Архив   Авторы  

Трудности перевода
Дело

Российский бизнес включился в гонку за азиатскими, и прежде всего японскими, инвестициями

Индекс РТС штурмует новые высоты. За последние пять лет российский фондовый рынок вырос более чем в 6,5 раза. Но азиатский бизнес это пока мало интересует. "Как нам получить вашу нефть, газ и уголь?" - спрашивали на 16-й международной конференции "Бизнес-диалог России и Японии", организованной РБК, ее азиатские участники. "В обмен на инвестиции", - звучал ответ представителей российских компаний. Как привлечь в нашу страну дешевые японские деньги - вопрос далеко не праздный: более 450 бизнесменов из России, Казахстана, Китая и Японии собрались в Токио, чтобы не только поделиться своим опытом партнерства с японскими компаниями, но и попытаться найти ответ на него.

Клуб по интересам

Поговорить было о чем: развитие экономических отношений между Страной восходящего солнца и Россией еще трудно назвать бурным, но динамичным - уже можно. Если пять лет назад наша страна по объему экспорта в Японию занимала 34-е место, то в прошлом году попала в двадцатку крупнейших торговых партнеров этой страны. Только за последние три года товарооборот вырос, по словам вице-премьера российского правительства Сергея Нарышкина, в 2,5 раза. Чиновник специально приехал на открытие форума перед началом своего официального визита в Токио, чтобы рассказать, что делает правительство для облегчения работы зарубежных инвесторов в России. По его прогнозам, в этом году товарооборот с Японией может превысить 18 миллиардов долларов.

Много это или мало? К примеру, в прошлом году товарооборот между Россией и Германией составил более 40 миллиардов долларов. Конечно, разницу можно объяснить расстоянием. Из Москвы до Токио 9 часов лету, а до Берлина всего-то 3 часа. Но в бизнес-отношениях России и Японии свою роль играет и многолетний территориальный спор вокруг островов Курильской гряды, хотя японские деловые круги стараются не обращать на это внимания - им нужны российские нефть, газ, уголь. Сергей Нарышкин на встрече с японским министром экономики, торговли и промышленности Акирой Амани дипломатично обошел тему спорных островов. Зато поговорили о строительстве нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, об освоении Эльгинского угольного месторождения и сахалинских нефтегазовых проектах.

Японию интересуют не только энергоресурсы, но и российский автомобильный рынок. За последние два года в нашу страну пришли четыре автоконцерна из Страны восходящего солнца. Первые разговоры о строительстве автозаводов начались несколько лет назад, но японцы тянули - пока российское правительство не пригрозило отменить льготы по налогообложению автосборочных предприятий. Другой, не имеющий отношения к добыче и транспортировке сырья проект - оптоволоконная сеть связи, которую "ТрансТелеком" в партнерстве с японской стороной прокладывает по морскому дну с Сахалина на остров Хоккайдо для цифрового трафика из стран Азии в Европу.

Сложнее обстоят дела у железнодорожников. Транссиб - это самый короткий транспортный путь из Азии в Европу, но по нему идет менее одного процента всех транзитных грузов в регионе, несмотря на значительную по сравнению с морским путем экономию средств и времени. Консервативный азиатский бизнес предпочитает традиционные маршруты.

"Да" по-японски

Почему с совместными проектами так негусто? "Труднее всего вести переговоры именно с японцами", - делится своим опытом старший вице-президент РЖД Борис Лапидус. Как правило, требуется огромное количество встреч, документов и доводов в пользу того или иного проекта, чтобы дело дошло до твердых соглашений. Если на переговорах с японской компанией вам говорят "да", не спешите думать, что выгодный контракт уже в кармане. Это всего-навсего означает, что вас поняли, и не более того. Просто жителей Страны восходящего солнца с детства учат, что никогда нельзя говорить собеседнику "нет". Генеральный директор ИФК "Метрополь" Михаил Слипенчук добавляет: "Японцы - очень осторожная нация". Настолько, что во всем мире их считают закоренелыми консерваторами. Впрочем, по мнению генерального директора инвестиционного банка Nomura (СIS) Максима Сельцера, консерватизм инвесторов - хорошая черта, поскольку они отвечают за деньги других людей. "Российские компании еще недостаточно прозрачны и презентабельны, даже если сравнивать их с индийскими или китайскими корпорациями, - говорит он. - К сожалению, мы пока плохо конкурируем с ними за японские инвестиции".

Сегодня доля иностранных игроков на главной российской биржевой площадке - ММВБ - составляет около 33 процентов. При этом число японских инвесторов недотягивает и до одного процента. И дело не только в национальном консерватизме. Один раз японцы очень сильно обожглись на биржевой игре. В 1990-х годах фондовый рынок Страны восходящего солнца надувался как мыльный пузырь: люди вкладывали все свои деньги в ценные бумаги и моментально получали баснословные прибыли (похожая ситуация сегодня в Китае). Но в 1995 году пузырь лопнул, рынок рухнул на 300 процентов, а кризис затянулся до начала 2000-х годов. Помня об этих уроках, японцы не спешат отдавать свои сбережения, а в общении с бизнес-партнерами, в том числе российскими, занимают выжидательную позицию.

Однако в кулуарах участники конференции с оптимизмом говорили, что все больше японских инвесторов проявляют интерес и к российскому фондовому рынку, а российские компании - к дешевым японским деньгам. Первопроходцем можно назвать "Газпром". На прошлой неделе газовая монополия разместила на японском рынке облигации на 50 миллиардов иен (около 450 миллионов долларов). В России несколько инвестиционных компаний уже специализируются на работе с японскими клиентами, а весной этого года корпорация Nomura Holdings, Inc. открыла представительство в Москве. О потенциале российского рынка акций говорит и президент ЗАО КБ "Ситибанк" Марк Робинсон. По его словам, в России активно развивается не только сырьевой бизнес. Специалисты банка насчитали уже более 500 предприятий, не связанных с добычей или переработкой природных ресурсов, с объемами продаж от 250 миллионов до миллиарда долларов в год. Их акции в ближайшее время должны оказаться на фондовом рынке.

Но интерес интересом, а осторожность азиатских инвесторов по отношению к России все еще берет верх над желанием заработать. Главная причина недоверия - недостаточная прозрачность российских компаний и правил игры, устанавливаемых российским правительством. "Россия страдает от бюрократии и коррупции", - считает Марк Робинсон. Впрочем, именно осторожностью подхода инвестор и отличается от спекулянта. Прежде чем сделать первый шаг, ему необходимо взвесить все за и против, сделать качественную оценку бизнеса.

Нашим же компаниям главное не опоздать к разделу инвестиционного пирога. С каждым годом все сложнее будет конкурировать с другими развивающимися странами, где темпы роста экономики начинают опережать Россию. Лишних денег на рынке не бывает, и за них разворачивается настоящая борьба. Темпы роста американской экономики замедляются, и инвесторы все более активно начинают искать новые идеи и места для вложения капитала. Если мы не поспешим, то деньги, в том числе и японские, пройдут мимо России.

Токио - Москва

Андрей Красавин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера