Архив   Авторы  

Вечный джем
Искусство

Джаз-фестиваль в саду "Эрмитаж" справил десятилетие

От Страстного налево, вдоль каменного забора. За ним - щегольской модерновый абрис "Новой оперы" и тропинка к самому сердцу "Эрмитажа". Там, под куполом старинной сцены-ракушки, 10 лет назад возродилась традиция летнего столичного джаза.

Полувеком ранее здесь выступали легендарные оркестры Леонида Утесова, Александра Цфасмана и Эдди Рознера. Затем была музыкальная пауза длиной в десятилетия. И вот стараниями джазового коллекционера и журналиста Михаила Грина и бас-гитариста Алекса Ростоцкого случилась реинкарнация. Это было в том самом девяносто восьмом.

Поначалу август никаких катаклизмов не предвещал. Первенцы нарождавшегося миддл-класса в рюшках и шляпках собрались под цветными зонтиками (только что без театральных биноклей) и удивленно пялились на сцену. А неподалеку старые фэны в потертых кепи, скрывавших еще более потертые затылки, развалились на травке. Они тянули пиво, щурились и мерили "салаг" лениво-саркастическими взглядами. Критики, изголодавшиеся по живому джазу, писали тогда в модных столичных журналах: "Это я играю уже завтра!" К счастью, цитата из Кортасара оказалась пророческой. А ведь могло получиться и прямо наоборот - когда грянул дефолт, новое начинание едва не постигла безвременная кончина, поскольку первые сборы за билеты ухнули в тартарары. Но фестиваль выстоял и еще 10 лет существовал более или менее безоблачно.

В это время многое менялось. "Неофиты" ассимилировались и притирались к знатокам. Теперь уже не только менеджеры и домохозяйки, но и тинейджеры, любители Земфиры и Децла, совершали свой первый хадж в этот самый "джаз-ленд". За десятилетие фестиваль превратился в крупнейший джазовый форум. Под знаменитой ракушкой выступали настоящие зубры: Гэри Бартц, Рэнди Бреккер, Лу Табакин, Тони Лакатош, а также наши Алексей Козлов, Игорь Бутман, Анатолий Кролл, Георгий Гаранян, Игорь Бриль.

И вот юбилей. Организаторы просто обязаны были преподнести публике что-то особенное. И действительно, они соорудили настоящую галерею знаменитостей. Правда, из трех главных грандов, которых планировали пригласить, приехали только двое. Почему? Потому что материальные запросы звезд растут год от года. Хорошо еще, что комитет по культуре правительства Москвы закрывает треть фестивального бюджета. Тем не менее с саксофонистом Гэри Бартцом, увы, не срослось. Он теперь выступает только с квартетом, и его менеджмент запросил гонорар в 15 раз больше того, что был пять лет назад. Лу Табакин тоже вначале выставил круглую сумму. Но Лу так любит нашу летнюю площадку, что в итоге уступил, и вознаграждение получилось вполне терпимым. Зато авиабилет бизнес-класса был ему предоставлен без всяких оговорок, что вполне естественно: человеку под 70, а лететь нужно через океан. А еще были тенор-саксофонист Тони Лакатош, барабанщик Эл Фостер, ярчайший (и, кажется, все же не до конца оцененный) певец Деннис Роуланд, трубач Джим Ротонди, квартет Яна Пташина-Врублевского - "доброго духа" польского джаза, как его окрестила критика. Один из первых западных мастеров, которых в 50-е разрешили в СССР, он для многих советских граждан стал олицетворением джаза как такового. Врублевского "ловили" на коротких волнах - в общем, человек-символ. Оттенок ностальгии сопровождал и выступление нашего Германа Лукьянова, покорившего публику звучанием альтгорна и двуствольной флейты собственной работы. Пассажи из грядущего проекта "Танго" Алекса Ростоцкого явно заставят многих с нетерпением ждать выхода его следующего диска.

Кстати, если кому интересно - вездесущий Игорь Бутман успел и здесь. Он нигде не был заявлен, но, едва прилетев из какого-то далека, пришел заменить заокеанского коллегу за 10 минут до выступления. Американцы слушали и дивились: наш первый сакс показал, что с порохом в пороховницах у него все в порядке.

И, может быть, главное. Сердце и кровь любых джазовых мероприятий - джем - в этом году вышел поистине грандиозным. На сцене в клубе "Реставрация", что называется, соприкасались локтями Лу Табакин и Тони Лакатош. Плюс Владимир Данилин, Яков Окунь, Джин Джексон на барабанах, Джим Ротонди на трубе - на каких площадках подобное увидишь? Да и в Нью-Йорке такого давно не случалось, как свидетельствует сам "старик Лу".

Ветераны, понятное дело, борозды не портят. Но едва ли не больше радует тот факт, что молодежь без ложной скромности наступает им на пятки. Например, Анна Королева из категории "многообещающих" явно уже перешла в категорию "звезд", и ее вокал теперь ничуть не хуже ее же отменной игры на саксе. Тому свидетельство - неподдельный интерес Денниса Роуланда, еще до приезда спросившего: "Сможет ли Анна выступить со мной?" А когда наша легенда Алексей Козлов серьезно заболел, он просил, чтобы Анна заменила его в знаменитом "Арсенале". Хороши были и саксофонист Николай Моисеенко, и пианист Евгений Лебедев с ансамблем Sunlight. Сейчас оба они учатся в Беркли, главном музыкальном колледже мира.

Впрочем, юноши и девушки с горящими взорами осаждают нынче сцену и с другой стороны. Михаил Грин, генеральный продюсер и арт-директор фестиваля, поясняет: "Деннис Роуланд сказал мне: "Знаешь, чем отличаются ваши фестивали от американских? У нас они, конечно, больше, зато там одни старики. Если зайдет человек до 45 лет, это уже удивительно. А у вас вокруг сцены на травке сидит одна молодежь. Я просто обзавидовался". Что ж, приятно.

А в остальном все было как всегда. Снова на дощатом полу кружились пары. Снова Грин ходил по саду, словно капитан по палубе - вместо трубки, как и положено, сигара. Саксофонисты изобретали немыслимые импровизации. Из садовых кущей бюсты Гюго и Данте неподвижно взирали на происходящее.

Похоже, это мы слышали уже завтра.

Евгений Белжеларский
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера