Архив   Авторы  

Олимпинвест
Дело

Госинвестиции в экономику идут на рекорд

Так получилось, что самое интересное на VI Сочинском инвестиционном форуме случилось после его закрытия. Мобилизованная практически со всех регионов Южного федерального округа милиция уже ослабила режим охраны, на набережной вновь открылись кафе и магазинчики. А в павильоне, где располагалась выставка инвестиционных проектов Краснодарского края, было не протолкнуться от простых сочинцев. Они с неподдельным интересом разглядывали макет своего города в том виде, какой он обретет в ближайшие годы, - с искусственным островом в виде карты России и прочими чудесами.

- Мой дом есть! Не снесут! - раздался радостный возглас пожилой женщины.

- А наш дом есть, ты не видишь? - с дрожью в голосе спрашивала своего супруга другая дама. У того был вид человека, только что узнавшего о страшной потере. Найти свое жилье на выставленном макете не удавалось...

Самим участникам форума, поменявшего в этом году название "Кубанский экономический" на более претенциозное "Международный инвестиционный", было не до мелочей. Здесь мыслили масштабно. За какие-то три дня работы, по словам тогда еще и. о. министра экономического развития и торговли Германа Грефа, было подписано инвестиционных контрактов на сумму 23,3 миллиарда долларов. Озвученные же цифры государственных инвестиций в инфраструктуру страны и вовсе поражают воображение. Вот только обрадовали они далеко не всех. Многие бизнесмены и эксперты от государственных вливаний в экономику ничего хорошего не ждут.

Рубль за сто

Самое важное на форуме происходило во второй день его работы. Пленарное заседание, где главным докладчиком был первый вице-премьер Сергей Иванов, стало, как принято было говорить о съездах КПСС, эпохальным. Выступление Иванова вполне можно расценивать как экономическую часть того самого "плана Путина", о котором так много рассуждают политики перед предстоящими выборами. Надо признать, изложенная программа грандиозна. И даже не столько по амбициозности поставленных задач, сколько по тем расходам, которые придется нести налогоплательщикам при ее реализации. Инфраструктурные проекты такого масштаба, которые в ближайшие восемь лет собирается реализовать власть, не снились даже во времена Советского Союза. Во всяком случае тогда их не реализовывали все одновременно. А тут просто дух захватывает от цифр, которыми оперировал в своем докладе один из потенциальных претендентов на президентский пост. Все, о чем говорил Сергей Иванов, федеральному бюджету обойдется дорого. Безумно дорого!

По словам первого вице-премьера, в следующем году только строительство дополнительных линий электропередачи (в официальных документах это звучит как "развитие Федеральной сетевой компании") обойдется налогоплательщику в 170 миллиардов рублей. Государственная компания "Росэнергоатом" получит 120 миллиардов целковых, Федеральная гидрогенерирующая компания - еще 75 миллиардов.

Впрочем, вышеперечисленные вложения государства в экономику кажутся мелочью по сравнению с другими, более масштабными проектами. Общие расходы федерального бюджета на так называемые инвестиционные цели в 2008 году лишь немного недотянут до психологического порога в триллион рублей. Для этого им не хватит всего 100 миллиардов. К 2010 году, по словам Иванова, в стране планируется построить 4 тысячи километров новых автомобильных дорог, реконструировать БАМ, сделав железнодорожное сообщение высокоскоростным, и так далее, и тому подобное.

"Объем российского рынка инфраструктуры на ближайшие 10 лет оценивается примерно в триллион долларов", - поразил последней гигантской цифрой Сергей Иванов. Добавим только, что в ближайшие два года государственные капитальные вложения в экономику составят 3,8 процента ВВП, а к 2015 году - уже 4,5 процента.

Зал аплодировал стоя. Каждый рубль, который государство намерено вложить в экономику, вызывал восторг федеральных и региональных чиновников. Единственным человеком, попытавшимся спустить собравшихся с небес на землю, был Алексей Кудрин. Он, как и раньше, предупреждал об угрозе инфляции. Говорил о том, что скорость обращения денег в российской экономике в четыре раза выше, чем в китайской. А значит, если мы увлечемся такими сверхрасходами, главным источником которых являются сохраняющиеся пока высокие цены на нефть, то будет недалеко и до беды. Но его не слушали.

Не на стороне Алексея Леонидовича оказался даже его старинный приятель Герман Греф. "Я прекрасно понимаю господина Кудрина. Он выступает за реализацию инфраструктурных проектов. Но предлагает делать это бесплатно. На самом же деле говорить о таких параметрах, как скорость обращения денег или уровень монетизации экономики, нужно в академической аудитории, а не здесь", - посоветовал теперь уже бывший глава МЭРТ. Тем не менее обозначенных Кудриным проблем от этого меньше не стало. Наоборот, появилась еще одна, решение которой потребует недюжинной политической воли. И не только со стороны министров.

Всем сам володею

Обозреватель "Итогов", находясь под впечатлением от, так сказать, планов партии и правительства, решил провести среди министров небольшой опрос. Дело в том, что большинство заявленных инфраструктурных проектов будет реализовано как раз в тех отраслях, где нормально функционирующих рыночных отношений не существует. Речь идет о монополиях, о реформировании которых в последнее время слышно очень мало. Мой вопрос звучал так: "Были бы траты бюджета на инфраструктурные проекты меньшими, если бы в России не существовало запретов для частных компаний в строительстве трубопроводов, железнодорожного полотна, линий электропередачи?" Самым емким оказался ответ Германа Грефа. "Я всегда считал и считаю, что сумма инвестиций обратно пропорциональна количеству юридических запретов на различные виды хозяйственной деятельности в стране", - заявил он обозревателю "Итогов". Понять эти слова можно однозначно: если бы таких препон не существовало, строительство инфраструктуры всем нам, налогоплательщикам, обошлось бы дешевле.

Насколько, можно подсчитать. Руководитель Центра стратегических разработок (ЦСР) Михаил Дмитриев счел тему опроса вполне правомерной. Более того, пообещал, что в ближайшее время ЦСР попытается провести соответствующие исследования по этому поводу и обнародовать их результаты. "Это интересная проблема, которая требует детального изучения, особенно в рамках дискуссии о частно-государственном партнерстве. Она также актуальна в рамках реализации инфраструктурных проектов, - считает Дмитриев. - Снятие запретов для частного бизнеса могло бы значительно удешевить сами инфраструктурные проекты, а государство сэкономленные таким образом деньги могло бы вложить, например, в ту же пенсионную реформу".

Отношение чиновников к заданному вопросу оказалось неоднозначным. Например, вице-премьер Александр Жуков считает, что "алгоритм действий состоит в том, что сначала государство определяет, чем занимается в экономике, и берет на себя функции инвестора". Бизнес, дескать, подождет.

О том, чего именно ему ждать, сказал Сергей Иванов. "Мы будем укреплять наиболее эффективные инструменты и принципы работы в инфраструктурных отраслях, будем повышать глобальную конкурентоспособность отечественных компаний", - заявил он. По его словам, речь может идти о приватизации тех предприятий, которые будут создаваться в ходе реализации государством инфраструктурных проектов.

Это, впрочем, дело отдаленного будущего, и неизвестно еще, как все сложится. Между тем примеров, когда инфраструктурные объекты создает не государство, а частные компании, мировая история знает множество. Самым показательным можно назвать опыт строительства железных дорог в США в первой половине позапрошлого века. Тогда участие государства в их строительстве ограничивалось лишь выделением участков земли частным компаниям. Причем бесплатно и именно там, где бизнесмены собирались построить транспортную инфраструктуру. В результате всего за 30 лет, к 1860 году, Соединенным Штатам Америки удалось выйти на первое место в мире по протяженности железных дорог.

В российских условиях подобная схема пока оказывается невозможной в силу не столько экономических, сколько политических причин. Передача инфраструктуры в частные руки - "это скорее политический вопрос", считает председатель совета директоров компании "Тройка-Диалог" Андрей Шаронов. По мнению экспертов, в ближайшем будущем участие частных компаний в строительстве инфраструктуры будет иметь юридическую форму концессионных договоров, а не прав собственности на соответствующие объекты.

Пока цены на нефть достаточно высоки, государство может позволить себе подобную роскошь. Другое дело, что вечно такая ситуация продолжаться не может. А значит, в будущем должен произойти пересмотр нынешних параметров частно-государственного партнерства. В противном случае, как полагают экономисты, может получиться, как всегда: деньги потратят огромные, толку от этого для экономики окажется немного.

Пример, что называется, из жизни. Как-то утром на сочинском пляже недалеко от киноконцертного зала "Фестивальный", где и проходили пленарные заседания форума, сидел человек с ноутбуком и что-то в нем высматривал, делая пометки в блокноте. Девушка в белом фартуке и сланцах выросла перед ним как из-под земли. Вопрос использования инфраструктуры был поставлен ребром.

- Молодой человек, с вас 150 рублей за топчан.

- Хорошо. Только я после обеда вернусь искупаться. Вы гарантируете, что это место не будет занято? - спросил он с сильным иностранным акцентом.

- Вы не поняли. 150 рублей - это за час.

- Что ж так дорого?

- Это Сочи.

Интересно, что в дни форума свободных лежаков на пляже было предостаточно. Но цены на них не снижались, законы конкурентного рынка не работали. Как бы не получилось то же самое и с ценой доступа отечественного бизнеса к той инфраструктуре, которую построит государство за счет налогоплательщиков.

Сочи - Москва

Константин Угодников

ЧТО ПОЧЕМ

Золотой дождь

Порядка 8 миллиардов долларов частных инвестиций достанется городу Сочи. Таков один из результатов VI Международного инвестиционного форума, который многие эксперты рассматривали как финансовую репетицию зимней Олимпиады, которая должна пройти на юге России в 2014 году.

По словам участвовавшего в мероприятии в качестве и. о. министра экономического развития и торговли Германа Грефа, подписанные контракты позволят полностью профинансировать подготовку игр. "На 99 процентов по всем объектам, которые числятся в ФЦП (федеральной целевой программе. - "Итоги") по подготовке к проведению Олимпиады, уже есть инвесторы", - заявил он. В основном частные инвестиции пойдут в строительство гостиниц, развлекательных центров, спортивных сооружений, кафе и ресторанов. Кроме того, часть инвесторов выразили заинтересованность в возведении некоторых объектов инфраструктуры. В том числе дорог и электростанций малой мощности, которые будут призваны решить многочисленные энергетические проблемы курорта.

ПРОЕКТ

Остров Сочи

Самый большой фурор на VI Международном инвестиционном форуме в Сочи вызвал архитектурный план проекта "Остров Федерация", представленный голландским архитектором Эриком Ван Эгераатом. Идея - в создании искусственного острова в акватории Черного моря напротив города Сочи. Свое название остров получил благодаря очертаниям береговой линии, соответствующим контурам границ Российской Федерации.

Общая площадь комплекса составит 250 гектаров, из которых 700 тысяч квадратных метров будут заняты гостиницами, кафе и развлекательными учреждениями. Будущий курорт отличает выгодное расположение: от ближайшего аэропорта в Адлере его будут отделять всего 13 километров, а от железнодорожного вокзала в Сочи - 14 километров.

Проект собираются финансировать из так называемых внебюджетных источников. Предполагаемый объем инвестиций - 155 миллиардов рублей. Для строительства острова будет создан консорциум с участием российских и иностранных компаний, специализирующихся на проектах аналогичных комплексов с намывными и искусственными территориями и островами и имеющих опыт работы в Голландии, Сингапуре и Объединенных Арабских Эмиратах.

Сейчас, как стало известно "Итогам", голландская компания Erik van Egeraat associated architects b.v. почти завершила разработку предварительного мастер-плана острова, который должен быть одобрен администрацией города Сочи в рамках целевой программы "Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014)" и департаментом по архитектуре и градостроительству правительства Краснодарского края.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера