Архив   Авторы  

По этапу
Художественный дневник

Телеканал "Россия" показал фильм "Завещание Ленина"

Фильм Николая Досталя, пронизанный цепенящим дыханием вечной мерзлоты, не вписывается в сегодняшний телевизионный пейзаж. Жизнь и судьба русского писателя Варлама Шаламова разворачивается перед нами с такой суровой отвагой, с таким несуетным внутренним достоинством, что, право дело, выпадаешь из быта и остаешься наедине... С чем? Трудно ответить на этот вопрос, как трудно докопаться до собственного донышка, где в забвении, невостребованные покоятся душевная чистота, прямота и безыскусность. И если в сценах колымских, гулаговских легко спрятаться от себя за состраданием к жертвам или за ненавистью к палачам, то в сценах "мирных" московских картинок 60-х - 80-х никуда не уйти от чувства соучастия и вины.

Нет, можно, конечно, и на другой канал переключиться или повторить в тысячный раз риторическое "от нас ничего не зависит". Только все равно не вырежешь из памяти глаза Шаламова - Класса, просящие героиню Инги Оболдиной забрать его из последней тюрьмы - дома престарелых, куда он был заперт гуманистами из Союза писателей в так называемые вегетарианские времена.

Сценарий Юрия Арабова и Олега Сироткина связал в тугой узел поэзию, прозу и биографическую летопись главного героя. В одном из писем Шаламов так формулировал свое художественное кредо: "Нужно было пройти войнам и революциям, Хиросиме и концлагерям - немецким и советским, чтобы стало ясно, что самая мысль о выдуманных судьбах, о выдуманных людях раздражает любого читателя... Но дело не только в документе. Должна быть создана проза, выстраданная как документ..." Авторы фильма, мне кажется, двигались в этом русле. В сценах, где беспристрастность историков и вдумчивых читателей дополнены их личным человеческим опытом, возникал эффект дежавю.

Поначалу кажется, что эпиграф, повторяющийся в каждой из 12 серий и звучащий над бескрайним колымским погостом - "Были ли мы? Отвечаю: были", - относится только к тем, кто и здесь покоится без имен и фамилий под номерами. Однако утвердительный ответ вбирает в себя и семейный круг Варлама, и студентов-троцкистов, и санитаров брежневской психушки.

В телеинтервью перед премьерой Ирина Муравьева, составившая вместе с Александром Трофимовым блистательный дуэт родителей героя, скромно объяснила метод погружения в образ: натянула, мол, нитяные чулки, потом резинки, что держат их выше колен, и пошло как-то само собой. Во время просмотра не покидало ощущение, что у каждого персонажа были здесь свои "нитяные чулки". Но актриса чуть-чуть лукавила: психологическая достоверность помножена исполнителями - Капустиным, Руфановой, Золотухиным, Конкиным, Мадяновым - на то, что сам писатель называл "поэзией мысли". Впрочем, это относится ко всему строю картины, выполненной в ритмах шаламовской строки.

Есть две темы в "Завещании Ленина", о которых хочется сказать отдельно, потому что в контексте сегодняшнего кинематографа они звучат и актуально, и полемично. Обе важны для писателя и выражены с категоричной твердостью. Сын священника первую сформулировал кратко: "Не в бревнах, а в ребрах / Церковь моя". Вторую мотивировал пространнее не только в прозе, но и в публицистике - "Очерках преступного мира", напрочь отрицая всякую романтизацию преступного мира, с готовностью берущего на себя обязанности "верного Руслана". Если верить, что в каждой случайности есть указующий перст закономерности, то стоит обратить внимание на то, что показ "Завещания Ленина" шел параллельно с очередным повтором "Бригады".

Вместо постскриптума - еще об одном знаменательном совпадении. В те же дни была присуждена госпремия и с благодарностью принята Александром Солженицыным. Невольно пытаешься представить себе в той же роли Варлама Шаламова, на долю которого не выпало одно-единственное испытание - медными трубами. Кто знает, нарушил бы он свою собственную одиннадцатую заповедь: "Не учи!"

Мария Седых
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера