Архив   Авторы  

Скажи-ка, дядя, ведь недаром...
Телевидение

"Итоги" попросили прокомментировать европейский телесериал "Война и мир" зрителей тех стран, где премьера уже состоялась

Тонино Гуэрра, сценарист, Пеннабилли:

- Очень жаль, что нам с женой не удалось посмотреть сериал, потому как он имел в Италии успех, а многие наши знакомые ностальгически вздыхали и радовались, что четыре вечера подряд вспоминали чудесный роман, его атмосферу и полюбившихся героев.

Константин Мельник, писатель, Париж:

- Справедливости ради должен сказать, что фильм во Франции прошел с большим успехом. В "Монд" уже появилась восторженная статья, да и среди моих знакомых есть поклонники.

Хотя сам я к поклонникам новой версии "Войны и мира" не отношусь. По-моему, ни режиссер, ни актеры не уловили дух романа. Сюжет скользит по поверхности событий, как в комиксе. Герои не имеют ничего общего ни с людьми того времени, ни с персонажами Толстого. Наверное, это прозвучит грубо, но Наташа скорее похожа на современную девушку легкого поведения, чем на барышню из хорошей дворянской семьи. Может быть, тем, кто не читал книгу и не видел великолепный фильм Бондарчука, такое кино интересно. Я не из их числа.

Михаил Козаков, актер, режиссер, Москва:

- Мне кажется, такое прочтение "Войны и мира" - полное неуважение и к русской истории, и к русской литературе. Собственно говоря, это и прочтением-то назвать нельзя. Я уж не заикаюсь о таких вещах, как глубина или постижение, роман попросту переписан, искалечен, адаптирован, превращен в не очень добросовестный дайджест. Актеры не соответствуют ни авторским описаниям, ни авторским характеристикам. Совсем другие типажи и вовсе неубедительные. Все поперек. Почему маленькая княгиня на голову выше Андрея Болконского, а Давыдов, к примеру, маленький кудлатый красавчик? У героя Игоря Костолевского нет ничего общего с Александром I, начиная с возраста и кончая шевелюрой. А ведь он играет исторического персонажа. Почему Наташа бегает босиком по улице, а Николай Ростов начинает военную службу рядовым солдатом, хотя известно, что дворянские мальчики были с детства приписаны к полкам? Эти "почему" возникают каждую минуту, и множить их можно до бесконечности.

Но есть куда более существенный вопрос: зачем? Зачем русское телевидение показывает фильм в стране, где миллионы любят и чтят Толстого? Читали роман и видели версию Сергея Бондарчука. В ней не все получилось. Но батальные сцены, Аустерлиц, Бородино стали кинематографической классикой. А уж о подборе исполнителей и говорить нечего. Станицына, Кторова, Захаву забыть нельзя. Мне скажут, что старый фильм забыли, а Толстого, мол, не читают - пусть хоть содержание узнают. Уверен, в этой экранизации пользы никакой, а вреда предостаточно. В общем, на вопрос "зачем" нет у меня ответа, кроме чувства безысходной тоски.

Пока смотрел, в голове крутились слова Пушкина. Точно не помню, но за смысл ручаюсь: сами о России можем говорить все, что думаем, но не можем терпеть, когда это делает иностранец.

Владимир Толстой, директор музея-усадьбы Ясная Поляна:

- Сериал меня разочаровал. Тот самый случай, когда хотели как лучше, а получилось как всегда. Мне кажется, западным режиссерам русская классика не удается. Не разгадывают они загадки наших характеров, из них уходят яркость, живость, обаяние. Если бы были глубокие образы, можно было бы не обращать внимания на исторические и бытовые неточности.

И все же не сомневаюсь, новое обращение к Толстому обязательно возбудит интерес к роману. Кто-то его перечитает, кто-то прочтет в первый раз. А это уже добрый знак.

Даниил Дондурей, культуролог, Москва:

- Эта "Война и мир" - среднестатистический панглобалистский проект. То есть все уникальное отрезается, индивидуальные характеристики и кривые носы отбрасываются, получается универсальный продукт, который должен хорошо покупаться и на льдинах Исландии, и на фермерских просторах Португалии, и рыбаками Финляндии. Очень съедобный, легко усвояемый. Без особых размышлений и без дурацких российских глубин. Свежий продукт для чудесных телевизионных продаж. Я, конечно, имею в виду рейтинг.

К сожалению, кастинг был очень слабый. Такую Наташу со всеми ее прыщиками и злобными гримасами не хочется ни смотреть, ни сличать со страницами оригинала. Впечатление, будто поступили квоты из объединенной Европы и роли распределили с политкорректной тщательностью.

Но есть у этого проекта и положительные стороны. Россия в глазах европейцев предстает не опасным энергетическим монстром, который в их чудесном Балтийском море проложит ядовитую трубу и будет травить всех вокруг, а страной Толстого, страной культуры и великих имен, которые знает образованное человечество. Во-вторых, фильм - визуальный аргумент в многовековой полемике, азиаты мы или все же евразийцы. Структура черепов, лица артистов - все говорит за то, что не азиаты. И наконец, в-третьих. Совершенно наглядно в кадрах предъявлены все 26 миллионов евро бюджета. Видно, что продюсеры не воровали, не начали съемки со строительства собственных дач, нормально платили актерам, не экономили на мундирах и лошадях...

Слушала и записывала Мария Седых

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера