Архив   Авторы  

Запали на Запад
Дело

Российские девелоперы поменяли ориентиры: они ищут за рубежом не столько инвестиции, сколько возможность работать на местных рынках. Почему самые профессиональные компании России устремились на вольные хлеба, если дома дел непочатый край?

Крупные российские компании, работающие в сфере девелопмента, выходят на международный рынок. Одни строят дома в Монголии, другие - в Париже, третьи готовятся осваивать Латинскую Америку. Русские проекты на Западе перестают быть экзотикой. Пока российских игроков на западных рынках немного: едва ли больше десятка, а проекты их можно пересчитать по пальцам. Но эксперты считают, что освоение рынка отечественными девелоперами идет по нарастающей. Компания Coalco построила квартирный комплекс в Нью-Йорке. "Строймонтаж" работает во Франции. "Эталон-ЛенСпецСМУ" изучает возможности работы в Испании, Португалии и Великобритании. "Ренова-СтройГрупп" готова к приобретениям в Италии и во Франции. И собственность, и проекты на Балканах есть у "Баркли", "Интеко", "СТ Девелопмент", "Эталон-ЛенСпецСМУ". Что строят русские на Западе и зачем им чужие рынки, если дома полно работы?

"Корпорация "Строймонтаж" вот уже три года осваивает французский девелоперский рынок, - рассказывает вице-президент компании Эмин Искендеров. - В конце года мы сдаем первую очередь нашего первого французского проекта - "Аллеи Эрмитажа", который уже признан одним из четырех лучших проектов в регионе Иль-де-Франс. Успешно начали весной продажи в жилом комплексе "На Сене". До конца года корпорация намерена запустить еще один или два масштабных проекта, а к 2009 году - войти в десятку ведущих французских девелоперов с объемом сдачи 450 квартир в год, то есть иметь в застройке примерно 150-200 тысяч квадратных метров.

ГК "Пересвет-Групп" вышла на ближневосточный рынок. "В Арабских Эмиратах, где созданы все условиях для привлечения инвесторов, - утверждает председатель совета директоров ГК Валентин Ласков, - мы реализуем совместно с компанией "Рустар" проект Marina 101. Это 101этажная башня, концепция которой очень интересна: частные апартаменты под управлением отеля. Управляющей компанией выступит американская сеть отелей Crowne Plaza, входящая в состав InterContinental Hotels Group".

А вот для холдинга "Эталон-ЛенСпецСМУ" ведущим направлением зарубежной экспансии является Сербия. Здесь у компании целый ряд проектов в разной степени готовности, причем речь идет о многофункциональной застройке, то есть о жилье, гостиницах, коммерческой недвижимости. Общая площадь заявленных проектов - около 1 миллиона "квадратов". Объем возможных инвестиций - до 1 миллиарда долларов. "Государства Балканского полуострова привлекательнее для компании, чем более развитые страны, - поясняет председатель совета директоров холдинга Вячеслав Заренков, - так как вход на рынок развитых стран, таких, например, как Испания, очень дорог".

У российского "крупняка" достаточно причин идти на Запад. Во-первых, все понимают: нынешняя лафа с нормой прибыли 15-20 процентов - это не навсегда. Сегодняшние сверхдоходы - не столько результат профессионализма, сколько примета развивающегося рынка. Пройдет еще лет пять, и мы придем к среднеевропейским показателям, которые ни при каких обстоятельствах не дотягивают и до 10 процентов. И, наверное, прав управляющий директор Jones Lang LaSalle в России и СНГ Владимир Пинаев, который говорит, что, "когда наша доходность начнет падать, в выигрыше останутся те, у кого уже есть заделы на других рынках".

Вторая, также весьма прагматичная мотивация связана с желанием диверсифицировать свой бизнес. Диверсификация эта, уверена ведущий аналитик консалтинговой компании Russian Research Group Татьяна Скок, "открывает новые возможности для развития, поскольку рынки недвижимости Европы и США демонстрируют стабильный рост".

В-третьих, есть соображения репутационного плана. Вице-президент компании "ДИАЛ Строй Инвест" Александр Пляцевой отмечает, что пока речь идет о "единичных проектах, имеющих своей целью скорее имиджевую направленность, нежели поиск рентабельных и высокодоходных проектов". Предположение это, видимо, справедливо, но не на все сто процентов. Эмин Искендеров утверждает, что не стал бы ставить имидж выше прибыли. Солидарен с ним и председатель совета директоров Mirax Group Сергей Полонский: "По нашему опыту, доходность девелопмента в Париже сегодня не ниже, чем в Санкт-Петербурге".

И наконец, важный аспект отмечает председатель совета директоров компании "Ренова СтройГруп" Вениамин Голубицкий: "В Россию начали приходить деньги западного среднего класса, причем этот инвестор чувствует себя увереннее, когда имеет дело не с чисто российской компанией, а с фирмой, имеющей привычные ему атрибуты - котировки, партнерство, землю, проекты, и не только в России".

Правда, есть и еще одно объяснение - другого рода. Управляющий директор компании Praedium Рубен Алчуджян замечает, что многих привлекает на Западе возможность работать по понятным, прозрачным, не меняющимся правилам, а сочетание высокие прибыли - высокие риски устраивает уже не всех. А риски у нас по-прежнему достаточно высоки, и связаны они в первую очередь с вмешательством в бизнес властных структур: "наездами" налоговиков, бизнес-конфликтами силовых структур, высокой коррупцией. Эксперты отмечают, что девелопмент по большому счету движется в общем тренде: вывод на определенном этапе части бизнеса и средств за границу характерен для российских коммерсантов из самых разных сфер.

Руслан Дзкуя
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера