Архив   Авторы  

Монументальная легкость
Художественный дневник

В Инженерном корпусе ГТГ - выставка Бориса Чернышева

Выходец из крестьян, художник милостью Божьей, выпускник ВХУТЕИНа, Чернышев - один из значительнейших монументалистов ХХ века. Но парадокс в том, что среди богатейшего его наследия именно настенных росписей, панно, скульптур сохранилось сравнительно немного. От работ 1930х годов, сделанных в Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР, куда его пригласил в 1935м Владимир Фаворский, остались в основном фотографии и фрагменты. Вернувшись с войны, художник работал макетчиком (так называли архитекторов-скульпторов, создававших макеты зданий) в Архитектурных мастерских Гольфрейха. Позже, в 1950х годах, под руководством Корина выполнял композиции для оформления станции метро "Комсомольская". В 1960х делал мозаики для пансионата на Клязьме, кинотеатра "Первомайский", панно для советского павильона на Всемирной выставкеЙ

Дело осложнялось еще и тем, что Чернышев, завороженный фресками Дионисия, решительно не делал никаких попыток шагать в ногу со временем, соответствовать идеологическим требованиям момента и прочим потребностям дня. Не то чтобы он диссидентствовал или еще каким-то образом фрондировал. Его искусство, правда, "неофициальное", но не в том смысле, что модернистское или гротескно-экспрессивноеЙ Чернышева, напротив, влекла выразительность гармонии античности, ликов древнерусских икон и храмовых росписей. Ремесленник со стороны, он был наследником русского Серебряного века. Правда, его "башня из слоновой кости" располагалась под открытым небом - в мастерской на крыше строившейся тогда Библиотеки имени Ленина. Из удобств - таганок и чайник, гревшийся на костре. Из богатств - пачка индийского чая и собственные росписи, прислоненные к полутораметровым бортам крыши.

Открытая до 9 декабря выставка в Третьяковской галерее, что приурочена к столетию мастера (впрочем, оно было в 2006 году), позволяет познакомиться с графическим, скульптурным наследием художника, его мозаиками и фреской. Среди шедевров - пейзажи Маньчжурии, написанные большей частью в 1945 году, когда армия (а с ней и художник) делала пешие переходы в среднем по 60 километров в день по пустыне. Сопки, рисовые поля, жемчужное море в этих акварелях не несут примет войны. Природа словно не замечает мельтешения людей. Эта интонация спокойного достоинства, торжественного величия пейзажа появится снова в цикле 1950 года "Цхалтубо". Чернышев умудряется написать даже коров ночью так, что они у него выглядят выходцами с древних античных пастбищ. Что ж говорить о женском образе "в золотых тонах", заставляющем вспомнить фаюмские портреты. Или о картине ночного купания в озере, где образы нимф призрачны и зыбкиЙ Его цветовая гамма изысканна, рисунок поражает мощной точностью. "Грузинский кувшин" (1965), написанный на обрывке грубой сжатой оберточной бумаги акварелью и темперой, выглядит драгоценным обломком римской фрески. Кстати, темперу художник обыкновенно делал сам. Из глины, камней и яичного желтка - так, как делали когда-то древние мастера. Поступал так не из гордости - из смирения и по нехватке средств.

Его аскетизм, который вошел в легенду в художественных кругах, впрочем, был осознанной позицией. Кажется, Чернышев рассматривал военную привычку довольствоваться малым не только как плату за свободу, но и в качестве аскезы, необходимой для сохранения ясности дара и общения с Богом.

Жанна Васильева
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера