Архив   Авторы  

Бросьте трубку!
Hi-tech

Сотовые операторы хотят отучить абонентов от дорогих телефонов и приучить к дорогим услугам. Получится?

На российском рынке мобильной связи знаменательное событие. Если эксперимент крупнейшего сотового оператора МТС по открытию тысячи собственных салонов связи удастся, через год-другой трубки абонентам будут раздавать, как в Америке и Европе, бесплатно. А вот за связь придется доплачивать.

В "Билайне" и "МегаФоне" внимательно наблюдают за проектом коллег, однако, как заявили "Итогам" в операторских компаниях, пока активных шагов по развитию собственной розницы предпринимать не собираются. И это неудивительно. Ведь главная особенность сегодняшнего российского сотового рынка - его "телефоноцентричность". По данным исследовательской компании MForum Analytics, российские абоненты тратят примерно поровну денег на услуги операторов и на приобретение сотовых телефонов, в то время как в Западной Европе на покупку трубок идет всего 14 процентов средств, расходуемых на связь. Российские сотовые компании недовольны такой "несправедливой" пропорцией. И не только ею. Ключевой показатель эффективности работы сотовика - среднемесячная выручка от одного абонента (ARPU). И здесь лидерам рынка есть к чему стремиться. Как выяснила международная маркетинговая фирма J.D.Power, еще три года назад британские абоненты ежемесячно тратили на сотовую связь 36 фунтов стерлингов (почти 71 доллар). А ARPU абонентов американской AT&T Wireless только от услуг передачи данных составляет 7,19 доллара. И МТС (ARPU в первом квартале 2007 года в России - 8,2 доллара), и "Билайн" (10,9 доллара) могут только позавидовать таким цифрам.

Исторически торговля мобильными телефонами никогда не была для операторов приоритетным занятием. По оценкам MForum, в 2006 году сотовики занимали лишь 4 процента рынка трубок, а 78 процентов рынка приходилось на пятерку независимых ритейлеров. В Европе и Америке все с точностью до наоборот: до 90 процентов продаж телефонов (не говоря уже о контрактах!) проходит через сотовых операторов. А где продажа трубок, там и различные любопытные маркетинговые проекты. Например, кастомизация телефона под услуги конкретного оператора. Европейские города утыканы салонами O2, Orange и Telefonica. Спросите у американца, каким телефоном он пользуется, - и он вам вместо Nokia или Motorola ответит: Verizon или T-Mobile. И ответ этот будет закономерным: свою трубку гражданин США или европеец скорее всего получил даром, в обмен на длительный (год-два) контракт. Работа с абонентами "на передовой" дает возможность операторам предлагать больше услуг и, как следствие, больше на них зарабатывать. Неужели то же самое будет и в России?

До сих пор попытки сотовиков продавать услуги "в одном флаконе" с трубкой (например, проекты "Интуиция" и Ogo "Билайна" и i-mode МТС) к оглушительному успеху не приводили. В случае с i-mode скорее даже наоборот. И тем не менее у нового мобильного блицкрига уже есть сочувствующие. Очевидно, что своими силами МТС осилить масштабный розничный проект будет сложно - ведь большинство удачных мест для салонов уже кем-то заняты. Впрочем, мобильный оператор и не отрицает, что один из вариантов решения проблемы - приобретение действующего игрока. Переговоры о покупке крупной розничной сети акционер МТС - АФК "Система" - ведет, но, по-видимому, продавец и покупатель еще не сошлись в цене. А пока они договариваются, небольшие пакеты акций ритейлеров потихоньку скупают инвестфонды. В тот день, когда российский сотовый ритейл станет как европейский или американский, эти активы, несомненно, подорожают.

Сергей Коляда

КТО ЗА ПРИЛАВКОМ?

Сергей Савин , аналитик J'son & Partners

В перспективе российские сотовые компании, разумеется, предпримут попытку выхода на рынок сотового ритейла. Это будут либо покупки действующих игроков, либо развертывание собственных розничных сетей, либо альянсы, такие, как у "Билайна" и "Связного", "МегаФона" и его дилеров. Впрочем, если перед операторами стоит задача усилить свои позиции на рынке мобильных телефонов, то тогда вариант стратегических партнерств отпадает.

Валерия Солок , руководитель УК "Цифроград"

Сегодня ничто не предвещает изменения статус-кво в сотовой рознице. Но если один из сотовых операторов купит крупную действующую сеть и будет активно и успешно развивать ее, не исключено, что этому примеру последуют и другие конкуренты из сектора мобильной связи. А для отрасли сотовой розницы это будет означать усиление конкуренции, что только подстегнет идущие уже не первый год консолидационные процессы.

Игорь Майстренко , начальник департамента продаж и обслуживания "МегаФона"

Розница - "последняя миля к клиенту", и тем не менее это совсем другой бизнес, организацию и доходность которого нельзя сравнить с привычными для оператора параметрами. Тот уникальный опыт, который розничными компаниями нарабатывался годами (хорошие места, персонал, контракты с производителями оборудования и т. д.), сотовым операторам в ближайшем будущем приобрести не удастся.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера