Архив   Авторы  

Импортер
Искусство

"Когда мы подступались к проекту, русская мафия в Лондоне представлялась мне мутной и малопонятной гиперболой. Но завершающий этап съемок совпал по времени с огромным скандалом вокруг отравления Литвиненко. Все оказалось очень рядом и очень страшно", - признался "Итогам" режиссер картины "Порок на экспорт" Дэвид Кроненберг

Загадочная и непобедимая русская мафия добралась-таки до британских морей. Триллер "Восточные обещания" канадца Дэвида Кроненберга, переименованный для российского проката в "Порок на экспорт", повествует о злодействах наших бандитов в туманном Альбионе. Автор "Мухи", "Видеодрома", "Обеда нагишом" и "Оправданной жестокости" не пожалел красок для изображения брутальных парней с Востока, по сравнению с ними сицилийские мафиози выглядят сущими дошколятами из песочницы. На недавнем престижном кинофестивале в Торонто "Порок" получил приз зрительских симпатий. Тут же поползли слухи о шансах на оскаровские номинации для самого постановщика и для исполнителей главных ролей - Виго Мортенсена и Наоми Уоттс. Корреспондент "Итогов" расспросил Дэвида Кроненберга о его кинокриминальных изысканиях.

- В вашем фильме собран интернациональный актерский ансамбль - полудатчанин-полуамериканец Виго Мортенсен, француз Венсан Кассель, англоавстралийка Наоми Уоттс, немец Армин Мюллер-Шталь, поляк Ежи Сколимовски, ирландка Шинед Кьюсак. Но позвольте: почему в фильме о русских в главных ролях нет ни одного русского?

- Поверьте, я бы мечтал снять русских актеров. Нет, серьезно! В России есть выдающиеся исполнители, которых я с превеликим удовольствием пригласил бы сниматься. Но бюджет картины составил 27 миллионов долларов, и мне позарез нужно было имя, способное продать фильм. Увы, на западном рынке нет ни одного актера из России, имя которого имело бы маркетинговую ценность. И еще: я могу заблуждаться, но я не знаю ни одного вашего актера, свободно говорящего по-английски. Для меня принципиально иметь в ходе съемок возможность свободного общения с исполнителями без переводчика. Я просмотрел нескольких русских актеров. Должен признаться - их английский оставлял желать много лучшего, некоторых я просто не мог понять.

- Но ведь русские в фильме между собой говорят по-русски. Что лично у меня вызывает улыбку и, не скрою, недоверие...

- Конечно, пришлось помучиться, чтобы американцы и западноевропейцы научились и произносить фразы по-русски, и имитировать русский акцент. У Виго, например, это очень здорово получилось.

- Вы теперь пугаете зрителя не мутациями живых организмов и техногенными кошмарами, а вполне узнаваемым криминалом. Вот уже второй раз - после "Оправданной жестокости" - уголовная коллизия выходит на первый план. С чем это связано?

- У меня нет рационального объяснения. Мне просто понравился сценарий Стивена Найта, который вам наверняка известен по "Грязным прелестям". Но с творческой точки зрения не вижу ничего общего с "Оправданной жестокостью". Да, Виго опять гангстер, но не американский, а русский. Вообще, это чисто европейская история, типичный film noir.

- Почему вы вновь пригласили Виго Мортенсена?

- Он мне заплатил кучу денег, а я склонен к получению взяток (смеется). Если серьезно, я обожаю Виго. У нас с ним полнейший альянс, тотальное взаимопонимание. Когда я позвонил ему с предложением роли, то упомянул, что читаю "Бесов" Достоевского в новом переводе. А он мне: "А я только что закончил читать "Бесов" - в том же переводе!" В сложной сцене в бане, где он голый сражается с двумя подосланными киллерами, все получилось так, как я хотел, только потому, что Виго мне полностью доверился. Я исповедую экзистенциальное отношение к человеческому телу. Мне было важно, чтобы герой предстал перед зрителем в первородном виде. И Виго не побоялся фронтальной наготы. Настоящий смельчак! Он вообще перфекционист, каких поискать. Стал спецом по русской уголовщине, отточил сибирский акцент. Из поездки в Россию привез четки, сделанные в тюрьме из расплавленных пластмассовых зажигалок. А свой трейлер на съемках украсил русскими иконами. Кстати, именно Виго нашел книжку "Русские уголовные татуировки", откуда мы почерпнули технологию и теологию.

- Да, незабываемый кадр - голый Мортенсен, испещренный татуировками с головы до пят.

- Знаете, сколько их на нем? Сорок три сюжета - череп, тигр, звезды, Дева Мария, змея, скорпион, корабль, церковь, крест, кошка, колючая проволока, канделябр, ангел, Иисус, ворон, не помню что еще. Да, и еще дюжина блатных мудростей. Для этого кадра мои помощники мучили Виго целых четыре часа, нанося ему татуировки. Фальшивые, конечно (смеется).

- Фамилия Лужин - поклон Набокову?

- Да, конечно. В сценарии у героя было только имя, Николай. А я дал ему хорошую фамилию.

- Чем вообще вас привлекла русская тема?

- Когда мы подступались к этому проекту, я прочитал книжку Вадима Волкова "Силовое предпринимательство". Суховатый социологический анализ экономического развития России после распада Советского Союза, но суть интригует. На дымящихся развалинах коммунизма возникает жестокая, злая, агрессивная форма капитализма. Тут начинаешь лучше понимать Маркса, родовую связь начальной фазы капитализма с криминальным бизнесом. Граница между ними размыта. На Западе капитализм после четырех веков развития облагородился, выработав механизм самоконтроля, систему сдержек и противовесов. Так что сегодня западная экономическая система в значительной степени гуманизирована. Но начальная стадия всегда полууголовная, хищническая, бесчеловечная. И этот бизнес, как и любой другой, склонен к экспансии. Криминалитет спешно глобализуется, объединяя в одну нестройную бригаду русских, чеченцев, азербайджанцев, турок, албанцев. Конечно, в этих группировках остаются неискорененными застарелая межэтническая вражда и подозрения в крысятничестве, чреватые кровавыми разборками. Для кинодраматургии это все острейший благодатный материал.

- Как вы в нескольких словах можете охарактеризовать русскую мафию, о которой столько разговоров?

- Когда мы подступались к проекту, русская мафия в Лондоне представлялась мне мутной и малопонятной гиперболой. Но завершающий этап съемок совпал по времени с огромным скандалом вокруг отравления Литвиненко. Неожиданно для нас русский вопрос, в таком чисто демоническом ракурсе, вышел на первый план мировых новостей. Все оказалось очень рядом и очень страшно. Члены моей съемочной группы жили в Лондоне менее чем в одном квартале от того места, где отравили Литвиненко. Березовский владеет зданием совсем рядом с домом, где остановились Венсан Кассель и я. Там, кстати, нашли следы полония. Во время наших передвижений по Лондону мы то и дело сталкивались с антирадиационными подразделениями полиции в специальных защитных комбинезонах.

- У вас организованная преступная группировка выходцев из бывшего... Советского Союза, орудующая в Лондоне, называется Vory v Zakone. Вряд ли такое самоназвание ОПГ могло иметь место в реальности.

- (Запальчиво). Но я своими ушами слышал, как они себя так называют! Готовясь к съемкам, мы узнали, что еще в царское время существовали преступные группы в России, окружавшие свою деятельность завесой глухой секретности. В советское время любое частное предпринимательство считалось незаконным, и секретность теневого бизнеса являлась условием его выживания. Виго раздобыл и показал нам документальный фильм своей подруги Аликс Ламберт "Каинова печать", снятый в российской тюрьме строгого режима лет восемь назад. Там камеры так переполнены, что заключенным приходится сидеть и спать по очереди. Старый зэк - ему семьдесят лет, из которых пятьдесят он провел за решеткой, - жалуется, что пришло новое поколение беспредельщиков, которые плюют на понятия, на кодекс воровской чести, на иерархию татуировок. Эти люди отказываются от семьи, от гражданской жизни, никогда не служат в армии и полиции. Для них существует только уголовное братство. Деньги, которые они зарабатывают уголовщиной, складывают в фонд и тратят на помощь тем, кому меньше повезло. И они называют себя "ворами в законе".

- Ну, допустим. В будущем году вам предстоит ставить оперу по мотивам вашего знаменитого фильма "Муха" в Париже и Лос-Анджелесе. Я где-то прочитал, что студия Fox Searchlight Pictures замышляет ремейк "Мухи", причем без вашего участия. Какие эмоции вы испытываете в этой связи?

- Никаких. Я об этом просто не слышал. Знаю, кто-то собирался делать ремейк "Сканнеров". В таких случаях дышу ровно, нисколько не волнуюсь, не возмущаюсь и не завидую.

- В последние годы копирование старых сюжетов стало настоящей эпидемией. Как в принципе вы относитесь к ремейкам?

- Я был бы лицемером, если бы стал эту тенденцию осуждать. Ведь моя "Муха" тоже ремейк, нисколько не принижающий оригинальный фильм 1958 года. Но мания повторов нередко доходит до маразма. За последние месяцы мне предложили сделать ремейки норвежского, тайского, французского, японского, южнокорейского фильмов. Некоторые из них довольно новые, они успешно прокатывались в своих странах и языковых зонах. Но почему надо обязательно все, даже хорошее, переснимать на английском? В этом есть какая-то вопиющая несправедливость. Очень грустно, что Бертолуччи, например, вряд ли в будущем снимет хотя бы один еще фильм на итальянском языке, а Люк Бессон почти наверняка не вернется к французскому. Требования мирового рынка неумолимы: диалоги на английском и узнаваемые звезды в главных ролях. Я тоже вынужден играть по правилам.

Нью-Йорк

Олег Сулькин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера