Архив   Авторы  

Пейзаж с дворцом
Общество

Заброшенный царицынский парк превращен в городскую усадьбу образцового содержания

Реконструкция Царицынского комплекса завершена. Попасть в восстановленный дворец до 1 сентября - задача не из легких, поскольку официальное открытие, как водится, назначено на День города. О роскоши интерьеров здания - фантастических хрустальных люстрах, золотых потолках и паркете из ценных пород дерева - уже ходят легенды. Впрочем, внутреннее убранство - не главное. Куда важнее городской ансамбль, который получила столица.

В садово-парковом искусстве есть такое понятие - "пейзаж взаймы". Это когда усадебный парк имеет визуальное продолжение в живописных окрестностях за пределами усадьбы. Точки обзора тщательно подчеркиваются малыми архитектурными формами и элементами искусственно созданного ландшафта (лужайки, площадки, романтические холмики). Так, усадьба Поленово берет взаймы у прилегающих территорий окские просторы, Спасское-Лутовиново - степь широкую с лесистыми холмами. Царицыну занять у окрестностей решительно нечего. Больше того: несколько лет назад непосредственно в охранной зоне памятника воздвигли 22-этажную высотку, и ее, как утверждают профессионалы, не уничтожит даже Photoshop.

В этом, собственно, и состоит главная проблема Царицына. Ландшафтный памятник - не разрушенный временем дом, который можно вдруг взять да отстроить заново. Но недаром же считается, что английский газон надо стричь 300 лет, причем регулярно. Возможно, с еще большим постоянством следует заботиться о древнем дворцово-парковом ансамбле, попавшем в окружение многонаселенных микрорайонов. Поэтому, увы, несмотря на самые серьезные меры, предпринимаемые московским правительством для возрождения полузаброшенной усадьбы, не будет преувеличением сказать, что Царицыно как территория со своим лицом и характером утрачено безвозвратно.

Репутация - страшная сила. Общественность привыкла к тому, что все, чего бы ни коснулась рука московских строителей, приобретает вид, мягко говоря, неузнаваемый. Отсюда - масса публикаций, направленных против проекта реконструкции ансамбля Царицына, который поначалу включал достройку стоявшего без крыши дворца и обустройство поросшего быльем и мусором парка. На этот раз столичные власти приложили немало усилий к тому, чтобы все выглядело прилично (можно даже сказать - корректно), но, разумеется, с сохранением столичного размаха. Царицыно оказалось очень подходящим для этого объектом. Размах выразился прежде всего в капитальной реорганизации гидросистемы и прибрежных территорий: воссоздана плотина, появились новые искусственные острова, оформлены набережные, часто расставлены стилизованные (но не чересчур) фонари, на открытых местах устроены аккуратные спортплощадки. Корректность, в свою очередь, коснулась и дворца, новая зеленая крыша которого почти сливается с листвой и потому - по крайней мере летом - кажется вполне незаметной. Пескоструйная машина очистила стены, благодаря чему они стали пестрыми, но все же остались древними. И даже парковые дорожки покрыты не фигурной плиткой, как в Лефортове, а, как и положено в исторических садах, кирпичной крошкой.

При всем этом Царицыну очень далеко до изящества исторических садов Англии или Германии. То, что сделано, - не реставрация, а реконструкция, причем весьма непунктуальная. Когда-то крыши царицынских построек венчали шпицы - ныне они воссозданы в образе тривиальных балконных ограждений. Дорожки хороши, но они не ведут, как в Кузьминках, к загадочным гротам или павильонам-капризам. Коричневые скамейки в парковом партере расставлены как попало и очень кучно - для тургрупп, не для влюбленных. При входах в парк появились новенькие павильоны с кирпичной облицовкой без каких-либо претензий на историзм. В Хлебном доме (там открылась очень интересная экспозиция музея-заповедника "Царицыно", где можно увидеть проекты и описания Баженова и Казакова, отзывы их современников, фотографии советских времен, когда Царицыно постепенно приходило в упадок) устроен модный нынче в Москве атриум. Под "небом в клеточку" - концертный зал. До его появления любители музыки в усадьбе вполне довольствовались концертами в отреставрированном несколько лет назад Оперном доме. В экспозиционных залах смотрительницы в форме, еще не освоившись в новой профессии, постоянно вам что-то запрещают - то подходить к окну, то записывать на диктофон свежие впечатления. В итоге получился провинциальный музей столичной роскоши.

Впрочем, дьявол в данном случае не в деталях, а в исторических слоях, которые утрачены. Совсем недавно исчезли из окрестностей дворца остатки старых царицынских дач. Дачи - очень важный пласт в истории Царицына. Даже в совсем обветшалом состоянии они придавали этому месту, можно сказать, третье измерение, связывая Екатерининские времена с нынешними. Это были дачи эпохи модерна - с характерными башенками, с цветными стеклами, с элементами скандинавского стиля. В Юрмале, например, такие дома неприкосновенны. Царицынские дачи связаны с именами Бахрушиных и Муромцевых, Леонида Андреева и Ивана Бунина, в местном театре игрались замечательные спектакли, собиравшие модную московскую публику. У Буниных никогда не было в Москве собственного дома, и Царицыно считается одним из бунинских мест. Вероятно, воспоминаниями об этом парке был навеян образ "Темных аллей" в позднем творчестве писателя. Здесь располагалась дача Сергея Муромцева, дяди Веры Николаевны Муромцевой-Буниной, который вошел в историю как первый председатель Государственной думы. Бунины часто приезжали к нему в гости, и одно время Иван Алексеевич сам снимал дачу здесь. Общественное объединение "Бунинское наследие" предложило воссоздать эти дома, запечатленные на фотографиях, и устроить музей русского парламентаризма. Предложение рассматривалось на слушаниях в Мосгордуме, но было признано коммерчески бесперспективным.

Зато в центральной части Царицына появилось очень много новых квадратных метров - во дворце, флигелях, в строящемся отдельном здании у центрального входа. Что разместится на этих метрах? Выставки художников, дружественных правительству Москвы? Вместо романтических руин - офисы и артефакты, вместо старого запущенного сада - аккуратный ПКиО. А в общем и целом - еще один большой московский проект. И к нему мы все скоро привыкнем.

Александра Толстихина, Александр Иванишин (фото)

ЗАГАДКИ ИСТОРИИ

Из грязи в князи

Еще недавно, глядя на руины огромного, основательно построенного дворца, трудно было поверить, что здесь никто никогда не жил, однако это действительно так. До 1775 года это место называлось весьма прозаически - Черная Грязь. "Пустошь Черногрязская" впервые упоминается в конце XVI века как часть дворцовой вотчины Коломенское. Эти земли, лежащие вниз по Москве-реке от Коломенского до устья Пахры, принадлежали семейству Годуновых (в честь Бориса Годунова было названо село Борисово, ныне московский микрорайон). В 1711 году вотчина Черная Грязь была пожалована молдавскому господарю Дмитрию Кантемиру, перешедшему на русскую службу, а затем по наследству отошла его сыновьям.

В 1775-м Черная Грязь была куплена Екатериной II, которая пожелала устроить здесь подмосковную царскую резиденцию. Вотчина получила название Царицыно. Создание усадебного комплекса было поручено Василию Баженову. С самого начала усадьба была задумана "в готическом стиле". Считается, что Екатерина желала иметь уголок, который напоминал бы ей родную Германию. Баженов работал около 10 лет, успев за это время возвести все строения усадьбы, в том числе два одинаковых по размеру дворца - для императрицы и наследника Павла Петровича. На склоне холма, спускающегося к большому пруду, Баженов в произвольном порядке расположил множество небольших строений из красного кирпича, который был эффектно оттенен вставками из резного белого камня. Стрельчатые готические окна зодчий свободно сочетал с узорочной кирпичной кладкой в технике русских мастеров. В 1785 году императрица посетила Царицыно и, осмотрев ансамбль, неожиданно приказала все сломать и строить заново. Точная причина этого решения неизвестна: ведь Екатерина собственноручно утвердила проект и ей регулярно докладывали о ходе работ. По одной из версий, императрица сочла дворец неудобным ("Это не дворец, а казарма"), по другой - она была раздражена масонской деятельностью архитектора. Есть также мнения, что это было иррациональное, импульсивное решение, которое нельзя объяснить логически.

Баженов был отстранен от работ. Продолжил строительство Матвей Казаков, который, возведя Петровский дворец в Москве, проявил себя как мастер псевдоготики. Казаков разобрал часть баженовских строений и начал претворять в жизнь собственные проекты. Однако строительство шло медленно - русско-турецкая война вызвала перебои в финансировании. К 1793 году было возведено здание Большого дворца, завершены Хлебный дом, Оперный дом, три кавалерских корпуса, Фигурные (Виноградные) ворота. Тогда же был разбит огромный пейзажный парк, считавшийся одним из лучших в России.

Весь ансамбль, как и было задумано первоначально, был построен из красного кирпича с богатым декоративным белокаменным убранством, характерным для русского зодчества. Вместе с тем в Царицыне были использованы и формы европейской средневековой готики, и приемы классицизма.

После смерти Екатерины II строительство прекратилось. Дворец и павильоны были заброшены и с годами превратились в заросшие травой и деревьями романтические руины, а царицынский парк стал популярным местом отдыха москвичей. В 1830-х годах дворец хотели достроить для Николая I. Позднее его пытались приспособить под казарму, под фабрику, устроить музей, но Царицыно упорно не поддавалось никаким перестройкам, оставаясь до недавнего времени самой романтической и загадочной русской усадьбой.

Александра Толстихина

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера