Архив   Авторы  

Долгое прощание
Телевидение

"Дом на набережной - символ не самой лучшей эпохи. Однако, как говорил Джордж Сантаяна, тот, кто не помнит своего прошлого, принужден пережить его вновь. К нашему народу это относится как к никакому другому", - уверен продюсер "Дома на набережной" Константин Смирнов

6 и 7 ноября телеканал НТВ представляет премьеру сериала "Дом на набережной" по мотивам одноименной повести Юрия Трифонова. Об актуальности трифоновской прозы, проблеме конформизма и необходимости покаяния в интервью "Итогам" рассуждает продюсер сериала Константин Смирнов.

- Адаптацией большой литературы для телеаудитории сейчас занимаются все. Но вы взялись за сложную задачу: пастельная трифоновская проза эпохи застоя легко может затеряться среди пышной классики XIX века.

- На мой взгляд, не должна она затеряться. Для моего поколения, да и не только для нас, проза Юрия Трифонова была абсолютным откровением, прорывом к новому качеству литературы, которое в те времена совсем не приветствовалось властью. Я говорю о честности - и "Дом на набережной" подтверждает особенно ярко эту черту трифоновского дарования. Не думаю, что честность может быть не в моде. Она на все времена. Как и проблема конформизма: разве ушли мы от нее? Наоборот, приблизились. Впрочем, не только это делает Трифонова остро современным писателем: его проза многослойна и очень кинематографична.

- Неужели у вас не было трудностей с переносом повести на экран?

- Конечно, были. Авторский текст, играющий огромную роль в повествовании, многочисленные экскурсы в прошлое, в 30-е годы, многозначность деталей и, самое главное, с трудом передаваемый флер времени - все это требовало какого-то особого изобразительного и даже сценарного решения. В повести два временных плана - 30-е-40-е годы и 70-е. Чтобы снять 30-е годы, нам приходилось очень сильно изворачиваться, находить чудом сохранившиеся уголки, где нет примет современности. Мы буквально выцеливали ракурсы, чтобы в кадр не попали какие-нибудь "сникерсы" на фоне сталинского портрета или реклама "мерседеса" в сцене ареста. А из 70-х мы решили перенести действие в другой временной пласт. В конце концов, реалии более чем четвертьвековой давности уже как-то стерлись в сознании зрителей. Да и сама атмосфера 70-х ушла из города - Москва стала совсем другой. Поэтому все происходит в наше время.

- Герои стали старше?

- Причем значительно. Взрослому Глебову, главному антигерою, в повести было около пятидесяти, а теперь ему под восемьдесят. Но поскольку сериал является не буквальной экранизацией прозы Трифонова, а снят по "мотивам", то мы позволили себе такую творческую импровизацию. Все начинается с достаточно фантастической ситуации: речь идет о принятии решения снести Дом на набережной. Представители общественности обращаются к вице-президенту Академии наук - до этого поста дослужился у нас Глебов - и спрашивают его мнение по поводу сноса. А он, человек, чья жизнь была тесно связана с этим знаменитым домом, начинает ворошить прошлое, погружается в воспоминания. Для него Дом на набережной - это символ иного мира, где пахнет близостью к власти и благополучием. Но мы-то знаем цену всему этому. Как узнают на наших глазах взрослеющие школьники, которые постепенно испаряются из дома, разделяя участь родителей - представителей сталин-ской элиты.

- А может, действительно стоит снести этот дом? В конце концов, это довольно уродливое сооружение, являющееся памятником уродливой эпохи.

- Ну что вы... Я вообще против любого разрушения, которого сейчас и так в Москве предостаточно. Да, Дом на набережной - символ не самой лучшей эпохи, проклятой, мерзкой. Однако, как говорил Джордж Сантаяна, тот, кто не помнит своего прошлого, принужден пережить его вновь. К нашему народу это относится как к никакому другому. Мы совсем не хотим будить свое прошлое - пусть дремлет где-то на задворках сознания. А если можно его убить, так еще лучше.

- Мне кажется, что со сталинской эпохой не совсем так: ее не только помнят, но в последнее время сильно идеализируют. Ее сейчас воспринимают через старые советские фильмы, где показана чистая, умытая Москва, красивые, целеустремленные люди. А от этого возникает ностальгия.

- Знаете, у меня те люди, которым сталинизм кажется белым и пушистым, совсем не вызывают сочувствия. Реки крови, которые были пролиты, не должны и не могут быть забыты. А если кому-то угодно находить оправдание террору, то это болезнь, которую надо лечить. Может, даже хирургическим путем. Вот современные немцы повинились перед всем миром - раскаялись за преступления гитлеровского режима. Это исторический шаг целой нации. А мы - предпочли забыть. Даже перед собой не покаялись, поэтому общество у нас больное.

- Почему же так быстро стерлась историческая память?

- Да это нормальное свойство человеческой памяти - желание отбросить все плохое, страшное, а оставить только хорошее и светлое. Я сам люблю смотреть старые фильмы. В них действительно есть что-то обаятельно-ностальгическое. Но для меня это не перечеркивает того, что творилось со страной под камуфляжем из советских комедий.

- Были у вас проблемы с поиском молодых актеров, которые могли бы сыграть подростков конца 30-х годов?

- К счастью, нет. Правда, мы принципиально искали непримелькавшиеся, незатертые лица. И это удалось. Глебова в юности сыграл молодой актер Иван Стебунов. Конечно, у него были до этого роли и в сериалах, и в кино, но у нас он, по-моему, перешел на новую ступень - в "Доме на набережной" парня из "Курсантов" не узнать. Виктория Романенко, которая играет Соню, недавно окончила институт, Сергей Потапов, сыгравший Левку Шулепу, только в паре фильмов засветился. А у Максима Пешкова, которому досталась роль единственного светлого персонажа - Антона, погибшего на фронте, - пока сложилась карьера только в театре. Но молодежь у нас поддерживает очень сильная актерская группа старшего поколения: Алексей Петренко, Валерий Ивченко, Ирина Купченко, Ольга Яковлева. И эта перекличка между актерскими поколениями тоже очень важна для сегодняшнего зрителя. Я вообще-то очень хочу, чтобы фильм посмотрела теперешняя молодежь. Мне кажется, они даже имени такого - Юрий Трифонов - не слышали. Пусть это будет для них поводом открыть для себя уникального писателя.

- Вы продюсируете такую по-пулярную телепрограмму, как "Школа злословия". Был еще не менее популярный цикл "Большие родители", который вы вели. Есть ли планы его продолжить? Какие проекты находятся в работе?

- Ну, с "Большими родителями" пока придется подождать - у меня, как слышите, проблемы с голосом, а это не годится для эфира. Хотя темы для такой передачи еще далеко не исчерпаны. К столетию российского парламента мы сняли большой документальный проект моего брата, Андрея Смирнова, "Свобода по-русски", где ведущим выступил рок-музыкант Юрий Шевчук. Это значительное полотно, 10 серий, но, к сожалению, его экранная судьба пока не сложилась, хотя никакой фиги в кармане там нет. Мы пока этот фильм по фестивалям возим. Вскоре мы запустим Александра Хвана с восьмисерийным фильмом по мотивам произведений Гиляровского. Будет еще большая картина по сценарию Валентина Черных. И есть у нас совершенно наполеоновская мечта - сделать сериал и киноверсию "Войны и мира". Сценарий уже пишется, а ставить будет - по крайней мере такая договоренность есть - Владимир Хотиненко.

- Вас обогнали - на канале "Россия" на днях выходит европейский сериал по роману Толстого.

- Но там же очень мало русских актеров! "Война и мир" - наш национальный бренд. И я убежден, что никакой западный фильм не заменит отечествнный сериал по этому роману.

Ирина Любарская
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера