Архив   Авторы  

Письма издалека
Художественный дневник

В "Доме Нащокина" открылась экспозиция "Детский портрет"

"Мысль семейная" оказывается основной для этой камерной выставки работ Зинаиды Серебряковой и Ивана Николаева, которая продлится до 10 сентября. Здесь собраны акварели, карандашные зарисовки спящих, играющих, читающих детей. Их портреты пастелью, которые Зинаида Евгеньевна Серебрякова, дочь скульптора Евгения Александровича Лансере и внучка архитектора Николая Леонтьевича Бенуа, рисовала увлеченно и любовно. А поскольку у нее было четверо детей, то недостатка в натуре не было. Работы эти взяты из семейных архивов, и публике большей частью неизвестны. Рядом - рисунки ее внука художника-монументалиста Ивана Николаева, у которого тоже четверо детей и 10 внуков. К выставке изданы письма Зинаиды Евгеньевны родным более чем за полвека.

Вся экспозиция неуловимо напоминает семейный альбом. В нем события домашней хроники, будь то первые шаги малышей, которых няня придерживает за платье, или обычное пробуждение ребенка от сна, занятия рисунком брата и сестры, карнавальные костюмы и фортепьянные штудии детей, суть значительные вехи жизни. Но в этой летописи "детской" не сыскать сентиментальной слащавости или умилительного женского сюсюканья. Причина очевидна: для Серебряковой едва ли не важнее стремления запечатлеть родные черты решение профессиональных художественных задач. Рисование спящих карапузов, которые временами смахивают на путти, для нее такой же тренинг, как для музыканта - гаммы или этюды Черни. То, что карапузы свои, родные, значимо, поскольку привычные упражнения пронизаны строгой сосредоточенностью и наслаждением почти чувственным от созерцания любимых существ. А так как наброски делаются для себя, а не на заказ, они дышат легкостью, непринужденностью. Их фрагментарность, незавершенность впечатляет точностью абриса и изяществом.

Впрочем, рядом с письмами художницы этот теплый домашний мир выглядит потерянным раем. В августе 1917 года были сожжены барская усадьба, церковь в имении Нескучное, где выросли и Серебрякова, и ее дети. В марте 1919 года от сыпного тифа в Харькове умирает муж. 35-летняя художница должна зарабатывать на жизнь четверых детей, мамы и свою. Слава богу, друзья помогли с работой - она рисует таблицы для Харьковского археологического музея, черепа и кости, найденные при раскопках. Но семья все равно живет впроголодь. В ноябре1920 года благодаря хлопотам "дяди Шуры" - Александра Бенуа - ей находят место в Питере, и семья переезжает туда. Увы, тут тоже "заказы на портреты страшно редки и оплачиваются грошами, проедаемыми раньше, чем портрет готов". Серебрякова решается отправиться в Париж, где вроде бы должно быть больше заказов. Ей кажется, что эта поездка на пару месяцев, оказывается - на всю оставшуюся жизнь. Шура и Катя позже переезжают к матери. Татьяна и Женя остаются с бабушкой. Мир дома разрушен, начинаются скитания в эмиграции.

Сегодня "беспретенциозное и бесхитростное искусство" художницы напоминает не только об Атлантиде Серебряного века. Оно предлагает успокоительную опору на естественное течение жизни, теплоту семейственного круга, а не на конфликт "отцов и детей". И в этом смысле продолжает давнюю, пушкинскую линию культуры. Ту, где "приветный шум" дерев родового имения дарил обещание единства "племени младого, незнакомого" с предками.

То, что обещание выполнимо, доказывают рисунки внука Серебряковой. Иван Николаев, отличный рисовальщик, сохраняет точность и спокойную внимательность взгляда бабушки. В его работах остается и уютная атмосфера семейных хроник, по которым можно проследить отрадное разрастание "племени", где и впрямь, кажется, "дети рождаются с карандашом в руке". Умение ценить радость художества и жизни оказалось самым дорогим наследством, которого на всех хватило.

Жанна Васильева
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера