Архив   Авторы  

В недрах эфира
Hi-tech

Почему у нас не приживается бизнес-модель виртуальных операторов, которая так популярна на Западе?

С интервалом буквально в две недели в сентябре прошли два форума, посвященных тематике виртуальных операторов подвижной связи MVNO (Mobile Virtual Network Operator): в Вене и Москве. При этом международный саммит в Вене выглядел как отчет о победах MVNO в мировом масштабе, а российский - как агитация за будущий успех. Почему удачную западную бизнес-модель не удается скопировать в России?

Операторы MVNO - это компании, не обладающие собственным частотным ресурсом, но предоставляющие от своего лица услуги подвижной связи. Доступ абонентов виртуальных операторов к своей сети обеспечивается с помощью радиоподсистемы базовых операторов мобильной связи. Первые MVNO появились на Западе еще в прошлом веке, однако пора расцвета наступила для них после того, как компании связи, построившие сети 3G, столкнулись с двумя большими проблемами: возврат инвестиций на вложенные в строительство сетей средства и отсутствие прибыльных услуг, которые могли бы наполнить оплачиваемым трафиком широкополосные каналы связи. Разгадка их успеха - в работе со специфическими группами абонентов: они предлагают услуги связи для сообщества поклонников The Beatles, защитников дикой природы, посетителей сетевых магазинов, национальных диаспор и т. д. Удачную бизнес-модель попытались перенести на российскую почву. Так, компании "Корбина Телеком", "Центральный Телеграф", "Матрикс Телеком", "КантриКом", "Евросеть" и др. (всего около 20) предлагают услуги базовых операторов, зачастую под собственным брендом, выступая в виде сервис- или контент-провайдеров, то есть MVNO начального уровня. Попытку создания MVNO с полной сетевой инфраструктурой (за исключением базовых станций) предприняла еще в 2005 году компания "Народный Мобильный Телефон". Однако деятельность MVNO такого высокого уровня требует лицензирования, которое в нынешней законодательной базе до сих пор отсутствует. Так что виртуальные операторы в России пока слабо оживляют рыночную среду. В чем причина?

Главный фактор успеха западных MVNO заключался в продвижении базовых услуг по более низким ценам, чем у операторов, имеющих собственные сети, что было выгодно последним, обладающим избытком емкости новых сетей. В России ситуация иная: у операторов нет свободной емкости, а цены на услуги основных сотовых существенно ниже, чем в других странах. "Классическая схема MVNO на базе сетей второго поколения, где основная конкуренция между базовыми и виртуальными операторами происходит в ценовом сегменте, в России бесперспективна", - комментирует представитель Мининформсвязи. Важность новых бизнес-моделей подчеркивает и Андрей Скородумов, исполнительный директор Инфокоммуникационного союза, который работает над вопросами создания работающей инфраструктуры MVNO в России: "Нужно преломить сложившееся отношение к базовым операторам как владельцам ресурса. Первый шаг должны сделать поставщики контента и новых сервисов". А это уже во многом зависит от государственной поддержки предприятий среднего и малого бизнеса - именно к этому классу относится большинство "виртуалов". Кроме того, остается большая технологическая проблема - необходимость конверсии радиочастотного спектра. Плюс к этому растущее количество параллельно существующих радиотехнологий: GSM, UMTS, Wi-Fi, WiMax, HSDPA, LTE (ожидается, что они будут построены к 2010 году), 4G. Сети 3G, которые только появятся в нашей стране в 2008 году, по показателям скоростей морально устарели уже сегодня. Но на их стороне два важных преимущества: эволюционный путь развития существующей инфраструктуры (переход на суперновейшие технологии, скорее всего, будет гораздо дороже) и "заточенные" под массовый рынок 3G технические решения вендоров. Похоже, пока не стоит сильно переживать из-за того, что в России не приживается классическая модель MVNO. Но определенно стоит активно заниматься правовой базой "виртуалов" и разработкой новых услуг. С началом внедрения сетей 3G особенности нового витка технологического развития вкупе с проблемами "базового ресурса" сетей способны даже привести к коррекции модели виртуальных операторов.

Елена Покатаева

БИЗНЕС

Владимир Шульга, генеральный директор ООО "Народный Мобильный Телефон"

Для развития бизнес-модели MVNO нужно без дальнейшей задержки решить вопрос лицензирования с полной сетевой инфраструктурой, а также усилить генерацию новых услуг уже работающими в России MVNO-операторами начального уровня.

Юрий Домбровский, президент Ассоциации региональных операторов

Развитие сетей нового поколения и государственная поддержка предприятий среднего и малого бизнеса могут стать отправной точкой для развития индустрии MVNO в нашей стране: изменится ситуация с ценовой конкуренцией, появятся новые сложные неголосовые услуги, возможность широкого выбора.

Элдар Разроев, генеральный директор ОАО "Система Масс-медиа"

Регулятор должен разрешить MVNO. Это единственный реальный путь создания персонифицированных сервисов, которые нужны в сетях третьего поколения. MVNO позволяет реализовать новые взаимоотношения с клиентами, где важнее не количество сервисов, а их тонкая настройка на потребности клиентов.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера