Архив   Авторы  

Дон Карлос
Профиль

Мексиканский олигарх Карлос Слим Элу обошел в рейтинге самых состоятельных людей планеты суперинвестора Уоррена Баффета и уже в этом году может подвинуть с первой строчки Билла Гейтса. Споры о чистоте его богатства не прекращаются, а он продолжает приумножать свое состояние с фантастической скоростью

Поражают не столько размеры богатства мексиканца - более 53 миллиардов долларов, - сколько скорость, с какой он их приумножает. За 2006 год Карлос Слим Элу разбогател на 19 миллиардов, а за первые месяцы этого года еще на четыре миллиарда и обошел Уоррена Баффета в списке богатейших людей планеты. С такими темпами уже в этом году дон Карлос, похоже, "сделает" и Билла Гейтса. Сам Элу, по крайней мере на публике, остается равнодушным к своему стремительному восхождению. По его словам, стараться стать самым-самым - пустые хлопоты, потому что "рынок ценных бумаг идет то в гору, то вниз". Судьба, дескать, а с ней не поспоришь. Похвальная скромность для человека, чье состояние составляет семь процентов ВВП его родной страны.

Магнат широкого профиля

Судьба действительно сыграла свою роль. Выросший в минувшем году почти на 50 процентов фондовый рынок Мексики вознес Карлоса Слима Элу на второе место в списке мировых сверхбогачей. Правда, чтобы чудо произошло, его надо было тщательно готовить.

Имя Карлоса Слима, под коим он больше известен в Латинской Америке, я впервые услышал в Мехико лет семь-восемь назад. Это была без конца повторяемая поговорка: "И встать не успел, а уже кладешь денежки в карман Карлоса Слима". Расхожая фраза точно описывает калейдоскопическое разнообразие деловых интересов мексиканского олигарха. Элу - живая иллюстрация к увековеченному Теодором Драйзером портрету эталонной "акулы капитализма". Бизнес-стратегия мексиканца - скупать все, что плохо лежит, с целью занять монопольное положение на любом потенциально прибыльном рынке. Главное здесь - не ошибиться с выбором активов. Карлос Слим не ошибался никогда.

Его компании производят сигареты, запчасти для автомобилей, оборудование для шахт и морских нефтяных платформ, страхуют авто- и домовладельцев. В универмагах принадлежащей ему сети Sunborns, являющейся мексиканским аналогом американского Wall Mart, торгуют всем - от воды до бытовой техники. Набирает силу специализирующаяся на недорогих перевозках авиакомпания Volaris. Столпами бизнеса являются телекоммуникационные компании - национальные операторы проводной и мобильной телефонной связи Telmex и Telcel. И та и другая - фактически монополии, контролирующие соответственно 90 и 80 процентов мексиканского рынка, за что владелец и получил прозвище Мистер Монополия. Наличные, получаемые от мексиканских абонентов, Карлос Слим тратит на приобретение все новых телекоммуникационных активов по всей Латинской Америке, в испаноязычных штатах США и даже в Европе, постоянно увеличивая капитализацию своих компаний.

Слим купил Telmex на тендере в 1990 году, когда Мексика почти одновременно с Россией, следуя рекомендациям МВФ и Всемирного банка, проводила массовую приватизацию экономики социалистического образца. Видимо, из-за этого совпадения времени и методов российский и мексиканский крупный капитал - близнецы-братья. В обеих странах крупные состояния вырастали практически в одночасье и главным образом у тех, кто наладил тесный контакт с властью. Карлос Слим Элу в данном случае - пример классический. Его обвиняют в том, что знакомство с тогдашним президентом Карлосом Салинасом помогло купить мексиканский аналог российского "Связьинвеста" по бросовой цене. Сам Элу обвинения категорически отвергает, напоминая, что за 40 лет работы в бизнесе при самых разных правительствах он ни разу не был под следствием или судом. Но критики не прекращают упрекать Мистера Монополию в том, что он использует свое положение для необоснованного повышения цен на предоставляемые его компаниями услуги. Глава центробанка Гильермо Ортис подчеркивает, что в Мексике тарифы на телефонную связь одни из самых высоких в мире.

Споры о чистоте богатства не мешают олигарху направлять заработанные деньги на экспансию за рубежом. Среди его последних приобретений несколько фирм мобильной связи по всей Латинской Америке, в результате чего компания Слима America Movil стала главным игроком на этом рынке, обслуживая более 100 миллионов пользователей. В США он приобрел ряд операторов сотовой связи, сеть магазинов CompUSA, продающих компьютерную технику, и вложился в корпорацию по торговле одеждой и другими товарами класса люкс Saks Fifth Avenue. После того как дети познакомили Карлоса Слима с компьютером, особое внимание он стал обращать на Интернет, купив американскую интернет-компанию Prodigy, которая теперь работает и в ряде стран Латинской Америки.

Однажды в Мексике

Все началось со скромной лавки, торгующей одеждой, под громким названием "Звезда Востока", которую отец Элу Юсеф Салим Хаддад Агламаз, ливанский христианин, открыл в Мехико в 1911 году. Родитель миллиардера бежал из Османской империи, спасаясь от мобилизации в турецкую армию. В испаноязычном окружении Юсеф превратился в Юлиана, а имя Салим сократилось до Слим и стало фамилией его клана. Юлиан Слим женился на дочери другого торговца из Ливана, и у них родилось шестеро детей. Карлос появился на свет пятым в 1940 году. Элу - девичья фамилия его матери.

Склонность к бизнесу Слим-младший проявил очень рано. Видимо, потому, что его отец умер, когда ему было лишь 12 лет. Отец Карлоса оставил детям собственное дело, основанное на розничной торговле, коей будущий миллиардер успешно и занимался. Подростком Слим-младший продавал своим менее расторопным братьям сладости. Тогда же у него вошло в привычку записывать в тетрадку все расходы, включая напитки и пончики. К 15 годам на его счету в банке "Банамекс" лежало 5523 песо. Через два года, когда Карлос поступил на инженерный факультет университета Мехико, эта цифра выросла до 31 900. К 26 годам молодой человек, используя отцовское наследство, заработал огромную по тем временам сумму - 400 тысяч долларов. Маркетинговая стратегия Слима заключалась в создании сети магазинов, где крайне небогатый мексиканский покупатель мог приобрести товары повседневного спроса по приемлемым ценам.

Карлос по достоинству оценил дерзкие бизнес-методы своего отца. Слим-старший в годы гражданской войны в Мексике скупал за бесценок объекты недвижимости в столице, как только к ней подходили революционные войска Панчо Вильи. "Это был смелый шаг, - скажет потом Карлос Слим. - Он научил меня тому, что, каким бы глубоким ни был кризис, ни Мексика, ни Мехико никуда не исчезнут и, если верить в страну, любая серьезная инвестиция окупится с лихвой". Потому основанная Элу торговая компания Carso (название происходит от первых слогов его имени - Карлос и имени ныне покойной жены - Соумайя) покупала любые привлекательные активы. Например, горнорудные. Сегодня входящая в группу Carso компания Frisco - одно из крупнейших в Мексике горнорудных и химических предприятий.

Второй отцовский урок - культивирование нужных связей. Экс-президент Карлос Салинас, при котором Слим-младший приобрел Telmex, сегодня скрывается в Ирландии от уголовного преследования по обвинению в коррупции. А к самому магнату никакой грязи не пристало. Наверное, потому, что Карлос вовремя поставил и на другую "лошадку". В сотрудничестве с левым мэром Мехико Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором олигарх взялся перестраивать исторический центр столицы и поддержал притязания политика-социалиста на президентский пост. Хотя Обрадор и проиграл, Карлос Слим с ним не поссорился, да и с победителем - правым президентом Фелипе Кальдероном - наладил нормальные отношения.

С такой же осмотрительностью он заводит и зарубежные знакомства. Например, нанял в качестве консультанта бывшего нью-йоркского мэра Рудольфа Джулиани. Когда у президента Панамы возникли проблемы со своевременным прибытием на похороны Папы Римского Иоанна Павла II, Слим одолжил Мартину Торрихосу свой частный самолет. Вместе с Лорой Буш, первой леди США, мексиканский магнат был гостем на свадьбе американского посла в Мексике и наследницы "империи", выпускающей пиво "Корона".

Железная пята олигархии

Словом, Элу вполне вписывается в сложную социально-политическую структуру Мексики. "Эта страна, - сказала "Итогам" Денизе Дрессер, профессор политических наук Мексиканского технологического института, - имеет замысловатую сеть личных связей между правительством и бизнесом. Это заканчивается, как правило, созданием правительства, которое склонно помогать своим бизнес-партнерам". Тем не менее профессор Дрессер и другие наблюдатели явно выделяют Карлоса Слима Элу в ряду других мексиканских олигархов. Он, например, старается приспособиться к веяниям времени: в частности, согласился с решением комиссии по конкуренции и обязался воздержаться от скупки компаний кабельного телевидения - иначе это была бы еще одна монополия.

Второй по богатству человек в мире скромно одевается и не замечен в экстравагантных тратах. При случае любит подчеркнуть свою патриотичность: "У меня нет за границей ни квартиры, ни виллы". Изъясняется почти исключительно на испанском. По-английски общается с трудом и неохотно. Свою историческую родину, Ливан, не навещал ни разу. Правда, в 2006 году во время последней израильской военной операции пытался помочь пострадавшим жителям Ливана и через Сирию отправил груз с предметами первой необходимости, но тот пропал где-то по дороге.

Долгие годы офис, где ковались миллиарды Слима, находился в бетонном двухэтажном кубе без окон. В этом "бункере" у хозяина был такой же крошечный кабинет, как и у других сотрудников. Когда мне показали невзрачное здание со словами: "Вон там контора самого богатого человека Мексики", я расценил это как шутку. Теперь ситуация поменялась: noblesse oblige - положение обязывает. Штаб-квартира группы Carso - головной корпорации Слима - теперь базируется в современном здании в центре Мехико и обставлена мебелью, купленной на аукционах "Сотби".

В легенду вошла трудоспособность Элу. Его рабочий день продолжается не менее 14 часов. Служащие вспоминают, что для босса не проблема созвать совещание в четыре утра, если он считал это необходимым. В кризисных ситуациях, а их в его жизни было немало, он сутками держался на одних кубинских сигарах. Сигары - его слабость.

Богатые тоже платят

Впрочем, есть еще одна - коллекционирование произведений искусства. Наряду с работами Дега и Моне Слим владеет вторым после музея в Париже собранием творений Родена. А его коллекция артефактов времен ацтеков считается более впечатляющей, чем экспозиция музея антропологии в Мехико. После смерти жены от болезни почек в 1999 году Карлос Слим сделал свои сокровища доступными для публики. Даже в переполненном богатствами искусства Мехико "Музей Соумайи" смотрится как бесценный бриллиант.

Сейчас 67-летний миллиардер частично отошел от дел. Руководство текущей деятельностью бизнес-структур он делегировал детям, которых у него шестеро. Сам больше размышляет над стратегическими ходами, совмещая полезное с приятным - приводя в порядок собрание памятных вещичек, относящихся к бейсболу, и ухаживая за карликовыми деревцами - бонсаями.

Все больше он втягивается в благотворительность, видимо, решив и в этом плане не отставать от Билла Гейтса. Карлос Слим довел бюджет своих благотворительных фондов до 1,2 миллиарда долларов и дал обязательство вложить еще не менее 10 миллиардов. Правда, второй по богатству человек в мире еще не определился с принципами благотворительной деятельности. По его мнению, грантами и пожертвованиями, даже самыми щедрыми, проблем бедности не разрешить. "Богатство схоже с садом, - утверждает мексиканский олигарх. - Вы можете поделиться с другими полученным урожаем, но не самим садом. В него как раз вы должны делать новые вложения, чтобы он рос, становился больше и разнообразнее".

Главная его суперакция - преобразование центра Мехико, прежде захламленного и отличавшегося запредельным уровнем преступности, в туристический оазис. Пустовавшие здания сдаются под арт-студии, художественные галереи и концертные залы. Скептики, понятное дело, расценивают эту щедрость как лицемерие и очередной бизнес-проект. Они предсказывают, что скоро художников и артистов выживут и отдадут ценные площади более состоятельным арендаторам. Вот тогда-то, мол, дон Карлос получит все свое обратно. Миллиардер предпочитает не вступать в пространные дискуссии о своих мотивах. И, словно продолжая внутренний спор с самим собой, поясняет: "Я не раздаю деньги просто так. Я их канализирую, чтобы попытаться решить реальные проблемы сколь возможно быстро".

Мехико - Вашингтон

Николай Зимин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера