Архив   Авторы  

Император люкса
Профиль

Француз Бернар Арно славен не столько своими миллиардами, сколько тягой к прекрасному. Именно это трепетное чувство он и заложил в фундамент своей гигантской бизнес-империи

Новым владельцем крупнейшей деловой газеты Франции "Лез Эко", ранее принадлежавшей британской группе "Пирсон", стал Бернар Арно. Практически одновременно американский журнал "Вэнити фэйр" опубликовал рейтинг наиболее влиятельных людей планеты в области финансов, массмедиа и моды, в котором французский бизнесмен занял восьмое место, переместившись с девятнадцатой позиции, где находился в прошлом году. А как иначе? Дело ведь не столько в состоянии Бернара Арно, насчитывающем 26 миллиардов долларов. В его случае влияние измеряется не деньгами, а модой и стилем, мировым законодателем которых месье Арно и является.

Вначале был "Диор"

Шампанское "Мерсье", "Вдова Клико", "Крюг" и "Дом Периньон", часы "Фред", сумка "Луи Вюиттон", костюмы "Кензо", коньяк "Хеннесси"Й Всей своей жизнью он доказывает опровержимость ранее, казалось бы, общепринятого постулата о том, что чистое искусство и жесткий бизнес - вещи несовместимые.

"Про таких людей, как Бернар, говорят, что они родились с серебряной ложкой во рту. Так в наших краях называют счастливчиков, - рассказывал "Итогам" барон Альбер Фрер, бельгийский бизнесмен и давний друг месье Арно. - И в самом деле: сын благополучных родителей, отпрыск богатого рода, он вполне мог бы существовать всю жизнь на фамильную ренту. Он же не просто продолжил дело деда и отца, а превратил его в целую империюЙ Деловых людей с таким профессионализмом и чутьем, как Бернар Арно, можно в целом мире сосчитать по пальцам".

Когда-то его назвали в одной из парижских газет "самым богатым провинциалом Франции". И правда, Бернар-Этьен-Жан Арно родился в 1949 году в городе Рубе, едва ли не на самой бельгийской границе. Его отец - Жан - был родом из Эльзаса, из семьи потомственных военных, но занимался делом исключительно гражданским. Работал в строительной фирме, основанной тестем. Семья была дружной и любящей искусство. Гены, наверноеЙ Ведь среди предков будущего миллиардера были двое художников эпохи Возрождения - портретисты королевского двора Жан и Франсуа Клуе. Все в доме увлекались игрой на фортепиано. Особенно отличался старший сын Бернар. Однако отцовская "косточка" оказалась сильнее, и Арно-сын пошел в Высшую политехническую школу.

Став дипломированным инженером и экономистом, Бернар Арно поступил под начало отца, командовавшего на семейной фирме "Ферре-Савинель" полутора тысячами служащих. И тут случилось невероятное: Жан Арно, многолетний лидер преуспевающей компании, доверил юному сыну бразды правления! Коллеги-предприниматели из сонного Лилля ушам своим не поверили. Но Арно-старший знал, что делал: "Бернар всегда и везде был первым. Он станет первым и на этот раз". Руководство Арно-младшего оказалось настолько успешным, что через пять лет одно из подразделений компании продали Группе Ротшильда. Из того же, что осталось в его распоряжении, Бернар Арно создал новую фирму "Феринель", которая продолжала заниматься строительством. Одновременно молодой капитан производства начинает вкладывать средства в самые разные сферы бизнеса. Покупает журнал "Французский охотник". Зачем? Наивный вопрос, если учитывать неуемный, кипучий характер месье Арно: демонстративно "нелогичные" сделки - на самом деле тщательно продуманные и выверенные - стали его фирменным стилем, в значительной степени определившим фантастический успех бизнесмена.

...1981 год. После прихода к власти во Франции союза социалистов и коммунистов во главе с Франсуа Миттераном многие деловые люди, серьезно опасавшиеся создания на берегах Сены едва ли не Французской ССР, потянулись за кордон. Принял решение переехать в Америку и Бернар Арно. Как он признался отцу: "Здесь стало трудно заниматься делами". И в Новом Свете дела пошли неплохо: Арно построил во Флориде кондоминиум, где квартиры распродавались как горячие круассаны, но французского предпринимателя все равно тянуло домой. Тем более что "Феринель" была компанией весьма небольшой по американским масштабам, увеличивать же ее капитал за счет вложений со стороны амбициозный бизнесмен не хотел. Три года - немалый срок для изучения американского рынка. Этих лет Бернару Арно вполне хватило для осознания многих вещей.

А пока бизнесмена не было дома, ситуация в Пятой республике радикально поменялась. "Дядюшка", как прозвали французы Миттерана, благополучно задушил в объятиях попутчиков-коммунистов. Отсиживаться за океаном Бернар Арно при его кипучем темпераменте больше не мог. Тем паче что дома наклевывалось дело, ради которого стоило потрудиться. Некогда преуспевающая текстильная компания "Буссак" разваливалась на глазах. Социалисты передали ее в госуправление и принялись искать потенциальных покупателей для фирмы. Все парижские газеты пестрели ностальгическими ламентациями на предмет того, как стремительно проходит людская слава. Ведь сразу после Второй мировой войны текстильный король Марсель Буссак взял на работу начинающего кутюрье Кристиана Диора. С годами модельер сделался звездой первой величины, и все это время марка "Кристиан Диор" принадлежала Буссаку. Фабрикант так верил в силу фирменной бирки, что не развивал свои текстильные предприятия, зато исправно финансировал дивизион высокой моды. Его компаньонами были Ив Сен-Лоран, Марк БоанЙ Блестящие кутюрье, они не были удачливыми деловыми людьми. И компания "Буссак" оказалась банкротом. На нее нацелились разом несколько известных фирм, рядом с которыми компания Бернара Арно казалась карликом. Но не таков был потомок гениев Ренессанса, чтобы уступать без боя.

"Мой сын ничего не понимал в текстиле и попросил меня купить для него книги на эту тему, я нашел всего три, - вспоминает Жан Арно. - Мы могли тогда разориться, но Бернар убедил меня, что он не ошибается, а я всегда ему верил". Хотя, нельзя не признать, позиция для атаки у "американца" была и в самом деле неплохой. Анн Деварвен, тогдашняя жена Арно, являлась дальней родственницей владельцев марки "Кристиан Диор". Они обещали, что поддержат Принца Финансов - так прозвали парижские СМИ Бернара Арно, активно собиравшего по друзьям и родственникам немалую сумму, необходимую для приобретения акций "Буссака". Он предложил правительству план возрождения фирмы, и старания не пропали зря: компания "Буссак" досталась Арно. А значит, и лейбл "Кристиан Диор". Так что в начале восхождения на мировой бизнес-олимп был "Диор".

Разделяй и властвуй

"Изделие должно нравиться, а мода - это прикладное искусство, признание которого заключается не в том, чтобы выставляться в музеях, а в том, чтобы одевать улицу", - эти слова Бернара Арно его творческое кредо. Арно стал воплощением тех перемен в образе жизни и менталитете французов, которые начались с приходом к власти Франсуа Миттерана. Социалисты с их электоратом из среднего класса, прежде всего многочисленными чиновниками, бросили в объятия бизнеса идеальных клиентов для массового потребления товаров класса люкс. И Бернар Арно с его даром предвидения почувствовал это раньше других.

"Искусство от-кутюр не выживет без ценителей, а их почти не осталось, - исповедовался Ив Сен-Лоран в одном из своих интервью. - VIP-места на показах занимают нувориши, отличающие эксклюзивную одежду от магазинной исключительно по цене". Арно еще до сетований Сен-Лорана почувствовал вырождение высокой моды. И сделал все, чтобы диверсифицировать свой портфель акций. Основной доход владельцев модных марок составляли не шедевры от-кутюр, а недорогие коллекции прет-а-порте, готовой одежды, и парфюмерия со всевозможными аксессуарами. Арно положил глаз на фирму "Парфюм Диор", которая входила в компанию "Моэт и Шандон", названную по марке известного шампанского. С этим напитком у Бернара Арно, не пьющего ничего, кроме воды , вообще особые отношения. Сегодня ему принадлежит половина самых престижных марок шампанского, но тогда все только начиналось.

В 1987 году "Моэт и Шандон" объединилась с производителем изделий из кожи "Луи Вюиттон", который к тому же владел модным домом "Живанши" и знаменитой маркой шампанского "Вдова Клико". Родившийся в итоге концерн "Луи Вюиттон - Моэт Хеннесси" (LVMH) функционировал так себе: галантерейщики, парфюмеры и сомелье никак не могли определиться, кто же среди них главный. Используя противоречия между партнерами, Бернар Арно вскоре приобрел контрольный пакет акций LVMH и назначил своего отца председателем правления. Состояние Арно, сделавшего своей специализацией реанимацию умирающих брендов и вывод их на сверхприбыли, выросло сразу в двадцать раз. Строитель превратился в обладателя марок высокой моды и продолжал нанизывать на свою бизнес-вертикаль бренды знаменитых кутюрье: "Кензо", "Селин", "Марк Жакоб"Й К ним присоединились престижные марки парфюмерии и часов. Теперь оставалось главное - сделать этот огромный корабль с пестрым экипажем способным успешно плавать в бурных водах современного бизнеса. И потомственный промышленник Бернар Арно поступил единственно правильно: отправил лайнер LVMH в кругосветное путешествие.

Сегодня мода от фирм, принадлежащих Арно, известна во всем мире. Доступные для среднего класса товары от LVMH закрепились на рынках Европы и России, Ближнего Востока и Америки, Юго-Восточной Азии и Японии. К началу нового тысячелетия 40 процентов розничных продаж модных марок LVMH приходилось на Азию и страны Тихоокеанского бассейна. Бернар Арно сломал инерцию потомков галлов - народа весьма традиционалистского: "Не показывай своего богатства", "Не отличайся от других", "Лучше дом, чем заграница" и т. д. Арно и состоянием своим гордится, и не равняется ни на кого, и предприятия свои нацеливает на работу как дома, так еще больше за рубежом.

Парадокс LVMH заключается в том, что, сделав доступными каждому среднестатистическому потребителю фирменные вещи и аксессуары, Арно отнюдь не уронил престиж модных марок. Они продолжают восприниматься как элитные, несмотря на то что уже перестали быть атрибутикой только "аристократов кошелька". Этому способствовало и еще одно изобретение Бернара Арно - массированная реклама предметов роскоши. Раньше во Франции, стране с крестьянским, в лучшем случае - мелкобуржуазным менталитетом, это считалось дурным тоном. Но для команды Арно такого понятия не существует. Правильно все, что позволяет продавать товар. Бернар Арно - не импульсивный, а продуманно неожиданный. Вечный сюрприз - вот его творческое кредо. Иначе разве пригласил бы он возглавить Дом моды "Кристиан Диор" такого сумасшедшего флибустьера от-кутюр, как англичанин Джон Гальяно? Но ставка на перманентный эпатаж оказалась точной, продажи модного Дома возросли в несколько крат.

Поклонник Шопена

Самый богатый француз прежде всего человек творческий. И дело не в том, что его модели демонстрируют звезды Голливуда - Пенелопа Крус, Сальма Хайек, Дрю Бэрримор - и его марки предпочитают гранд-дамы политики. Скажем, госсекретарь США Кондолиза Райс заказала не столь давно от "Диора" набор белых, кремовых и черных сумочек к вечерним платьям и одну классическую, бежевую, к деловому костюму. Главное для понимания феномена Бернара Арно в другом. Он строит свою жизнь как виртуоз играет пьесу на фортепиано: надо следовать партитуре, но полет вдохновения все равно сильнее. Одни "клавиши" - это его друзья. Их у мирового императора люкса мало, но они на всю жизнь. Когда-то месье Бернар жил в Булонь-Бийянкуре, а мэром соседнего парижского пригорода Нейи был молодой политик Николя Саркози. Они подружились, да так, что Саркози даже пригласил Арно своим свидетелем на свадьбу.

Другие "клавиши" - для будней и творчества (для Арно это одно и то же). "Он правит всем, все знает и помнит, даже сколько сумочек продано, - говорила о владельце LVMH его давний друг Клод Помпиду, вдова экс-президента Франции. - Одно время Бернар даже пытался сам нарисовать сумочку "Леди Диор", которая соперничала бы с творением "Шанель". Живопись - еще один творческий регистр Арно. Потомственный коллекционер картин, он не побоялся вложиться в аукционный бизнес, где сперва купил самый крупный аукционный дом Франции - "Этюд Тажан", а потом - и британский "Филлипс". Неспроста свое пятидесятилетие миллиардер отмечал в парижском Музее Мармоттан, среди полотен импрессионистов. На празднике было не более сотни приглашенных, которых он угощал своими любимыми блюдами: омаром, бифштексом с кровью и шоколадным тортом . Вместо дежурных застольных речей - Арно не выносит публичных выступлений - звучала его любимая музыка. Вдвойне приятная, ведь за клавишами была Элен, жена императора люкса. Потом за рояль сел и он сам.

"Я знала, что это предприниматель, но не имела понятия, чем он занимается. Мне говорили, что он играет на фортепиано, - вспоминала о своей первой встрече в 1990 году с Бернаром Арно квебекская пианистка Элен Мерсье. - Впервые я услышала его игру, когда он исполнял "Революционный этюд" Шопена. И я сказала себе: он совсем не тот человек, каким на первых порах кажется". В общем, все как в бессмертном фильме Клода Лелуша: Он встретил Ее - и от мгновенной искры зажглась любовь! Император люкса, неисправимый домосед, счастлив в своем втором браке. Элен, и сегодня продолжающая давать концерты и записываться, родила ему троих мальчиков. Если учесть еще и двоих детей от первого брака, получается большая семья. Старшие уже помогают отцу в бизнесе. Дельфин, дочь от первого брака, с 2004 года является администратором группы LVMH. Надо сказать, что это назначение вызвало в парижском бомонде нескрываемое удивление. Но Бернару Арно, держащемуся подальше от тусовочных персонажей, до этого и дела нет. Он, молчаливый и скрытный, верен собственному кредо: "Надо заставлять обычных людей делать необычные вещи".

Кирилл Привалов
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера