Архив   Авторы  

Небеса в кармане
Искусство

"Сегодня мы рискуем потерять высокие образовательные стандарты. Министр Фурсенко желает сделать систему музыкального образования не трех-, а двухступенчатой. На качестве исполнения это скажется трагически. Вот на конкурсе Чайковского в последний раз не нашли кандидата на первую премию в фортепианной номинации. И это в стране, где была прекрасная фортепианная школа", - сетует Владимир Федосеев

На Западе Владимира Федосеева считают одним из самых незаурядных русских дирижеров. В этом году маэстро отметит пятидесятилетие творческой деятельности. Начинал Федосеев с оркестра русских народных инструментов Центрального телевидения и Всесоюзного радио, а затем перешел в симфонические и оперные сферы. И уже более тридцати лет руководит он Большим симфоническим оркестром, придав ему неповторимое - "теплое", "шелковое", как пишут критики - звучание. Мусоргский, Глинка, Глазунов... А с другой стороны - Моцарт, Бетховен, Малер... Таков нынче репертуар БСО. При этом Федосеев успевает дирижировать несколькими западными оркестрами, да и о хоровой музыке не забывает (любимый коллектив маэстро - австрийский хор Singverein, который скоро приедет в Москву). О своих музыкальных и немузыкальных привязанностях Владимир Федосеев рассказал в интервью "Итогам" .

- Владимир Иванович, с юбилеем! С чего бы начать, чтобы не повторить вопросы своих коллег?

- Даже не старайтесь! Все, что могли спросить, уже спросили, и не раз. Давайте я вам сам расскажу о том, что люблю в музыке и в жизни.

- Разумеется, ваша супруга Ольга Доброхотова здесь на первом месте?

- Конечно. Она всю жизнь мне помогала, плечо чувствовал рядом всегда. Я же весь в музыке, за пультом, на все времени не хватает.

- Знаю, когда-то ваша жена вела на ТВ передачу о классике, а потом перестала. Почему?

- В конце 80х музыкальное руководство на телевидении вызвало ее на разговор. В директивном порядке было сказано: "Ольга Ивановна, переходите на программы легкой музыки. Так надо". А она отказалась: "Не сильна в этом жанре и не хочу". Конечно, она очень тяжело пережила вынужденный разрыв с ТВ.

- Видно, так уж руководство классику любило, что разлюбило в один день. Да и теперь страсть как любит. Думаю, вторая ваша любовь - БСО, о котором на Западе говорят: "последний бастион симфонической культуры". Гордитесь?

- Конечно. Тем более титул этот нам дал главный критик Вены. Но в этот результат пришлось много труда вложить. И разрушить кое-какие стереотипы.

- Какие?

- Еще в советское время про всех нас говорили: "Русские хорошо играют, мощно. Но очень по-русски". Знаете симфонию N 3 Шумана, которая называется "Рейнской"? Писали, что "Рейнскую" симфонию мы играем как "Волжскую". И другие наши оркестры тоже. "А что для вас значит по-русски?" - спросил я одного немецкого корреспондента. "Ну, по-русски, - говорит, - это значит очень громко, медь такая звучная".

- И сейчас ведь говорят: Чайковского должны исполнять только русские, а Моцарта - только немцы.

- Говорят, но не про всех. БСО, например, этот вопрос с повестки дня снял. Каким образом? Мы ехали в Бонн, где родился Бетховен, и там играли Бетховена и Малера. Ехали в Зальцбург и там с триумфом играли Моцарта. Критика восторженная, нареканий нет. Если надо показать силу - по-русски это или нет, не важно, - мы это делаем. Но это еще не все. Можно, конечно, облечь Бетховена в тяжелый медный штрих, не найдя в нем иных чувств, тогда это будет "по-русски", даже "по-чайковски". Но мы играем английскую музыку далеко не "по-русски", а действительно по-русски. Так что по отношению к БСО презумпция русского исполнения отменена навсегда. Кстати, эти понятия - "русское", "немецкое" - в данном случае не очень уместны по отношению к исполнительскому искусству. Вот Бетховен. Я считаю, он - не немецкий композитор. Знаете, как немцы говорят австрийцам? Отдайте нам Бетховена, а себе возьмите Гитлера. Потому что Гитлер родился около Линца, в Австрии. Бетховен - в Германии, в Бонне, но он скорее австрийский... И, кстати, абсолютно современный композитор.

- Почему?

- Эта лирика никогда не устареет, как и Моцарт. В ней - общечеловеческие и вневременные идеи и их гениальные высказывания. Знаете, как о них говорят? "Бетховен на небесах, а у Моцарта небеса в кармане". Таких явлений в культуре немного. Вот Тосканини и Фуртвенглер остались гениями на все времена. Происходит естественный отбор. Ведь когда-то Сальери был популярнее Моцарта. Конечно, это ошибка времени. Хотя забыть Сальери - тоже неправильно. Только сейчас начали его изредка исполнять.

- Давайте теперь о ваших друзьях из хора Singverein, которых вы привезете в Москву в октябре. Им исполняется полтора века, не так ли?

- Да, Singverein - потрясающее явление. Хотя в нем не так много профессиональных певцов. Зато это удивительно преданные музыке люди. Они работают кто где, а после работы идут на репетиции, и не устают, и с восторгом работают. Настоящие энтузиасты, таких у нас мало. Вообще, сказать по правде, хороших хоров у нас все меньше.

- Когда-то хор Пятницкого гремел, теперь же вся хоровая музыка в загоне. "Народники" - это архаика, лубок. А на Западе популярность фольклорных ансамблей растет. Как всегда, отстаем?

- Именно. "Архаика", "лубок" - так могут говорить только незнающие люди. На Западе публика свободна от стереотипов, поэтому хоровая музыка там ценится очень высоко и упреков в "замшелости" не вызывает. Вот и Singverein всеми любим. В Вене есть знаменитый хор мальчиков, есть замечательные хоры у басков в Испании. Нет-нет, там это искусство не потерялось. А мы, как обычно, что имеем, не храним. Слава богу, и у нас есть еще Академия хорового искусства. Ведь ансамблевое пение в России - не просто искусство, а образ жизни. Потому что культура наша песенная, хоровое, литургическое начало - в генах.

- Может, оттого и караоке у нас так любят. Это советский масскульт отбил охоту к настоящим хорам?

- Неправда. В советские времена хоровое дело высоко стоялоЙ Так можно забыть о Пушкине и Рублеве на том основании, что они творили во времена крепостного права... Обидно, что в общеобразовательных школах потеряны хоровые классы. И вообще мы сегодня рискуем потерять высокие образовательные стандарты. Министр Фурсенко желает сделать систему музыкального образования не трех-, а двухступенчатой. Хочет все унифицировать, чтобы было как на Западе, где вообще нет среднего музыкального образования - школа и потом консерватория. На качестве исполнения это скажется трагически. Вот на конкурсе Чайковского в последний раз не нашли кандидата на первую премию в фортепианной номинации. Нет достойных. И это в стране, где была прекрасная фортепианная школа.

- Мрачную картину рисуете, Владимир Иванович. Отчего все у нас не слава богу?

- От неправильности ориентиров. Оттого, что решения в сфере культуры принимают непрофессионалы, все решают деньги. Оперы нужно ставить "на исполнителя", смотреть, какие силы есть в театре. А не подбирать под готовый проект.

- Проектный подход диктует скоротечная мода?

- Наверное. Эффектным быть проще, чем эффективным. Но вот вывез Большой театр своего старого "Бориса Годунова" режиссера Баратова - и был триумф. Я на Западе поставил много наших опер: "Сказание о невидимом граде Китеже", "Хованщину", "Пиковую даму", "Жизнь за царя". И знаю спрос на русскую оперу. А ведь это наш культурный капитал. Необходимо умно им распоряжаться, то же - в балете.

- А современные модерновые постановки не жалуете?

- Я считаю, что они допустимы в экспериментальном театре. Но государственные театры должны быть оплотом традиции, высокого академизма. Если я живу в Японии, но хочу услышать настоящего "Князя Игоря" или "Жизнь за царя", я должен ехать в Москву. Хочу услышать настоящую "Кармен" - еду в Париж. К сожалению, сейчас много непрофессиональных режиссеров, которые к музыке не имеют отношения - они забавляют публику разными сценическими трюками, далекими от авторского замысла. В "Золотом петушке" царь Дадон гоняет на мотоцикле. Или вот как-то я оказался на "Иване Сусанине". Там Иван Сусанин с сыном и дочкой пьют водку из бутылки. Режиссер явно истощил фантазию: что бы такое придумать, чтобы меня запомнили? И использовал штамп: русские - значит водка.

- На режиссерское самодурство все музыканты жалуются. А что делать?

- Не знаю. Я бы предложил провести международную конференцию с участием директоров театров, дирижеров и режиссеров, певцов, чтобы определить критерии, допустимые при постановках в государственных театрах. В экспериментальном театре - пожалуйста, ищите.

- Давайте опять о любви. Вы любите рассаживать первые и вторые скрипки по разным сторонам сцены. Почему?

- Это дает объемное звучание, округлость. Контрабасы тоже в нетрадиционной позиции - ровно сзади оркестра - так они обогащают весь оркестр низким бархатом. Конечно, играть "кучей" легче, когда соседа видно и слышно. Зато качество общего звука проигрывает. Но если мы хотим держать свою марку, надо идти трудными дорогами. Так мы добиваемся того, что называют "единым звучанием", "полным, гибким звуком". Так я и с венцами работаю. Потом уеду - они в зависимости от другого дирижера или из-за отсутствия подобных задач, требований играют по-другому.

- А еще вы публику любите, Владимир Иванович. На ваши концерты самые дешевые билеты.

- Ну, с этой целью мы и Общедоступный абонемент "воскресили". Это ведь еще Николай Рубинштейн так привлекал слушателей.

- На одном "классическом форуме" я встретил вот такое высказывание: "Высокое искусство - везде роскошь, а не гуманитарная помощь для когда-то образованных старушек с зонтиками. Это - не вопрос справедливости или несправедливости, а просто так устроена жизнь".

- Оскорбительная идея и для публики, и для исполнителя. Мы такого не допускаем. Классика потому и классика, что существует для всех и навсегда. Само противопоставление - пошлость: "роскошь, гуманитарная помощь". С такого "высока" никогда не станет говорить человек, к культуре относящийся. Конечно, билеты в Венскую оперу стоят 250 долларов - но театр популярен среди туристов. В нем есть и "стоячие" места, и дешевые - в ложах. К нам приезжают действительно звезды, мы им объясняем идею общедоступных концертов, и они уменьшают гонорар. Правда, с Чечилией Бартоли не получился пока контакт, менеджмент певицы просит очень высокие гонорары. Ничего не поделаешь, подождем ее.

- А в отношении репертуара такой популизм оправдан?

- Нет, тут музыкант хозяин, хотя какие-то компромиссы возможны. В Англии, например, родилась и продолжает жить традиция променадных концертов. Вначале увертюра к "Кармен", которая у всех на слуху, в середине помещают, допустим, Бриттена или более современную музыку. А "на закуску" опять что-нибудь популярное. Публика довольна.

- И последнее. Неужели вы и коллег любите?

- Многих. Но хочу сказать о том, кто недавно от нас ушел, - о Лучано Паваротти. Когда впервые увидел его, было ощущение, что земля выбросила из глубин какой-то громадный изумруд. Величайший певец. Но не все знают, что он был еще и уникальной личностью. Лучано очень любил жизнь - праздники, еду, женщин - что ж, это нормально для художника. Приезжал на репетиции с "походной кухней", в которой лежало несколько видов пасты и всякие сладости. Однажды при мне он вышел на репетицию "Реквиема" Верди со стаканом льда. Мы удивились. Оказывается, у Паваротти воспалились связки - и чтобы не отменить концерт, надо было снять отек таким способом. Для него было на сцену выйти - все равно что стихи написать. Вот если бы мы все так пели, играли и дирижировали, многое в музыкальном мире было бы по-другому.

Евгений Белжеларский
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера