Архив   Авторы  

Взятие Канна
Искусство

На этой неделе небольшой городок Французской Ривьеры вновь станет Меккой для киноманов и кинематографистов

Как известно, Каннский кинофестиваль официально стартовал в 1946 году, то есть через семь лет после своего первого - неудавшегося из-за вторжения Гитлера в Польшу - дебюта. Вплоть до 1951 года график еще несколько раз срывался - мешали разные обстоятельства и нехватка средств в том числе. Зато начиная с 50-х и по сей день каннский смотр работает как часы - ежегодно. (Если, конечно, не считать скандала в знаменитом 1968-м, когда работу фестиваля прервали по политическим мотивам.) В общем, французы, еще до войны поклявшиеся задавить своим авторитетом венецианскую Мостру, возникшую с легкой руки Муссолини в далеком 1932-м, своего добились. Маленький, неприметный, во многом уступающий Ницце и Монте-Карло городок Канн стал-таки мировой Меккой для киноманов. Доказав, что все решают амбиции: итальянская Мостра, национальный и мировой бренд, к тому же обрамленный естественными декорациями прекраснейшего города в мире, потеснился, уступив место "невзрачному" Канну. Впрочем, такое словосочетание уже давно звучит как нелепость: на примере Канна выяснилось, не город красит фестиваль, а фестиваль красит город. Правда, романтикам-киноманам не стоит задерживаться здесь после самого блистательного кинористалища в мире. Ибо уже на следующий день Канн обнажит свою сущность: потускнеет, сникнет, потеряет праздничную прелесть...

Город контрастов

Но, собственно, в чем именно состоит это самое величие? В конце концов лоска и буржуазности хватает и в Венеции, и отчасти даже в Берлине, не говоря уже об "Оскаре", представляющем, как ни крути, могущественнейшую киноимперию в мире. Однако Канн - и это отмечают все без исключения - обладает особой магией, которая иных, как ни странно, даже отвращает. Дело в том, что Канн не просто великосветское мероприятие, где сверкают звезды, а вечером на Круазетт не протолкнуться от обилия аристократической публики в смокингах и бриллиантах, но и невероятный коктейль, умело составленный и взболтанный Жилем Жакобом, экс-директором фестиваля. С недавнего времени этот "гений каннской интриги" рулит из-за кулис, официально передав дела Тьерри Фремо, своему подопечному и своего рода alter ego. (Кстати говоря, господин Жакоб вылупился из кинокритиков, так же как и нынешний директор Мостры Марко Мюллер.) Так вот, каннский коктейль, который каждый божий год смешивает г-н Жакоб, тем и притягателен, что в нем присутствуют абсолютно несочетаемые на первый взгляд ингредиенты. Шик и китч, звезды и интеллектуалы, свобода и деспотизм, искусство радикальное и традиционное (как на предстоящем шестидесятом, где за пальму первенства будут бороться никому не известные новички и классики), будущее и прошлое, "золотой век" кино и кинематограф будущего, пошлость и хороший, даже слишком хороший вкус... Как когда-то писали наши аккредитованные за границей борзописцы, Канн - город контрастов. Все это вместе, возможно, и сообщает этому мероприятию столь неповторимую ауру, от которой, повторюсь, иные просто заболевают.

Фестивальные фобии

Действительно, Канн - не для слабонервных. В первое свое посещение я то и дело принималась плакать - от бессилия и постоянного стресса; уже на второй день мне захотелось побыстрее смыться отсюда, подальше от каннской толпы и поближе к родным осинам. Новичкам здесь вообще несладко: в Канне, как правило, друзей найти трудно, все заняты с утра до вечера. К тому же в Канне у многих открываются не знакомые доселе фобии: все без исключения боятся потерять аккредитацию (восстановить практически невозможно), воров (во время проведения фестиваля у них здесь свой "фестиваль", настоящая сходка), секьюрити (суровее, чем в Пентагоне), опозданий на просмотр (никакие мольбы не помогут)... И так далее, и тому подобное. Говорят, один несчастный, не выдержав каннского стресса, покончил с собой. Правда это или нет, сказать трудно: Канн изобилует такими байками, множащимися год от года. Одна из них - повесть о том, как Никита Сергеевич Михалков поссорился с охранником, посоветовавшим нашему мэтру... переобуться. Не пропустив именитого гостя на вечерний просмотр в кроссовках. Каннский дресс-код - особая тема. Несмотря на тридцатиградусную жару, даже фотографов заставляют обряжаться в смокинги, которые можно взять здесь же напрокат; обязательна и бабочка. На вечерний просмотр не пропускают в джинсах и затрапезных юбках: украшения и наряды от-кутюр обязательны.

Тест для лауреатов

Ветераны каннского движения утверждают, что юбилейный Канн - это нечто особенное. Ибо в Канне, как ни в каком другом месте, умеют создавать ажиотаж и привлекать к себе внимание.

С тех пор как каннская администрация объявила о своей программе и о том, кого же все-таки назначили "юбилейным" председателем (британца Стивена Фрирза, автора нашумевшей "Королевы"), вокруг предстоящего фестиваля не утихают страсти. Не успев открыться, Канн-60 не дает покоя киноманам всей планеты, а мировые информационные агентства чуть ли не каждый день, как заклинание, повторяют одно и то же: нынешний Канн обещает стать триумфальным для азиатского кино, количество которого в программах, основных и параллельных, буквально зашкаливает. Не унимаются и российские СМИ: начиная с 19 апреля, когда Канн объявил о своем решении представить целых два российских фильма в конкурсе ("Изгнание" Звягинцева и "Александру" Сокурова), тысячи принтовых и онлайновых изданий, газеты и журналы, на все лады повторяют лестную для национального самолюбия новость. Дескать, ладно Сокуров, к которому сам Жиль Жакоб, старый каннский волк, испытывает личную симпатию, высоко ценя его как автора; однако в Канне приветили и Звягинцева, снявшего всего лишь второй фильм. Что правда, то правда: зная норов г-на Жакоба, трудно представить, что на него повлияли два "Золотых льва", три года назад врученных никому не известному режиссеру. Для Жакоба, которому и могущественный Голливуд не указ, как известно, авторитетов не существует. Если бы это было не так, в предстоящем конкурсе участвовали бы сплошь одни знаменитости: тем не менее г-н Жакоб, как уже говорилось, половину программы сформировал из никому не известных авторов (правда, другая половина, наоборот, известнейшие в мире имена - Кустурица, Вонг Кар-Вай, Дэвид Финчер, Гас Ван Сент и др.). "Стравливать" классиков с новичками - еще один принцип Канна, который больше всего на свете боится забронзоветь и устареть.

Подтверждая догадки об азиатском акценте, Канн принял решение открыть фестиваль новым фильмом Вонга Кар-Вая "Мои черничные ночи". На торжественной церемонии открытия будет еще одна фишка: режиссеры-лауреаты, обладатели "Золотой пальмовой ветви" прошлых лет, продемонстрируют двух-трехминутные фильмы. Возможно, таким образом коварный Жакоб захотел лишний раз проверить маэстро на профпригодность: уложиться в столь короткое время, рассказав внятную историю, могут далеко не все. Альманахи короткометражек, в которых участвовали классики кино, тому свидетельство: лишь немногие, вроде братьев Коэнов, владеют этим сложнейшим жанром.

Каннская астрономия

Впрочем, шестидесятилетие Канна - тотальный экзамен для всех без исключения. И для журналистов, и для режиссеров, и для пресс-центра, и для самого Жакоба. Справедливости ради надо сказать, что свой ад г-н Жакоб со товарищи уже прошел: в этом году отборочная комиссия отсмотрела 4000 (!) фильмов. Для сравнения: в прошлом - около двух тысяч, в другие годы - около полутора. Как можно выбрать всего 22 картины из этой массы, остается полнейшей загадкой: даже закаленный киноман, целый день перебегающий из зала в зал, как правило, ломается на четвертом фильме. Вообще предстоящий Канн обещает быть фестивалем "астрономических" показателей: боюсь, в этом году количество аккредитованных лиц превысит все мыслимые и немыслимые пределы, зашкалит число звезд на каждый квадратный метр, количество омаров и икры для приемов и, разумеется, параллельных программ, ширящихся год от года. Не говоря уже о новых именах, пресс-конференциях, вечеринках и прочем, и прочем. Даже не знаешь, радоваться ли этому или печалиться.

Диляра Тасбулатова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера