Архив   Авторы  

По-соседски
Вокруг России

"На границе Финляндии и России нужно как можно скорее развивать систему "зеленого коридора", где все документы, необходимые для импорта и экспорта товаров, существуют в электронном виде, а вопросы оформления решаются предельно быстро", - считает посол Финляндии в России Харри Хелениус

Кадры гигантской пробки из грузовиков у КПП на российско-финской границе уже стали хитом мировых телеканалов. Чья таможня не дает добро? Кто виноват и что делать? На эти традиционно русские вопросы относительно сегодняшних "заторов" в отношениях между Москвой и Хельсинки ответил посол Финляндии в России Харри Хелениус в ходе круглого стола в редакции "Итогов".

- Г-н посол, финские таможенники недавно предложили временно перекрыть для грузового транспорта границу с Россией - с тем чтобы привлечь внимание к заторам на пунктах пропуска, возникающим из года в год. Где, по-вашему, выход из ситуации?

- Главная беда в том, что процесс оформления на российской стороне границы слишком медленный - и таможенный, и пограничный. На границе Финляндии и России нужно как можно скорее развивать систему "зеленого коридора", где все документы, нужные для импорта и экспорта товаров, существуют в электронном виде, а вопросы оформления решаются предельно быстро. В принципе такая система уже работает, но лишь для некоторых самых известных и крупных компаний. Пропуском тут является их безупречное коммерческое реноме, проверенное временем. Надо сказать, развитие инфраструктуры вообще является одним из самых больших вопросов в отношениях между Финляндией и Россией. И это не только грузовики, но и железные дороги, и авиация, и энергетическая инфраструктура.

- Тем не менее Еврокомиссия подготовила документ, отсекающий от энергосетей Европы компании стран, наложивших табу на добычу своих энергоресурсов европейскими фирмами. Из Брюсселя также раздалось требование разделить крупнейшие энергетические компании на производящие, транспортные и сбытовые, в том числе "Газпром". Что вы думаете о перспективах этого проекта?

- В Финляндии этот проект не вызвал особых дебатов. Что касается лично меня, то и я не вижу в нем ничего плохого. В ЕС уже много лет обсуждается вопрос о необходимости развивать внутренний рынок энергии, сделав его более открытым для разных типов предприятий. Так что этот законопроект не стоит рассматривать как ответ на политику России.

- В норвежских компаниях, добывающих газ в Европе, никакого деления на составляющие не наблюдается. Двойной стандарт?

- Норвегия не является членом ЕС.

- Но ведь Россия тоже не член ЕС...

- То, что вы делаете в России, - ваше суверенное дело. А то, что происходит с газовым рынком Европы, это суверенное дело Европы. ЕС руководствуется стремлением гармонизировать разные подходы в газовой сфере.

- Иными словами, всем крупным газовым компаниям Европы придется разделиться?

- Добыча, распределительная сеть и сбыт должны быть отделены друг от друга, и это, естественно, касается всех.

- И все же решение об ужесточении доступа к энергетической инфраструктуре ЕС, затрагивающее в первую очередь российские компании, вызрело на фоне явно натянутых отношений между Россией и Евросоюзом. Не кажется ли вам, что такой подход способен еще больше снизить градус этих отношений?

- Думаю, по этому вопросу и у вас, и у нас сложилось не совсем правильное впечатление. На практике ЕС и Россия - очень близкие партнеры. Это партнерство на конкретном уровне идет весьма удачно: растет экономическое сотрудничество, в первую очередь - в сфере энергетики, экспорта промышленных товаров из ЕС в Россию, инвестиций в Россию. У нас много общих интересов, где мы активно работаем вместе - это и борьба против терроризма, и сотрудничество в области науки и технологии. Конечно, у нас есть проблемы, главная из которых - необходимость нового стратегического договора о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Я вижу, что у ЕС и России есть прочный фундамент взаимоотношений, хороший опыт сотрудничества. Имеются и так называемые дорожные карты, предусматривающие конкретные интеграционные шаги в различных областях. И надо лишь выбрать подходящий момент для начала конкретных переговоров по новым соглашениям. Нынешние трения по конкретным торговым вопросам не должны закрывать стратегическую перспективу - ее надо просчитывать на годы вперед.

- Финляндия не всем довольна в области торговли с Россией. К примеру, финские лесопромышленники, болезненно воспринявшие повышение пошлин на экспорт круглого леса из России, грозят ей проблемами при вступлении в ВТО.

- Мы уже много лет поддерживаем полноправное членство России в ВТО. Лес - это совсем другой вопрос. Инвестиции из Финляндии в лесной сектор России сейчас составляют примерно миллиард евро, развивается три проекта по строительству крупных деревообрабатывающих комплексов в России. Но все это стартовало до того, как встал вопрос о повышении экспортных пошлин на российский круглый лес. Ведь если для России экспорт круглого леса - лишь часть сектора развития лесной промышленности, то для нас это центральный вопрос, имеющий огромное значение. Мы активно ведем переговоры с Россией по этому поводу, и этот вопрос, как принципиальный, поднимается в Еврокомиссии.

- Насколько активно российский бизнес вкладывается в Финляндию?

- Конкурентоспособность финской экономики достаточно высокая. Основную долю нашего экспорта составляет высокотехнологичная продукция. Но это не означает, что наша страна не нуждается в иностранных капитальных вложениях. И они есть, правда не в тех масштабах, в каких нам хотелось бы. Дело в том, что среди инвесторов у нашей страны сложился имидж экономики, инвестиции в которую не приносят существенной прибыли. Может быть, они считают высокими наши налоги. Хотя, наверное, проблема заключается в том, что Финляндия находится достаточно далеко от основных европейских рынков.

Много у нас и фирм с российским капиталом. Правда, в большинстве своем они достаточно мелкие и занимаются в основном экспортно-импортными операциями - покупают товары в Финляндии и везут в Россию. В последние годы товарооборот между нашими странами увеличивается, в том числе и благодаря им. Что касается крупного бизнеса, то навскидку я могу вспомнить лишь два проекта. Это покупка нефтяной компанией "ЛУКОЙЛ" сети заправочных станций в нашей стране, плюс "Норильский никель" не так давно инвестировал средства в один металлургический комбинат. Вот, пожалуй, и все. Но мы надеемся, что процесс взаимной экономической интеграции наших стран будет идти по нарастающей. И мы открыты для российских инвестиций.

- И вновь - о газе. В то время как Эстония, сославшись на экологию, запретила постройку газопровода Nord Stream в своем экономическом пространстве, Финляндия дает понять, что не против его прокладки по своей территории. Хельсинки не тревожат соображения экологии?

- Северо-Европейский газопровод в Финляндии, как и в Брюсселе, считают важным проектом энергетической инфраструктуры, который создаст новую артерию доставки газа в страны ЕС. Решения же о прохождении газопровода через территории стран ЕС или их экономические зоны должны принимать правительства этих государств. Так что отказ Эстонии в доступе к ее экономической зоне для строительства Северо-Европейского газопровода - ее суверенное дело. Конечно, по части экологии вопросы остаются, но в этой области уже накоплен немалый опыт, в частности при прокладке "Голубого потока". Так что, думаю, эти проблемы решаемы.

- Господин посол, информация о юридических претензиях к России 88 бывших владельцев объектов недвижимости на Карельском перешейке вызвала большой резонанс. Каковы, по вашему мнению, перспективы у этой тяжбы?

- На правительственном уровне вопрос о пересмотре Парижских соглашений (определивших границу СССР и Финляндии. - "Итоги") никогда не поднимался. Все, о чем вы говорите, - это инициатива частных лиц. Если у кого-то имеются имущественные претензии, то почему бы не попробовать отстоять их в российском суде или в соответствующих международных органах?

- Между тем с российской стороны тоже имеются имущественные претензии. Так, в 1943 году финскими войсками были вывезены из Заонежья около 900 старинных икон. Через год их возвратили, но не в полном объеме. Можно ли ожидать, что оставшиеся в Финляндии реликвии вернутся в Россию?

- Насколько мне известно, наши православные церкви совместно обсуждали этот вопрос. Решение о возвращении, по моей информации, принято не было.

- Как известно, российские туристы обожают ездить в Финляндию, как, впрочем, и финские к нам. Есть ли какие-то претензии к нашим туристам в вашей стране?

- Напротив, русские туристы стали очень популярны. Во-первых, жителям юго-востока Финляндии они обеспечивают весомую добавку к семейному бюджету. Во-вторых, ваши национальные праздники не совпадают с нашими, и русские туристы приезжают на наши популярные курорты, скажем в Лапландии, когда сами финны оттуда уезжают. В-третьих, русские туристы очень хорошо себя ведут - приезжают с семьями, друзьями, спокойно наслаждаются отдыхом. С ними не бывает таких известных проблем, как с нашими туристами иногда в Таллине или в свое время в Ленинграде.

- Как в Финляндии относятся к идее безвизового режима с Россией?

- Думаю, в конце концов мы к нему придем, но это долгий процесс. Ведь визовый режим обеспечивает контроль за пересечением границ, что важно для безопасности. Отсутствие же виз предполагает физический контроль на границе. Так что подписание договора о безвизовом режиме потребует радикального переоборудования границ, инвестиций в создание компьютерных систем. Если же безвизовый режим ввести прямо сейчас, то очереди на границе выстроятся и вовсе необъятные. Кстати, проблем с получением финской визы у россиян нет: многие категории уже получают ее бесплатно, а оформление, как правило, занимает не более пяти дней, хотя в соглашении об облегчении визового режима между Россией и ЕС предусмотрен двухнедельный срок. Мы не требуем настолько большого количества документов, как многие другие страны Шенгена.

Валерия Сычева
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера