Архив   Авторы  

Спасайте, кто может
Общество

В России за спасение горе-путешественников пока вынуждены платить рядовые налогоплательщики

Нынешняя туристическая осень выдалась по-настоящему горячей. Сначала страна с замиранием сердца следила за поисками пропавших в Китае российских рафтеров, а затем за спасением в Гималаях группы наших альпинистов. Но если в Индии целыми и невредимыми нашли всех, то в китайском Синьцзяне, несмотря на все усилия, спасти удалось лишь двоих из шести путешественников. Поиск и спасение соотечественников стоили их родным нервов, а государству - денег. Одна только операция по спасению рафтеров обошлась МЧС России в 250 тысяч долларов. Немудрено - десятки часов работы на вертолете, труд сотен людей, прочесывавших территорию. А сколько еще потратили китайские спасатели: счет за свои услуги они пока не выставили, но, между прочим, имеют на это полное право. Конечно, человеческая жизнь бесценна, с этим никто не спорит. Но проблема существует: россияне ринулись покорять самые отдаленные уголки планеты и в поисках приключений порой идут на неоправданный риск. А потом их приходится выручать из беды за казенный счет. И ведь не страна посылала их в героическую экспедицию, почему тогда обычные налогоплательщики должны из собственного кармана оплачивать чужие удовольствия?

Без страха и упрека

По данным экспертного совета по экстремальным видам спорта, ежегодно не менее миллиона наших сограждан уходят в туристические походы, покоряют горные вершины, сплавляются по бурным рекам - в общем, занимаются тем, что принято называть активным отдыхом. Увы, не всегда путешествие заканчивается благополучно. По статистике МЧС, на каждые 10 тысяч пеших туристов, путешествующих по спортивным маршрутам, приходится четверо погибших, на 10 тысяч лыжников - пять погибших, на 10 тысяч водных туристов - 15 погибших и на 10 тысяч альпинистов - 24 погибших.

И если с сорвиголовами, которым жизнь без риска не мила, что-то случается, искать и спасать их приходится за спасибо. Согласно Федеральному закону N 151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", расходы на любые спасательные операции МЧС покрываются из бюджета. С одной стороны, подобная забота государства о своих гражданах не может не радовать. Хорошо то, что спасателям безразлична толщина кошелька гражданина, попавшего в беду. Но тут, как на горной речке, есть свои подводные камни, о которые можно крепко удариться. Бюджет не резиновый, и денег на все не хватает. Например, на Кавказе - в регионе, больше всего привлекающем туристов, - в распоряжении МЧС сегодня имеются всего два вертолета. Место их постоянного базирования - Сочи. Дополнительные средства спасателям не помешали бы, а получить их можно за счет страхования туристов, как это происходит на Западе.

"В Швейцарии или Франции, где хорошо развиты горный туризм и альпинизм, спортсмены и отдыхающие связаны со спасательными службами через страховые компании, - рассказывает исполнительный директор Федерации альпинизма России Алексей Овчинников. - Люди оформляют полис, и все расходы в случае какого-либо происшествия берет на себя страховщик". В нагрузку к полису туристу выдают огромный свод правил и рекомендаций спасателей - это одно из условий договора со страховщиком. Попробуй их нарушить, и о возмещении убытков, связанных с проведением спасательной операции, придется забыть, а вся ответственность - в первую очередь материальная - ляжет на плечи нерадивого экстремала. Надо ли говорить, что такие меры остужают даже самые горячие головы.

Но в России до реализации подобной схемы пока далеко. И дело не только в туристах, которые не горят желанием тратить лишние деньги на страховку. "Многие люди, проводящие отпуск в горах, с радостью страховались бы, чтобы иметь большую уверенность в своей безопасности", - уверяет Андрей Лебедев, горный турист со стажем, член турклуба Московского авиационного института, но "страховщики ввязываться в спасательные операции не торопятся".

Корреспонденты "Итогов" пообщались с представителями пяти крупных страховых компаний и выяснили, на какую страховую защиту может рассчитывать человек, который выезжает, например, на известный курорт Шамони во Франции для занятий горным туризмом и альпинизмом. Оказалось, что компании готовы застраховать вашу жизнь и медицинские расходы за границей. Страховая сумма для экстремалов, скорее всего, будет устанавливаться по договоренности с клиентом. В любом случае полис, предусматривающий активный отдых, обойдется примерно в полтора раза дороже обычного туристического.

Но если потребуется проведение спасательной операции, то ее страховщик оплачивать не будет. Только в одной компании подтвердили возможность возмещения затрат на вертолет. Однако, как рассказал "Итогам" автор книги "Дорога на Килиманджаро. Путешествие по московскому меридиану" Николай Носов, во время выездов за границу он постоянно страхуется в одной и той же компании и тем не менее уже имел печальный опыт - однажды ему отказались оплатить услуги спасательного вертолета, несмотря на соответствующий пункт в договоре. И все потому, что клиент не смог доказать "факт обоснованности вызова вертолета" (то есть риска для жизни).

Рассчитывать на то, что между экстремалом и спасателями в скором времени появится звено в виде страховой компании, пока не приходится. Значит, необходимо другое решение.

Воспитывать будете?

После трагедии в Китае заговорили о необходимости воспитательной работы в среде экстремалов. "Для того чтобы решить проблему безопасности экстремального отдыха, надо остановить, грубо говоря, беспредел безбашенных людей, - считает заместитель директора департамента оперативного управления МЧС России Андрей Легошин, - также следует развивать систему передачи опыта, которая может быть реализована только в туристических клубах".

Увы, сегодня все правила, существующие для экстремальных туристов, носят рекомендательный характер. "В структуре туристического ведомства есть маршрутно-квалификационная комиссия, которая является регистрационным органом, - рассказывает инструктор турклуба "Удан" Татьяна Крамцова, - в нее группа представляет план своего маршрута за месяц до планируемого похода, защищает его. Инструктор группы должен иметь соответствующую квалификацию". Альпинисты стоят особняком и свои планы сверяют с Федерацией альпинизма России. Впрочем, даже если комиссия не одобрит маршрут или забракует неквалифицированного инструктора, группа, наплевав на все запреты, может отправиться в поход. Что зачастую и происходит. И в случае непредвиденных обстоятельств ее все равно будут спасать, причем не друзья-товарищи. По суровым неписаным законам экстремального туризма иногда приходится жертвовать одним человеком, чтобы не погубить всю группу - такая практика, например, распространена при восхождении на Эверест. И соответственно, на выручку брошенному одиночке уже должны спешить профессионалы из МЧС - они в любом случае обязаны это сделать.

Конечно, большинство туристов идет несложными маршрутами, их цель - провести отпуск на природе в кругу родных и знакомых. "С такими группами редко происходит что-либо непредвиденное, так как они не стремятся покорить вершины или пройти доселе неизведанными путями", - объясняет Андрей Лебедев. Но есть и другая группа экстремалов - тех, которые как раз стремятся забраться на самые высокие и сложные стены, покорить маршруты высших категорий сложности, при этом не обращая внимания ни на предостережения спасателей, ни на погодные условия. В свое время эти люди, может быть, даже учили правила безопасности и знакомы с нюансами поведения в горах, на воде или под водой. Тем не менее они нередко пренебрегают соображениями безопасности. Взять, к примеру, трагедию, которая произошла с альпинистами в марте этого года в Безенги, когда один человек погиб, а еще один получил серьезные повреждения. Известно, что на покорение вершины Джангитау Безенгийской стены группа из трех человек пошла, несмотря на предостережения спасателей. О несчастном случае, произошедшем с альпинистами, стало известно лишь благодаря радиолюбителю, который совершенно случайно поймал сигнал бедствия на свой приемник и передал его горноспасателям.

Рафтеры, пропавшие в Китае, проходили регистрацию в маршрутно-квалификационной комиссии. Однако, со слов спасенного участника сплава Александра Зверева, маршрут оказался чересчур сложным. По его мнению, если бы они не перевернулись в тот день, то это могло произойти на следующий. Группа словно была запрограммирована на трагедию.

Президент Федерации альпинизма России Андрей Волков в связи с этим говорит о необходимости разработки мер для повышения ответственности самих экстремалов. По его мнению, есть два способа регулировать их действия. Первый - ввести ряд запретительных мер и не пускать людей на опасные участки гор или рек. Но кто этим займется? Милиция? МЧС? По словам Андрея Легошина, МЧС не может запретить туристам то или иное восхождение - разве только потребовать зарегистрироваться.

Впрочем, радикальные меры с запретами вряд ли остановят охотников за адреналином. Напротив. "Любое запрещение лишь породит коррупцию среди сотрудников контролирующих органов, - считает Алексей Овчинников. - Нужно сделать так, чтобы каждый человек, подвергая опасности не только свою жизнь, но и спасателей, которые будут вынуждены оказывать помощь, знал, что его ждет как минимум материальная ответственность в случае нарушения определенных правил".

Другой способ - построение совершенно новой системы отношений между экстремалами и спасательными службами. И желательно, чтобы она была закреплена законодательно - сегодня экстремальный туризм отдельной строкой в законе о туризме не упоминается вообще. Когда в прошлом году Федеральное агентство по туризму вносило в закон поправки, Федерация альпинизма предлагала включить в текст главу, посвященную экстремальным видам спорта. Предполагалось перенять западный опыт в том плане, чтобы рискованными приключениями занимались саморегулируемые организации, состоящие из опытных спортсменов и инструкторов. Получив определенные полномочия, подкрепленные нормативной базой, - пускать не пускать, устанавливать требования к квалификации, проверять оборудование, - они могли бы осуществлять контроль и в непредвиденных случаях брать на себя ответственность, взаимодействовать с теми же спасателями. В том же Шамони подобная схема работает без сбоев много лет. Возможно, последние трагедии подтолкнут и отечественных законодателей к более решительным шагам. Если поведение экстремала и наказание для него прописать в нормативных документах, он лишний раз подумает, стоит ли выходить на сложный маршрут. А там, глядишь, и у страховых компаний появится интерес к надежным и ответственным туристам.

Владимир Крючков, Настя Резниченко

ПРАКТИКА

В поисках приключений

На Западе уже давно в ходу специальный термин - приключенческий туризм. Человека, собирающегося в экстремальное путешествие, никто не заставляет страховаться, но уровень самосознания у европейских туристов таков, что они обязательно прибегают к услугам страховых компаний. Тем самым клиент показывает, что не склонен к безрассудному риску. Помимо спецстраховок западный турист-экстремал, как правило, оснащен устройствами, помогающими быстро определить его местонахождение. К таким устройствам относится аварийный радиобуй, сигнал от которого через пять минут поступает в космическую систему поиска и спасения (КОСПАС). Кстати, снаряжение берется с собой из прагматичных соображений - в страховом полисе особо оговаривается, что если правила безопасности не были соблюдены, то он недействителен.

К примеру, в семье моих израильских друзей дочь-альпинистка при восхождении сорвалась и получила тяжелейшие травмы (переломы рук, бедра, повреждение позвоночника). Для ее спасения была организована серьезная операция с участием армейского вертолета. Девушку доставили в больницу, где она лечилась в течение нескольких месяцев. Честно говоря, помимо состояния здоровья дочери, родителей волновал и вопрос: кто заплатит за дорогостоящую спасательную операцию? Ведь у девушки имелась только медицинская страховка, хотя и оформленная в компании, которая специализируется на экстремальном туризме. Изучив все обстоятельства - туристка не нарушила правила безопасности, совершала восхождение в группе, а случай действительно страховой (сорвалось крепление на канате), - компания взяла на себя все расходы по транспортировке и лечению. Кстати, за рубежом страховые фирмы предоставляют годовые туристические полисы - они выгодны как раз тем, кто занимается экстримом.

Тамара Крыськова

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера