТБ стали более 131 тысячи человек, вложивших суммарно около 1,6 миллиарда долларов. Всего банку удалось разместить порядка 1,5 триллиона акций практически по максимальной цене на сумму около 8 миллиардов долларов. Рыночная капитализация банка составила 35,5 миллиарда долларов. Первичное размещение ВТБ стало самым "народным", обогнав по этим показателям IPO "Роснефти", собравшей от населения 115 тысяч заявок общим объемом 20,2 миллиарда рублей, и Сбербанка (45 тысяч заявок на сумму 21 миллиард рублей). Доля населения в IPO "Роснефти" составила порядка одного процента, у ВТБ - около 20 процентов. И это при том, что минимальный размер заявки на покупку акций "Роснефти" был в два раза меньше, чем у банка, а число банковских отделений для подачи заявлений значительно больше (бумаги "Роснефти" можно было купить в отделениях Сбербанка по всей стране).

Успех IPO ВТБ в первую очередь связан с массированной рекламной кампанией, в один голос утверждают аналитики. Кроме того, на руку кредитному учреждению сыграл имидж второго по величине банка. "После первичных размещений "Роснефти" и Сбербанка у граждан уже выработался стереотип, что IPO является надежным вложением средств при низких рисках", - говорит аналитик ИК "Финам" Ольга Беленькая. По ее словам, динамика котировок Сбербанка, единственной до сих пор банковской "голубой фишки" на российском рынке, внушает оптимизм. В конце января глава Сбербанка Андрей Казьмин заявлял, что капитализация его банка с 2002 года выросла в 40 раз и достигла рекордных 69 миллиардов долларов. Поэтому многие инвесторы, следившие за поведением акций "сбера", решили участвовать и в IPO ВТБ, полагая, что это будет более выгодно, чем выкупать впоследствии ценные бумаги на бирже. Итак, банк выполнил поставленную задачу - привлек необходимые для дальнейшего развития средства. Вопрос: для чего это нужно правительству?

Идея народного IPO - вытащить из матрасных инвестиций и бабушкиных кубышек миллиарды долларов, сократить потребительский спрос и заставить работать народные деньги на экономику. Фондовый рынок должен использоваться как инструмент трансформации сбережений в инвестиции. А стимулирование инвестиций в ценные бумаги в противовес бурному росту потребительских расходов является одним из способов сокращения уровня инфляции.

Но в желании привлечь народные инвестиции власти, похоже, перестарались. Население не только распотрошило свои матрасы, но начало забирать деньги из паевых инвестиционных фондов. В прошлом году, даже учитывая майский обвал на фондовом рынке, рост фондов акций в среднем составил 46 процентов, а некоторым ПИФам удалось заработать до 86 процентов: граждане и компании вложили в паевые фонды 40,8 миллиарда рублей - в пять раз больше, чем годом ранее. Но сейчас фондовый рынок остановился. И поскольку доходность паевых фондов практически напрямую коррелируется с биржевыми индексами, ожидать высокой прибыли в ПИФах не приходится. Объективных причин на это просто нет: нефтяные цены стабилизировались и бурного роста здесь не предвидится (если исключить форс-мажор вроде возможной ирано-американской войны), а наиболее ликвидные бумаги уже адекватно оценены рынком. Потому некоторые паевые фонды по итогам первого квартала демонстрируют отрицательную доходность. Максимум, на что могут рассчитывать пайщики, - около 20 процентов за 2007 год, что после прошлогодних результатов вкладчиков вряд ли устроит. Некоторые из них начали выводить средства, чтобы, к примеру, поучаствовать в IPO ВТБ.

Только за две недели апреля, по данным Национальной лиги управляющих, отток средств из ПИФов акций составил почти 3 миллиарда рублей. Подобное поведение граждан было неожиданным, хотя вполне предсказуемым. "Народные IPO являются своего рода альтернативой ПИФам, - говорит Леонид Слипченко, - преимущество паевых фондов заключается в том, что инвестору не нужно иметь какие-либо специальные знания для управления средствами. Все это делает за тебя фонд. IPO крупной кредитной организации, также как и вложения в ПИФы, гарантирует безубыточность сделанных вложений".

Правда, инвесторам, купившим акции ВТБ при первичном размещении, обольщаться не стоит. Они приобретали бумаги вслепую, не зная заранее цену размещения. А при объявленных 13,6 копейки за акцию, что практически соответствует верхней границе диапазона, вряд ли сразу после размещения начнется бурный рост капитализации банка. В лучшем случае инвестиции окупятся через год-два. Показателен пример "Роснефти". С июля прошлого года, когда произошло первичное размещение акций нефтяной компании, ее бумаги подорожали всего на 6,9 процента: с 203,5 до 217,5 рубля. Сбербанк в отличие от "Роснефти", по оценкам экспертов, еще имеет примерно 10-процентный потенциал до конца года. У банковских фишек иные драйверы роста, чем у нефтяных бумаг, и в России этот сектор считается одним из самых перспективных. Впрочем, игра на фондовом рынке всегда связана с риском. ВТБ привлекает крупные инвестиции и может освоить этот капитал с выгодой для своей будущей капитализации, но где гарантии, что ВТБ как банк со значительным госучастием не будет вкладывать средства в малопривлекательные с точки зрения частных акционеров активы?

Что касается оттока капитала из ПИФов, аналитики считают это разовым явлением, и уже ближе к лету население вновь обратит свой взор на эти финансовые институты. В ближайшее время народных IPO не планируется, а если наметится устойчивая тенденция к росту фондового рынка, покупки паев возобновятся. Тем более что и в портфелях ПИФов будет определенная доля акций того же ВТБ.

Андрей Красавин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера