Архив   Авторы  

Огонь по штабам
В России

Нынешняя избирательная кампания обещает быть самой свободной в плане использования черного пиара

План партии

Задолго до начала официальной агитационной кампании случилась удивительная вещь: "Единая Россия" пошла на дебаты, от которых ранее наотрез отказывалась. По закону право на агитацию в СМИ партии получат за месяц до дня голосования - то есть в начале ноября. Но телеканал "Вести-24" уже сейчас, в сентябре, показал дебаты между представителями "Единой России" и ее главного противника - КПРФ. Ни по содержанию, ни по формату они ничем не отличаются от предвыборных - партийцы излагают свою программу, позицию по ключевым вопросам жизни страны и критикуют оппонентов. Интересно, что у Центризбиркома нет ни претензий к подобной практике, ни вопросов - почему возможность участвовать в дебатах и изложить свои программы раньше положенного по закону срока получили лишь две партии. Официальная версия такова: закон о выборах формально не нарушен - на момент трансляций ни КПРФ, ни "Единая Россия" еще не представили в ЦИК своих избирательных списков и юридически не являлись участниками избирательного процесса. Да и в ходе дебатов представители этих политических сил воздерживались, мол, от прямых призывов голосовать за свои партии.

В целом в начавшейся избирательной кампании Центризбирком пока не усматривает серьезных нарушений. Глава ЦИК Владимир Чуров сообщил на днях лишь о трех случаях отступления от избирательного законодательства. Два факта применения незаконных избирательных технологий раскрыты в Калининграде - один связан с федеральными выборами, другой - с кампанией по выборам мэра. Еще одно нарушение - выпуск фальшивой предвыборной газеты в Ульяновске. Хотя жалоб на недостойные методы ведения избирательной кампании значительно больше. Но формально эти методы не выходят за рамки закона или находятся на грани законности.

В ответ на попытки привлечь к ответственности "Единую Россию", разместившую по всей стране билборды с лозунгом "План Путина - Победа России", ЦИК разъясняет, что это не предвыборная агитация, а исключительно социальная реклама. Партия, чья предвыборная программа носит название "План Путина", еще не провела съезд и не представила в ЦИК свой избирательный список, поэтому не имеет права никого за себя агитировать. Но текст билбордов действительно не содержит прямого призыва голосовать за "Единую России", хотя вряд ли у кого-то могут возникнуть сомнения в том, чья это "социальная" реклама и в каких целях она размещена накануне выборов.

Все дело в том, что в нынешней думской фракции "единороссов" добрую треть составляют депутаты-одномандатники. Именно их массовое включение в ряды фракции партии власти в свое время обеспечило ей конституционное большинство в парламенте. "Единой России" в прошлую избирательную кампанию никакие дебаты не требовались. Пресловутый административный ресурс работал прежде всего в одномандатных округах. Задействовать его в масштабах всей страны при голосовании за партсписок в целом куда сложнее. Да и те же черные пиар-технологии, подкуп избирателей и незаконная агитация в первую очередь использовались на выборах конкретных депутатов. Кстати, отмена мажоритарной системы обосновывалась в том числе стремлением сделать выборы более чистыми и справедливыми.

Получилось ли? Пока можно с уверенностью констатировать: политтехнологи без работы не остались. Просто все их усилия сосредоточены теперь на раскрутке имиджа конкретной партии в целом и на черном пиаре, персонально направленном против лидеров партий-конкурентов. Только в случае успешного решения обеих этих задач можно рассчитывать на то, что избиратель предпочтет именно определенный партийный бренд. И в самой сложной ситуации оказалась как раз "Единая Россия". Ведь ее программа-минимум - завоевать простое парламентское большинство, что без протаскивания в Думу своих одномандатников сделать будет крайне непросто.

Скандал заказывали?

Результатом изменения правил игры, как ни странно, стало более свободное ведение избирательной кампании. Развязать руки лишь одной партии власть не могла. Вольности позволены всем допущенным к предвыборной гонке игрокам. Иначе трудно было бы объяснить, например, включение в "тройку" ЛДПР предпринимателя Андрея Лугового, обвиненного британским следствием в убийстве Александра Литвиненко. Это, кстати, уже принесло ЛДПР несколько процентных пунктов потенциальной поддержки избирателей.

Предвыборная агитация в блогах, которые по закону не являются СМИ, но тем не менее доступны самой широкой аудитории, - это нечто новое для нашей политической сцены. Но и старые, испытанные методы черного пиара рано списывать в утиль. Для откровенной клеветы используются не только фальшивые газеты без выходных данных, но и вполне легальные издания, в том числе и популярные федеральные. В одном из них недавно появилась статья под красноречивым заголовком "Sex-отдых Зюганова", рассказывающая о том, как лидер КПРФ "предавался сладким утехам на вилле у моря" - забавлялся с молоденькими девицами, расслаблялся в джакузи в президентских апартаментах, после трапезы в ресторане оставлял порядка 50 долларов чаевых, а вечерами вместо программы "Время" смотрел телеканал Sex View TV. И все это на партийные деньги. Для разменявшего седьмой десяток коммуниста Зюганова, собирающегося баллотироваться на президентских выборах, эта статья могла бы стать неплохой рекламой. Если бы хотя бы часть ее оказалась правдой. Сторонники Зюганова признают, что он действительно отдыхал за рубежом - в украинском пансионате "Море". Но акцентируют внимание на следующем факте: в счете, факсимиле которого приводится в качестве "вещдока", даты пребывания не совпадают с реальными датами приезда-отъезда Зюганова. Кроме того, указывают в партштабе, форма счета отличается от выписываемой пансионатом, а пункта "оплата эротического канала" там не могло быть по определению, поскольку такого канала в списке транслируемых в пансионате "Море" просто нет. А те, что есть, являются бесплатными.

Так что вопрос о том, станут ли выборы следующей Думы более чистыми, следует отнести к разряду риторических. Судя по началу избирательной кампании, эти надежды призрачны. Борьба будет жесткой, и в ней задействуют все средства. Ставка на этот раз слишком высока. Поправить свои дела за счет одномандатников партиям не удастся. А значит, парламентские выборы станут полноценной репетицией президентских. В декабре избиратель проголосует, по сути, за первые партийные "тройки", а в них будут представлены почти все те, кто в марте следующего года поборется за президентский пост.

Евгений Жеребенков

ТЕХНОЛОГИИ

Пиар крепчал

Участники парламентских выборов-2007 надеются, что политическая борьба не превратится в уличную драку, но при этом упрекают оппонентов в широком использовании черного пиара.

Иван Мельников , первый зампред ЦК КПРФ:

Черные технологии, видимо, действительно будут в этот раз использоваться с большим размахом. Что касается работы против КПРФ, то есть вопиющие факты, а есть просто смешные недостойные приемы. Среди того, что можно отнести к вопиющему, - издание газет, ориентированных на черные публикации о партии, а также веерный выход в регионах публикаций против лидера КПРФ. Основной мотив - Зюганов шикует в своих поездках по России. Липовых журналистов не интересует политическая работа в регионе, встречи с избирателями. А вот сфотографировать, как Зюганов подносит стакан к губам, и написать, что выпито ведро вина, - это запросто. Проблема в том, что люди традиционно верят печатному слову, и бороться с этими публикациями тяжело. Суд можно выиграть, но впечатление остается. Ну а если говорить о смешном и недостойном, то в первую очередь на память приходит откровенно украденный у нас агитационный логотип, где ледокол с аббревиатурой КПРФ разрезает льдины с подписями: рост цен, нищета, коррупция и так далее. У нас и плакаты такие были, и календарики - как минимум с начала этого года, - что подтвердят избирательные комиссии многих регионов России. А "Справедливая Россия" вдруг сейчас стала использовать аналогичный образ в своей федеральной агитационной продукции. Можно, конечно, радоваться востребованности нашего стиля, но все же это явно недостойный прием, и наш корабль мы не отдадим.

Владимир Жириновский , лидер ЛДПР:

Вся эта черная пиар-кампания против нас уже началась. Я по своей инициативе удалил четырех человек из состава фракции, но все подается так, что якобы у ЛДПР плохие шансы, и люди от нас разбегаются. ЛДПР будет в Думе, и все в порядке у нас. Мы освобождаемся от балласта, и каждый созыв я это делаю. Мы добьемся, что не будет ни одного, кто когда-либо был связан с криминалом, к кому были претензии со стороны правоохранительных органов. Но уже с лета распускают слухи - Жириновский собирается послом, Жириновский болеет, Жириновский устал, обветшалая политическая структура. Чушь. Но когда читают миллионными тиражами эти статьи, у кого-то может сложиться впечатление, что с ЛДПР что-то случилось. Вот основной способ борьбы с ЛДПР. Могут и компромат написать, могут сайт поломать, это тоже бывало. Но я привык к этому, это делалось перед каждыми выборами.

Антон Баков , руководитель избирательного штаба СПС:

Мы уже привыкли к тому, что переклеивают наши билборды, вместо программы "Достройка" пишут "Доворуйка". Доклеивают "Голосуй за молодых олигархов" под портретом Никиты Белых. Последний перл - вместо "Почему нам не дают выбирать губернаторов?" под портретом Белых клеят "Почему мне не дают назначать губернаторов?". Распространяют листовки о том, что наши агитаторы являются ВИЧ-инфицированными, или предлагают требовать с СПС по 200 рублей за "правильное" голосование. В каждую кампанию появляются отпечатанные нашими оппонентами плакаты Чубайса и Гайдара. В центре Красноярска перепачкали фасады нескольких сотен домов, написав на них краской "Голосуй за Белых". Активно эксплуатируется гомосексуальная тема, вбрасываются фальшивки, что СПС выступает за права "голубых", проводятся митинги гомосексуалистов якобы в поддержку нашей партии. В Перми выпустили фальшивую листовку "Достройка капитализма" Никиты Белых, где утверждалось, в частности, что он выступает за то, чтобы все бесплатные школы и больницы были на окраинах, туда же следует переселить и малоимущих, а в центре все должно быть платным и жить там должны только состоятельные люди. Я даже знаю, кто это все оплачивает.

Андрей Воробьев , руководитель ЦИК партии "Единая Россия":

"Единая Россия" на этих выборах оказывается в ситуации "все против одного". Надеюсь, что наши оппоненты не будут использовать тактику дворовой драки. Не будут срывать нашу наружную рекламу, распускать "утки" про кандидатов, прибегать к оголтелому популизму. Мы выступаем за цивилизованную культуру политической борьбы. Предлагаем всем партиям не раскачивать лодку. Вероятно, ближе к декабрю предложим оформить этот подход соглашением о честных выборах.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера