Архив   Авторы  

Пиар "по-белому" и "по-черному"
В России

Президентский указ, дающий отмашку думской предвыборной гонке, наконец-то увидел свет. Собственно, уже непонятная задержка с его публикацией - то ли по техническим причинам, то ли в интересах партии власти - отметает доводы скептиков, предрекающих "унылую пору" и "осенний сон": кампания еще не началась, а первая интрига налицо. О том, насколько зрелищным обещает быть начинающееся политическое шоу и что может стать гвоздем программы, рассуждают "режиссеры-постановщики", известные российские политтехнологи: глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский и президент консалтинговой корпорации "Новоком" Алексей Трубецкой (Кошмаров)

Андрей Камакин

С ОДНОЙ СТОРОНЫ

Глеб Павловский: " Смешно говорить о скуке, когда в игре такая ставка "

- Глеб Олегович, распространено мнение, что грядет самая скучная и предсказуемая думская кампания из всех, что были. Согласны?

- Во-первых, начиная с 1993 года я не припомню ни одной скучной избирательной кампании. Тем более не было скучных кампаний, предшествовавших концу второго президентского срока. Во-вторых, хочу напомнить, что парламентские выборы в таких случаях - это всегда преамбула президентских. Смешно говорить о скуке и предсказуемости, когда в игре такая колоссальная ставка. Главная проблема - сохранение курса действующего президента, пользующегося огромной поддержкой населения. Это очень азартная игра, почти никогда в России подобные проблемы хорошо не решались. Поэтому скучно не будет, я обещаю.

- Сюрпризы будут?

- Ну, в силу этого будут и сюрпризы. Люди говорят о том, что им кажется очевидным, а очевидный ход - как правило, ложный ход. Люди обсуждают фигуру преемника, но сама по себе она мало что решает. Все определит политическая конструкция, на которую будет опираться следующий президент. Но эта же конструкция ограничит его маневр. В этом смысле проблема преемника не так остра, как проблема позиционирования, нового имиджа правящей команды, которая встанет у руля в 2008 году. Мы увидим много тех же людей, но они будут связаны новыми политическими отношениями.

- Кстати, о преемнике. Можно ли ожидать скорого выхода из тени этого инкогнито?

- Думаю, это должно произойти в ближайшие месяцы и, возможно, даже в ближайшие недели.

- На съезде "Единой России", когда будет обнародована ее первая тройка?

- Есть логика композиции и есть логика личностная, психологическая. Что касается композиции, партийный дебют возможен, и, на мой взгляд, он был бы политически правильным, выигрышным. Но психологически он пока затруднителен для команды Путина. Существует догма, что партийность ограничивает президента. Думаю, она ошибочна. Но пока жив этот миф, он будет очень сильно давить на всех, не исключая самого Путина. Поэтому трудно сказать, каким будет решение. Это, как говорится, вопрос стиля игры гроссмейстера.

- В чем главная интрига думской кампании? Наберет ли "ЕР" нужный ей процент голосов, кто станет партией номер два, что-то другое?

- Процент сам по себе не является интригой. Надо понимать что, переходя из 2007-го в 2008 год, мы неизбежно идем к другой модели политики. От модели, при которой почти все население устранялось от принятия решений, доверяя это одному человеку, к ситуации, в которой появится команда, нуждающаяся в нашей поддержке. Интригой будет не процент "ЕР", а сама повестка дня: во всех выборах всегда побеждает тот, кто правильно определят эту повестку. Есть еще один важный момент - это первые парламентские выборы, в результатах которых заинтересованы внешние силы. США осознали, что в лице России имеют дело с фактором, сдерживающим американский экспансионизм, и для них это, судя по всему, неприемлемо. Думаю, они будут оказывать сильное давление, направленное на обострение этих выборов, на разлад в российской бюрократии.

- Будут поддерживать "внесистемную" оппозицию?

- Думаю, в незначительной степени. Подпольные активисты и инвалиды вчерашних политических боев интересны только в качестве участников хеппенингов, экшнов. Но сами по себе экшны не могут повлиять на результаты выборов. Нужен кризис. Можно ожидать, например, каких-то имитаций незаконности хода голосования и нарушений предвыборной процедуры. Не стал бы исключать и террористические акции против каких-то политиков или фигур, важных для оппозиционного лагеря. Стрелки, разумеется, переведут на власть. Вспомним казус Рыбкина. Он имеет комический характер, но только потому, что дело не было доведено до конца.

- Да, мой следующий вопрос - о новинках в области черного пиара - уже, пожалуй, лишний.

- Черный пиар - вещь в общем-то невинная: дискредитация, распускание слухов... Такого рода действия в той или иной мере присутствуют и в Европе, и в Америке. Новым будет создание искусственных ситуаций, демонстрирующих нелегитимность выборов. Например, печатание фальшивых бюллетеней, которое будет приписываться властям. Но самое опасное, повторяю, то, что есть политические силы, способные прибегать к насилию. И, как показывает "дело Политковской", эти силы способны проникать в наши правоохранительные органы: в них присутствует определенная криминализованная периферия, доступная влиянию извне. Эта зона должна особо контролироваться властями. Что же касается черного пиара, здесь достаточно контроля Центризбиркома и нормальной работы местных судов.

- Судя по всему, предстоит нешуточная борьба между двумя кремлевскими проектами - "Единой Россией" и "Справедливой". Как власть разделит симпатии между своими детищами?

- Никакой особой тайны здесь нет. Безусловно, и власть, и Путин с симпатией относятся к новому проекту на левом фланге. Но именно как к новому проекту, который, пока он не прошел через выборы, не является еще, строго говоря, партией. Стратегия Путина в том, чтобы дать "СР" возможность проявить себя, не выставляя подпорку с самого начала. "СР" получила очень много авансов от президента, который давно ждет появления серьезной силы слева. Теперь Путин в режиме ожидания: сколько они возьмут? У "СР" хорошие шансы на прохождение в Думу, но очень проблематичные - на опережение коммунистов. Проблема отчасти в руководстве партии: Сергей Миронов никак не может решить, с кем он хочет бороться - с коммунистами или с "Единой Россией". Хотя вряд ли у него есть мандат на борьбу с "ЕР". Если, конечно, он хочет пользоваться той симпатией Путина, которой пользуется сегодня.

- Имеем ли мы дело с зарождением двухпартийной системы?

- Обсуждение места "СР" в политсистеме начнется не ранее 3 декабря. Сейчас, повторяю, это только проект, которому будут аплодировать в Кремле, если он себя оправдает. Но не будут рыдать, если провалится, - не получилось, так не получилось. Пока что реально - и думаю, по представлению Путина, - есть одна партия власти. Второй проект - на вырост.

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ

Алексей Трубецкой (Кошмаров): " От манипуляции словами к манипуляции смыслами "

- Алексей Юрьевич, говорят, на этих выборах у политтехнологов будет немного работы, мол, все и так ясно.

- Напротив, по нашим оценкам, спрос на эти услуги возрастет примерно вдвое. Раньше партии на уровне регионов, как правило, обходились своими силами. Консультанты привлекались только одномандатниками. А сегодня все партии привлекают специалистов, чтобы провести локальную кампанию по пропаганде, во-первых, самой партии и, во-вторых, первой региональной тройки. Активную кампанию в каждом округе будут вести как минимум пять-шесть партий - "Единая Россия", "Справедливая Россия", СПС, ЛДПР, КПРФ, "Яблоко", ДПР.

- Можно ли ждать каких-то политтехнологических новинок, в том числе в области черного пиара?

- Начнем с того, что понятие "черный пиар" придумали в России: чтобы пугать самих себя. Негативная подача информации - абсолютно нормальный прием влияния на общественное мнение, существующий во всем мире. Меня мастером черного пиара назвал Явлинский, проигравший вчистую выборы в Заксобрание Петербурга в 1998 году. Просто ему нечего было сказать в свое оправдание. Никакого черного пиара там и рядом не стояло. Была нормальная борьба на ринге.

- Хорошо, с терминами разобрались, давайте о новинках.

- Общая тенденция развития выборных технологий - переход от манипуляции формами, словами к манипуляции смыслами. Раньше хорошо работал, допустим, такой прием: замазывалось несколько букв на билборде оппонента - и вместо "добровольно" получалось "вор". Сегодня манипулируют на другом уровне. Хорошо известен такой, например, прием, как двойники кандидатов. Только теперь появляются двойники смысловые. Скажем, против КПРФ выставляются "Патриоты России", которые говорят примерно то же самое. Как, впрочем, и Сергей Миронов. Правда, он уже понял, что с коммунистами ему конкурировать неинтересно, это не поднимает рейтинга. И перекинулся на "Единую Россию". А двойниками СПС, например, выступают "Гражданская сила", ДПР, "Яблоко".

- У вас есть заказы, связанные с думской кампанией?

- Мы консультируем в нескольких регионах "Единую Россию". Других заказов не берем и не рассматриваем, нам это неинтересно.

- Кстати, что касается "манипуляций формами", многие жалуются как раз на вас. Вот в СПС, например, уверены, что это вы придумали менять "достройку" на "доворуйку" на их билбордах. Равно как и прочие "технологические" приемчики.

- Да, знаю, что Гозман (Леонид Гозман, зампредседателя федерального политсовета СПС. - "Итоги") даже в Кремль на меня бегал жаловаться. Но поверьте: мне это давно уже неинтересно. Да, многие методы, которые придуманы нами, сегодня используются другими. Но что поделаешь? Мы ведь, по сути, являемся прародителями российского предвыборного пиара. Что же касается СПС, то про их методы тоже много чего можно рассказать... Но против СПС, повторяю, я не работаю. В тех регионах, где мы консультируем "Единую Россию", они нам не конкуренты.

- Ну а ваши клиенты часто сталкиваются с негативными способами подачи информации?

- Сплошь и рядом. Могу привести случай, у которого, на мой взгляд, хорошие судебные перспективы. Руководитель "партии-дублера", "Справедливой России", назвал "Единую Россию" партией чиновников и бюрократов. Это клевета, и это можно доказать в суде. Действий в подобном стиле у них много. Их создавали для того, чтобы они заняли левую нишу, забрали голоса у ЛДПР и коммунистов и так далее. А они почему-то решили бороться за нишу, занимаемую "ЕР". Это результат стратегических ошибок в планировании.

- Платформы многих партий, как вы сами сказали, похожи как две капли воды. То, что подобное борется с подобным, снижает или повышает градус противостояния?

- Для самих партий это, конечно, плохо. Их основная проблема - найти, чем они отличаются друг от друга. Ну а избирателям это по большому счету все равно. Они уже доведены до высокой степени отвращения к выборам. Они знают, что это всегда: а) обещания; б) возможность для кого-то заработать. Наивных не осталось. Не знаю, что там пишут ВЦИОМ и ФОМ, но, по нашим оценкам, явка будет процентов на 10 меньше, чем прошлый раз. Партии понимают, что интерес к выборам теряется, поэтому и нанимают людей, чтобы этот интерес поднять.

- При такой тенденции институт выборов вообще может сойти на нет.

- Мы опять себя пугаем. Во всем мире политической, партийной жизнью интересуются в среднем 30 процентов населения. Вот и пускай эти тридцать процентов вдумчиво читают программы, ходят на избирательные участки. Мы просто привыкли, что в России все время что-то такое происходит. У нас хотят - и вы, журналисты, эти ожидания подогреваете, - чтобы было шоу, балет на льду. А что? Давайте действительно устроим для повышения явки. Пускай выйдет на коньках Жириновский, возьмет на руки Хакамаду, пусть они еще вместе грохнутся, и будет ура-улю. Вот тогда народ точно рванет на выборы!

- Предыдущую избирательную кампанию партия власти провела под лозунгом борьбы с олигархическим наследием. Что будет на этот раз?

- Этот лозунг в общем-то опубликован. Я, правда, предложил другую формулировку, но она пока в секрете. А сейчас это "реализация плана Путина": Путин - наше все, собрал страну, углубил, увеличил, усовершенствовал, но его срок заканчивается, и должна быть политическая сила, которая обеспечит продолжение этого курса.

- Проявит ли себя в нынешней кампании преемник?

- Если рассматривать наше политическое планирование как систему "пенделей" - выражаясь языком Фрадкова - общественному мнению, то преемник обязательно проявится. Допустим, 2 октября "Единая Россия" проводит съезд, на котором объявляется первая тройка, а в ней появляется какое-то первое лицо не из парттусовки. Какой вывод? Вот он, преемник! Думаю, что так оно и будет.

- В этом и есть интрига избирательной кампании?

- Да, первая интрига - кто возглавит список "Единой России". Вторая - кто будет второй партией, "СР" или КПРФ, и третья - пройдут ли "демократы" в парламент.

- И еще: приобретет ли "ЕР" желаемое количество мест в Думе?

- Такого большинства, как сейчас, у нее не будет. Посчитайте, сколько в этом случае надо набрать процентов. За шестьдесят получается, но это практически невозможно.

- Насколько значимым в этом контексте будет противостояние "Единой" и "Справедливой России"?

- Ну о чем тут говорить? "Слон и Моська".

- Считается, что исход выборов предопределяется контролем над телекнопкой. Могут ли нынешние выборы поколебать эту аксиому?

- В России есть целый ряд стереотипов, связанных с выборами, которые не имеют никакого отношения к реальности. Это один из них. С помощью так называемого информвброса максимум, на что можно рассчитывать, это плюс-минус 10 процентов к рейтингу кандидата или партии в том или ином регионе. А если делить на всю страну, выходит от трех до пяти процентов. Все! Дальше "кнопка" не работает. Поэтому все жалобы на телевидение от лукавого.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера