Архив   Авторы  

Газ под ОПЕКой
Дело

Быть или не быть газовому картелю на манер нефтяного ОПЕК? В Москве считают, что в деле сотрудничества газодобывающих стран главное не форма, а содержание

Инициатива создания картеля газодобывающих стран по примеру нефтяного ОПЕК высказывалась неоднократно. И с той же последовательностью отклонялась Москвой. Но очередное заявление на тему газового ОПЕК наделало особенно много шума. Очевидно, по причине личности инициатора - духовного лидера Ирана аятоллы Сейеда Али Хаменеи.

Секретарь Совета безопасности России Игорь Иванов, на встрече с которым Хаменеи и озвучил свое предложение, заявил, что никаких переговоров о газовом картеле Москва ни с кем не ведет, но "мы ведем активные переговоры с другими государствами - производителями и нефти, и газа с тем, чтобы согласовывать нашу политику на международной энергетической арене".

В том-то, собственно, и штука. Как следует из комментариев осведомленных лиц, дело здесь не столько в юридической форме, сколько в содержании. Оно же сводится к тому, что страны - производители энергоресурсов должны координировать свои действия точно так же, как и покупатели. Это, с точки зрения российского руководства, и должно обеспечить эффективную модель энергетической безопасности.

Что на минувшей неделе подтвердил и Владимир Путин, пообещав подумать "над интересной идеей" создания "газового ОПЕК", при том, что Россия "не собирается создавать какого-то картеля", а вот "координировать действия было бы правильно". По данным правительственных источников, одной из перспективных форм такой координации может стать обмен активами.

Сам себе картель

За словом последовало и дело. Президент России и премьер Украины одновременно озвучили новый вариант создания российско-украинского газового консорциума. Речь идет именно об обмене активами. Украинские компании получат доли в газовых месторождениях России, а "Газпром" - в трубопроводной системе Украины. Этот путь интеграции к картелю отношения не имеет. Вместо согласования объемов добычи и цен между независимыми национальными производителями предлагается создание крупнейшей в мире энергетической корпорации, контрольный пакет акций которой находится в собственности одной страны - России.

Эпоха организаций, диктующих своим членам общую ценовую политику, канула в Лету еще в 70-80-е годы прошлого века. Собственно, из всех картелей уцелел лишь один - ОПЕК. И то потому, что создавался в первую очередь как организация с политическими целями. В эпоху глобализации и с учетом специфики газового рынка повторить тот опыт при всем желании не удастся. К тому же у России как у крупнейшего экспортера газа и желания такого нет.

Источники в правительстве приводят несколько аргументов против вхождения России в картельные соглашения с другими производителями энергоресурсов. Во-первых, мы не постколониальная страна, стремящаяся вернуть из-под иностранного контроля свою сырьевую базу. У нас нефтегазовый сектор по большей части принадлежит национальному (частному и государственному) бизнесу, а иностранное влияние в этой стратегической сфере достаточно жестко ограничивается. Во-вторых, как дали понять "Итогам" в Минпромэнерго, идея картеля "лишена экономического смысла". В ОАО "Газпром" в свою очередь подчеркнули, что не имеют никаких планов по созданию "газового ОПЕК".

Функция любого картеля - поддерживать уровень цен на тот или иной товар путем квотирования его производства. Для этого у товара должна быть биржевая цена. Но у газа своя специфика. Как правило, газ поставляется в рамках двусторонних контрактов, а его стоимость привязывается к цене на нефтепродукты. Ноу-хау последних лет - сжиженный природный газ (СПГ) - мог бы получить свою биржу и цену, но эта развивающаяся технология пока уступает по объемам поставок системам магистральных трубопроводов.

Как полагают российские чиновники и эксперты, России не нужно ни с кем координировать свои действия по добыче и экспорту газа, выгоднее опираться только на спрос, который год от года растет, равно как и добыча. По расчетам Минпром-энерго, добыча газа в России в 2007 году увеличится на 1,3 процента по сравнению с годом минувшим. В 2006-м она выросла и того больше - на 2,4 процента. При этом на экспорт отправилось 160,34 миллиарда кубометров (в страны Балтии и дальнего зарубежья) и еще 40,79 миллиарда - в страны СНГ. Что же касается самих энергетических компаний, то они, как считает глава Минпромэнерго Виктор Христенко, "будут дополнять друг друга за счет взаимного обмена активами и разделения рисков. Игроков-поставщиков много не будет, но они станут обмениваться информацией, выстраивать свой взгляд на перспективы развития рынка". Иными словами, договориться всегда можно в рамках бизнеса, и для этого необязательно создавать политически ангажированные организации.

Сладкое МАННГО

Для координации действий стран - поставщиков энергоресурсов есть и публичная площадка - Форум стран - экспортеров газа (ФСЭГ), объединяющий 14 государств, включая Россию, и собирающийся, как правило, раз в год (в апреле 2007-го местом встречи станет Катар). Кстати, первое заседание ФСЭГ в 2001 году прошло в Тегеране. Входящие в организацию страны контролируют около половины мировой добычи газа и львиную долю его запасов. Кроме того, в конце минувшего года была озвучена идея создания организации стран - производителей газа. Ее предложено назвать МАННГО - предполагается, что это будет аналог еэсовского Еврогаза, но только представляющий интересы экспортеров голубого топлива.

По мнению инициатора идеи, главы Российского газового общества Валерия Язева, на первом этапе в эту структуру могли бы войти некоторые страны СНГ, потом должны подтянуться и прочие поставщики энергоресурсов. Цель - координация действий производителей и отстаивание их интересов в диалоге с покупателями. Никакой политики, только бизнес! Но и тут взгляды стран - производителей энергоресурсов могут не совпадать. Например, на долю Ирана и Саудовской Аравии приходится 20 процентов мировых запасов газа, но из-за отсутствия инфраструктуры эти страны не имеют возможности экспортировать его в Европу, которая, как известно, рынок российский. Компромисс может быть найден лишь путем обмена активами и диверсификации поставок. Что, собственно, уже происходит.

Как стало известно "Итогам", недавно алжирской стороне были предложены доли участия в разработке ряда наших месторождений. Теперь очередь за ответной любезностью. "Газпром" планирует заняться на севере Африки не только добычей, но и переработкой газа. Кстати, Алжир - третий по величине экспортер природного газа в страны ЕС (55,8 миллиарда кубометров, или 10 процентов от импорта Евросоюза), на первом месте Россия (121,9 миллиарда, или четверть европейского импорта), на втором - Норвегия (13 процентов). При этом Алжир нам не конкурент - сферы ответственности поделены. О картеле тут тоже речи не идет, но off records российские представители не скрывают, что намерены "координировать политику" на рынке с алжирскими партнерами.

С тем же Ираном ситуация сложнее. Эту страну можно рассматривать как потенциального соперника России на европейском рынке газа. Тегеран планирует начать поставки в ЕС уже с 2012 года. Проектируемый газопровод Nabucco, который пройдет из Прикаспийского региона через Турцию в Южную и Юго-Восточную Европу, напрямую конкурирует с планируемым российским Южно-Европейским газопроводом. Зампред правления "Газпрома" Александр Медведев, впрочем, считает, что проект Nabucco столкнется с трудностями: его участникам может не хватить газа для заполнения трубы.

Российская сторона в свою очередь предлагает Тегерану альтернативные европейскому рынки сбыта голубого топлива. ОАО "Стройтрансгаз" рассматривает возможность участия в строительстве газопровода в иранских провинциях Систан, Белуджистан и Хормозгон. В случае достижения договоренности между Ираном, Пакистаном и Индией этот газопровод будет продлен еще на 250 километров до границы с Пакистаном и станет частью международного трубопровода, возможно, с выходом на рынок Китая.

Единственное пока слабое звено в цепи российской газовой экспансии - это производство сжиженного газа. Темпы роста потребления СПГ опережают показатели сетевого газа - 7,7 процента годовых против 2,2. Этот вид топлива не привязан к трубе и лишен транзитных рисков. Сжиженный газ - один из козырей, который в ближайшие годы будет разыгрываться в игре, называемой "энергетическая безопасность". И главное для России закрепиться на этом рынке. Тем более что ресурсы (например, Штокмановское месторождение) это позволяют. Технологиями же сжиженного газа обладают потребители топлива - наиболее развитые страны, а вовсе не потенциальные участники "газового картеля" по версии Хаменеи.

Светлана Сухова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера