Архив   Авторы  

Раскольница
Искусство

XV Международный фестиваль "Звезды Белых ночей" пройдет в Санкт-Петербурге с 18 мая по 15 июля и откроется "Хованщиной", где партию Марфы исполнит легендарная Ольга Бородина

Говорят, она раньше начала петь, чем говорить. Еще девочкой мурлыкала что-то, когда заходила в трамвай или автобус - обращала на себя внимание. Дальше увлечение вокалом шло крещендо. Успех в роли раскольницы Марфы в "Хованщине", триумфальный дебют в "Самсоне и Далиле" на сцене "Ковент-Гардена" - пресса и критика рукоплещут. Блестящие партии в "Метрополитен-опера"... Однако все это время Бородина называла себя певицей Мариинского театра. Чтобы подтвердить этот титул, Ольга Бородина вновь споет в "Хованщине", которая будет исполнена под управлением Валерия Гергиева. Заодно певица согласилась рассказать "Итогам" о ремесле певца.

- С круглой датой вас, Ольга Владимировна.

- Спасибо, а с какой?

- Вашей знаменитой раскольнице Марфе как раз исполнится 20 лет.

- День рождения будет осенью, но, в общем, вы правы. Это моя первая большая партия в Мариинском театре, но дальше мы с Марфой не расставались - ведь Мусоргский такой композитор, что чем больше живешь, тем глубже постигаешь его замысел.

- Знаю, эту роль вы выбирали не сами, Валерий Гергиев настоял. Оказалось, в самую точку. В этом мире случайностей нет, так?

- Наверное. Я была студенткой, мечтала о большой роли, как любая молодая певица. А, надо сказать, состав труппы тогда в театре был прекрасный - Гороховская, Филатова. Там было кому петь хорошие партии. Мой педагог Ирина Богачева говорила мне: "Ни в коем случае, ты еще не готова". Старшие коллеги, видимо, боялись конкуренции и тоже внушали, что мне это петь рано. А Гергиев наоборот: "Учи - и все". По сути, это был приказ. Но, кажется, спето было достойно. Потом я все время двигалась вперед в трактовке партии. Конечно, мне в этом помогали. Например, Гарри Купфер. Я имею в виду его постановку "Хованщины", которая состоялась в Гамбурге сразу после путча, что немаловажно.

- При чем здесь путч, если дело было в Гамбурге?

- Это была постановка, приуроченная к московским событиям. На сцене стояли танк и макет Белого дома.

- Злободневно. Стрелецкий бунт на новый лад?

- Что-то в этом роде. Но... Вы же знаете, я в театре скорее консерватор. Однако при всей нелюбви к современным постановкам могу сказать: эта работа оказалась интересной. Совсем не то, что я недавно видела в Берлине. То была опера "Семирамида". Чудовищная постановка. Темные очки, кожаные пальто, сигары во рту и автоматы в руках. Какая-то фашистская эстетика. Терпеть не могу.

- Сатира на тоталитаризм, не иначе.

- Все это, пожалуйста, без меня. А вот купферовский вариант "Хованщины" действительно раскрыл мне в Марфе много такого, о чем я не подозревала. Хотя трудилась много. Ведь Гергиев настроил меня на фанатизм - он что-то разглядел во мне, неопытной студентке. И, думаю, я его надежды оправдала. Десять лет работала только на театр и сегодня предана Мариинке.

- Однако сейчас ваши выступления в России - редкость.

- Так складывается. График очень плотный, и мы редко совпадаем с Валерием Абисаловичем во времени.

- А во вкусах вы с Валерием Абисаловичем совпадаете?

- Не совсем. Но это нормально. Ему больше нравятся современные постановки, авангардные и полуавангардные. Мы оба любим Берлиоза. Зато он всегда терпеть не мог Россини, которого я пою всю жизнь. А любимого им Вагнера, увы, не исполняю. Это не для моего голоса, лирического меццо-сопрано. Уничтожать себя и петь не свои партии было бы глупо. Хотя у меня бывают периоды поисков: я то переходила к драматическому репертуару, то петь Россини бросала, потом вернулась к нему, пела "Итальянку в Алжире"...

- Из-за "Итальянки" у вас был разрыв с Венской оперой. Почему?

- На "Итальянку" отводилось два дня репетиций. Я до этого пела "Итальянку" в Америке, и меня уверяли, что в Вене будет та же самая постановка. Но все оказалось совсем не так. Молодая девушка - помощник режиссера - не могла ничего объяснить. Певцы едва догадывались, что им делать. Стало ясно, что это абсолютно непрофессиональная компания и мне там делать нечего. Когда стала возмущаться, директор ко мне пришел и закричал: "Езжай делать карьеру в Америку, если тебе здесь не нравится!" Я ответила: "До свидания, большое спасибо". Позвонила своему агенту и все отменила. А потом они сказали, что это Опера порвала со мной контракты, и объявили меня скандалисткой.

- Вообще-то разрывы контрактов случаются в карьере певцов. Но репутация "певицы с характером" закрепилась именно за вами.

- Меня это скорее радует. Как вы думаете, певица должна быть с характером или без?

- Иногда его надо проявлять.

- К сожалению, многие боятся, как зайчики дрожат за свою работу, зарплату. Причем не только молодые певицы и те, у кого с возрастом все меньше ангажементов. Но я воспитана Валерием Абисаловичем, который дал мне понять, что певец свободен и может не делать то, к чему не лежит душа. Скандалистка, раскольница? Пусть так.

- Ну хорошо, а "Ковент-Гарден" чем вам не угодил?

- О, это другая история. Там не было никакого конфликта. Просто я не видела себя в постановке "Аиды", которую сделал Уилсон. Там о душе и о музыке речь не шла, надо было лишь вовремя поворачивать в разные стороны руки и ноги. Я извинилась и отказалась от роли. Спектакль провалился. Потом "Дейли телеграф" поместила мою фотографию и написала: "Права была Ольга Бородина, уехавшая с этой постановки".

- Откуда сегодня такой интерес к вычурным, но плоским постановкам?

- В опере сейчас многое меняется к худшему. Уровень исполнения сильно снизился. Теперь больше смотрят на то, как ты выглядишь, в чем вышел, какая у тебя комплекция.

- Я вспоминаю историю с Деборой Войт, которую пригласили, а потом выгнали из-за недостатков фигуры.

- Это все тот же "Ковент-Гарден". Им был нужен скандал. Дебора, бедная, потом сделала операцию и очень сильно похудела, но голос, к сожалению, пострадал. Нельзя так резко сбрасывать вес. Ведь для такого голоса нужна опора - грудная клетка расширяется. А это лишние килограммы.

- Вагнер в ее исполнении уже не тот?

- Сейчас, пожалуй, да. Но, надеюсь, пройдет период восстановления, и все поправится. Ведь она превосходная певица, это знают все. К сожалению, критерии сегодня размываются. Все решает пиар, система ценностей утрачена. Если кричать на всех углах о ничтожном исполнителе, что он великий, люди верят.

- Вы сами не заботитесь о пиаре?

- Нет, за деньги никогда себя не рекламировала, из-за этого со мной мои менеджеры ругались. Но мне это не нужно. Я делаю свое дело спокойно. Кому-то нужна громкая слава. А меня устраивает то, что есть.

- Что мечтаете спеть?

- Вот маэстро Мути хочет, чтобы я выучила роль в "Трубадуре". Пока сопротивляюсь, но он уверяет, что время пришло. Может быть, скоро сдамся. Но работа - это далеко не все в жизни. Вот летом я практически не работаю - набираюсь сил, здоровье поддерживаю, провожу время с детьми. Потому что в течение года старший и средний сыновья растут практически без матери и без отца.

- По вашим стопам не идут?

- Идут, к сожалению.

- Почему "к сожалению"?

- Мне бы не хотелось, чтобы они стали вокалистами. Это тяжелая профессия. Уходить в нее с головой - значит не принадлежать себе.

- Посоветуете что-то молодым певцам?

- Чтобы не забывали, что мы служим искусству. А бизнес, деньги - все это само приложится.

Евгений Белжеларский
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера