Архив   Авторы  

Ума палаты
Hi-tech

Интеллектуальное здание в российских реалиях: рекламный прием или работающие технологии?

Концепция интеллектуального здания (ИЗ) уходит корнями в 70-е годы прошлого века, когда в период энергетического кризиса в США возникла теория так называемого экодома, призванного решать задачи энергосбережения и заодно преодолевать отчуждение современного человека от природы. С тех пор содружество инженеров и архитекторов во имя комфортности среды обитания крепнет год от года, ведь интеллектуальные здания стали быстрорастущим сегментом рынка. Как подчеркивают эксперты, принципы ИЗ особенно актуальны для технически сложных объектов - например, высотных или многофункциональных зданий (аэропорты, спортивные сооружения, гостиницы, банки), тоннелей и тому подобных сооружений. Для их владельцев очевидна необходимость создания автоматизированных систем, контролирующих состояние отдельных элементов зданий. Иными словами, в основе вопроса, как всегда, лежит экономическая целесообразность.

Компания Jones Lang LaSalle, предоставляющая услуги в области управления корпоративной недвижимостью, прогнозирует увеличение предложения современных офисных площадей в Москве к 2010 году более чем в два раза. При этом, несмотря на высокие темпы роста, объем московского рынка высококлассных офисов остается небольшим по сравнению с рынками крупных западноевропейских городов. И поскольку уровень предложения заметно отстает от растущего спроса на высококлассные помещения, все более или менее достойное расхватывается арендаторами на корню, без капризов и дополнительных требований. Поэтому Jones Lang LaSalle предполагает, что только ко времени насыщения рынка, где-то к 2010 году, в России проявится активный спрос именно на инженерно насыщенные высокотехнологичные архитектурные проекты. Хотя движение в этом направлении уже становится заметным.

Так, если несколько лет назад застройщики были настроены на освоение "коротких" денег (быстро построить - быстро продать), то сегодня формируется сегмент управляющих компаний, которые в соответствии с общемировыми подходами совмещают функции застройщика и эксплуатирующей организации. Задача долгосрочного эффективного управления зданием обусловливает интерес к всевозможным технологиям, дающим экономию, скажем, за счет длительной бесперебойной эксплуатации дорогого оборудования. Заметим, что на Западе основным стимулом для внедрения систем ИЗ была все-таки экономия не на обслуживании, а на стоимости коммунальных услуг для потребителей, в первую очередь электричества. Вместе с ростом внутренних цен на энергоносители этот вариант экономической целесообразности внедрения систем ИЗ, видимо, станет актуальным и у нас.

Подталкивает процесс внедрения ИЗ и развитие законодательной базы. В прошлом году появились российские классификаторы офисных зданий, в которых ясно указаны требования по управлению системами жизнедеятельности зданий для офисных центров классов А и В+, а также гостиничных комплексов четырех- и пятизвездочного уровня. Это означает, что концепция ИЗ "прописалась" на нашем рынке не только де-факто (как результат высоких запросов отдельных особо продвинутых граждан и застройщиков), но и де-юре. Это значительный шаг, ведь теперь расходы на базовые системы ИЗ будут не выделяться из бюджета проекта по остаточному принципу, а закладываться отдельной строкой на стадии проектирования. Правда, соответствующие СНиПы и прочие документы, регламентирующие методы и способы внедрения систем комплексной диспетчеризации и интеграции различных подсистем, пока не разработаны. Вот почему проекты ИЗ почти на 100 процентов остаются уделом интеграторских компаний, расширяющих свою традиционную сферу деятельности (структурированные кабельные системы, интеграция телефонных сетей и сетей передачи данных) за счет систем видеонаблюдения и прочих видов мониторинга состояния систем зданий. Правильнее назвать этот этап комплексной автоматизацией зданий, но следующая ступень - единая система управления средствами автоматизации - уже не за горами. Правда, клиенты, решившиеся на подобный проект, при написании ТЗ опираются либо на рассказы "бывалых", либо на собственную фантазию. А должны быть четкие правила и регламенты. Тогда мы будем уверены, что умный дом следит за тем, чтобы нам жилось в нем спокойно и комфортно.

Елена Покатаева

БИЗНЕС

Что сдерживает распространение интелектуальных зданий в Росии?

Юлия Максимова, директор по маркетингу и развитию бизнеса компании "ЭкоПрог"

Отсутствие у заказчика специалистов, способных квалифицированно оценить предложения разработчиков. Та же проблема - и при согласовании проекта. Попытка использовать иностранный опыт или опыт других заказчиков без учета конкретных условий, а ведь в данной области каждый объект уникален и требует индивидуального подхода.

Олег Дисский, начальник управления развитиякомпании "Информсвязь Холдинг"

Сегодня мы идем главным образом по пути повторения зарубежного опыта. Однако системы управления ИЗ высокого уровня - это всегда индивидуальный проект, включающий и готовые продукты, и собственное прикладное ПО. Не радует и отсутствие целого пакета официальных регламентирующих документов.

Олег Павлов, генеральный директор компании "Интеллектуальные дома"

У нас на строительном рынке пока нет профессиональных инвесторов, которые умеют считать возврат инвестиций в системы поддержки эксплуатации зданий. И так будет до тех пор, пока счета за электричество не начнут бить по карману, и дешевле будет нанять еще одну команду охранников, чем внедрять современную систему видеонаблюдения.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера