Архив   Авторы  

Кошелек президента
Вокруг России

Цена прописки в Белом доме в 2008 году зашкалит за полмиллиарда долларов

Старт президентской кампании в Соединенных Штатах получился на удивление ранним и бурным. До 4 ноября 2008 года еще год и десять месяцев, а уже пара десятков претендентов от обеих главных партий - Демократической и Республиканской - включились в гонку, еще столько же обещают это сделать в ближайшее время. При этом шансов выйти на финишную прямую у большинства претендентов нет никаких. Цена вопроса (в прямом смысле слова) настолько высока, что фавориты определятся уже очень скоро.

Небывало раннее начало - не единственная характерная черта очередного избирательного цикла в Америке. Примечательно, например, что Джордж Буш, несмотря на свой статус "хромой утки", остается участником президентской гонки. Правда, пассивным - демократы сосредоточили свою критику не на претендентах-республиканцах, а на нынешнем хозяине Белого дома. Был задействован и главный калибр - звезды Голливуда, начавшие кампанию за импичмент Буша.

Вот кампания какая

На митинге в Вашингтоне тон задавали актеры Шон Пенн и Тим Роббинс. "Мы хотим прекращения этой войны (иракской. - "Итоги"), - сказал Роббинс. - А как отвечает Буш? Шлет в Ирак еще 21 500 военнослужащих, рискуя их жизнями в этой нелепой войне. Разве он не заслуживает отстранения от должности за это". И звезды вместе с остальными участниками дружно начали скандировать: "Импичмент Бушу, импичмент Бушу..."

Правда, Голливуд не может определиться с тем, кто же из демократов должен возглавить антибушевский поход. Самое знаменитое имя в списках претендентов-демократов - Хиллари Клинтон - устраивает не всех в индустрии развлечений. Знаменитая троица Стивен Спилберг, Джеффри Катценберг и Дэвид Геффен - основатели киностудии Dreamworks SKG - произвели большой фурор, когда объявили, что 20 февраля устраивают ужин по сбору средств в избирательную кампанию сенатора-демократа Барака Обамы. Уже разослано около тысячи приглашений. Цена участия - 2300 долларов. Правда, потом Спилберг, большой друг четы Клинтон, смягчил скандал, заявив, что и бывшей первой леди он тоже поможет с пожертвованиями, но с другими партнерами - продюсером Стивом Бингом, медиа-магнатом Хаимом Сабаном и инвестиционным банкиром Симом Фараром. Голливудская легенда Элизабет Тейлор, а также Барбра Стрейзанд и Мелани Гриффит публично выразили свою поддержку Хиллари. А вот той части Голливуда, которая чуть помоложе, все-таки больше импонирует энергичный Барак Обама. Своим другом его называют Джордж Клуни и знаменитая телеведущая Опра Уинфри. А Халли Берри темпераментно воскликнула, что "готова убирать мусор из-под ног" сенатора из Иллинойса, только чтобы дорога, по которой он идет, "оставалась чистой".

Беспрецедентное число кандидатов в президенты - главная отличительная черта нынешней избирательной кампании. Только от демократов и республиканцев их набирается около двух десятков. В их числе помимо Хиллари Клинтон такие известные деятели, как бывший градоначальник Нью-Йорка Руди Джулиани, аризонский сенатор Джон Маккейн, губернаторы Митт Ромни, Билл Ричардсон, Джордж Патаки...

Столь многочисленная армия желающих попытать счастья в президентской гонке объясняется просто: впервые за последние 80 лет в США случились так называемые открытые выборы. У нынешнего хозяина Белого дома Джорджа Буша заканчивается второй срок, а вице-президент Дик Чейни еще в 2004 году пообещал, что не собирается бороться за Овальный кабинет. У демократов тоже не нашлось лидера, вокруг которого дружно сомкнули бы ряды их многочисленные фракции. Так и образовалась широкая поляна, на которую хлынули соискатели. Если к претендентам от главных партий приплюсовать вечных олимпийцев (главное не победа, а участие) от малых партий, имена которых в лучшем случае известны внутри их родного штата, то общее число участников уже приближается к четырем десяткам.

Потенциальный выбор для избирателей широк, как никогда. Они могут "сделать историю", как любят выражаться здешние политологи, отдав голоса, к примеру, за первую женщину-президента (Хиллари Клинтон), или первого чернокожего президента (Барак Обама), или первого испаноговорящего президента (Билл Ричардсон), или даже за первого президента-мормона (Митт Ромни).

Бремя виртуальности

Аналитики обратили внимание, что наиболее заметные претенденты от Демократической партии Хиллари Клинтон и Барак Обама обнародовали свои президентские намерения не в привычных форматах пресс-конференции. Они и некоторые другие соискатели сделали это через Интернет.

"Этот вид человеческого общения, - считает бывший сенатор Боб Керри, участник президентской кампании 1992 года, - играет все большую роль в избирательных кампаниях". В избирательной кампании 2004 года тогдашний вермонтский губернатор Говард Дин, боровшийся за номинацию от демократов, долгое время лидировал в опросах общественного мнения благодаря умелому использованию Интернета. Но Сеть может быть обоюдоострым оружием - любой промах, даже самый малый, мгновенно тиражируется по всей стране со всеми вытекающими последствиями. Тот же Говард Дин знает это лучше других. Кандидат сгорел в одночасье, когда после выигрыша праймериз в Вермонте засучил рукава рубашки и диковато вскрикнул. Повторенный на миллионах теле- и компьютерных экранов истошный вопль поставил крест на его президентских амбициях.

Почетные пионеры Америки

И, наконец, еще одна четко проявившаяся особенность президентской кампании-2008. Она обещает далеко перекрыть все прежние финансовые рекорды. Минимальная входная плата в Белый дом уже установлена на уровне 100 миллионов долларов. Именно столько планируют собрать в свои избирательные фонды к началу праймериз наиболее серьезные претенденты: Хиллари Клинтон и Барак Обама - у демократов, Джон Маккейн и Руди Джулиани - у республиканцев. Но такую же цель ставят перед собой и некоторые кандидаты из второго эшелона. Это значит, что до начала будущего года кандидаты должны каждую неделю привлекать не менее двух миллионов долларов.

Затем каждый номинант должен собрать еще по 300-400 миллионов для финансирования непосредственно президентских выборов (или, по здешней терминологии, общих выборов), и, следовательно, цена президентства-2008 достигнет полумиллиарда долларов на каждого из двух кандидатов. (Прежние рекордсмены Джордж Буш и Джон Керри собрали в ходе кампании 2004 года 270 и 235 миллионов долларов соответственно.) Так что каждый потраченный на выборы доллар за четыре года обесценится вдвое. Такая вот политическая инфляция.

Классикой жанра по сбору пожертвований стало функционирование избирательной машины Джорджа Буша. Закон США ограничивает прямые корпоративные и личные пожертвования в избирательную кампанию претендента - в настоящее время это 2100 долларов из одного источника на праймериз и такая же сумма на общие выборы. Однако политтехнологи Буша изобрели выход. Те спонсоры, которые сумели мобилизовать родных, друзей, знакомых или подчиненных по работе и от их имени внести в предвыборную кассу по 100 или 250 тысяч долларов, получали право на почетные титулы - соответственно "Пионера" и "Рейнджера" - и гарантировали себе льготы в виде прямого доступа к президенту или его ближайшему окружению. Такая схема в той или иной степени продолжает активно разрабатываться обеими партиями и сейчас.

Крах ПИФа

Самым первым практическим результатом беспрецедентного удорожания президентской кампании может стать крах системы общественного финансирования выборов. В 1974 году, после Уотергейтского скандала, был учрежден специальный Президентский избирательный фонд (ПИФ), призванный сделать выборы более прозрачными и снизить зависимость кандидатов от особо щедрых друзей. Средства ПИФа формируются за счет добровольных пожертвований налогоплательщиков (долгое время это был один доллар, теперь - три), для чего в налоговой декларации следует пометить соответствующую иконку. Этими деньгами распоряжается двухпартийная Федеральная избирательная комиссия. В обмен на согласие принять финансирование из этого фонда кандидаты обязаны ограничить свои расходы определенным уровнем. Однако было всего лишь несколько примеров, когда кандидаты соглашались на это во время праймериз. Миллионеры Росс Перро и Стив Форбс финансировали свои кампании из личных средств. В 2004 году во время праймериз отказались от народных денег Джордж Буш и Джон Керри, поскольку собрали гораздо больше частных пожертвований. Тем не менее в ходе итоговых раундов президентских выборов начиная с 1976 года все номинанты принимали деньги ПИФа и соглашались на потолок в своих расходах. В 2004 году Керри и Буш получили по 75 миллионов долларов налогоплательщиков.

С поправкой на инфляцию на выборах 2008 года каждый из кандидатов может претендовать примерно на 83,6 миллиона казенных средств. Но скорее всего на этот раз они окажутся невостребованными. И тон в этом задала г-жа Клинтон. В обращении к своим сторонникам она попросила их сразу жертвовать по 4200 долларов, то есть и на праймериз, и на общие выборы одновременно. Сигнал более чем ясный. Бывшая первая леди не собирается ограничивать свои расходы. Есть все основания считать, что таким же образом поступят и республиканцы. Вот это и вызвало переполох.

"Если кандидаты главных партий отказываются от общественного финансирования, то это ставит реальный вопрос: зачем тогда нужна эта система? - заявил глава Федеральной избирательной комиссии Роберт Ленхард. - По сути, мы сейчас имеем дело с экзаменом на выживаемость".

Безусловно, приток средств налогоплательщиков не поспевает за ростом дороговизны избирательных кампаний. Если в 1980 году, на пике общественной поддержки ПИФа, около трети граждан пожелали отдать по доллару на благое дело, то в прошлом году - всего 10 процентов пометили эту иконку в декларациях. Главное пополнение ПИФа в последние два года происходит за счет штрафов, которые Федеральный избирком накладывал на нарушителей правил избирательных кампаний,- 6,2 миллиона долларов в прошлом году.

Самый заметный фактор в увеличении расходов - резкий рост цен на телевизионное рекламное время. В 2004 году 40 процентов всех расходов кандидатов ушло на телерекламу. Это составило 1,6 миллиарда долларов. Средняя стоимость 10-секундного ролика в местных теленовостях тогда составляла чуть более тысячи долларов. Как ожидается, в ходе нынешней президентской кампании произойдет по меньшей мере пятикратное удорожание эфирного времени. Плата за 30-секундные ролики кандидатов в прайм-тайм на общенациональных каналах перевалит далеко за миллион.

"Резкое увеличение расходов на выборы говорит о том, что система общественного финансирования в ее нынешнем виде не справляется со своими задачами и нуждается в корректировке", - заявил Фил Сингер, представитель избирательного штаба Хиллари Клинтон. С этим тезисом согласен и вероятный соперник бывшей первой леди сенатор-республиканец Джон Маккейн, сделавший себе имя в том числе и на проталкивании законодательства по реформированию системы финансирования политической деятельности. По словам сенатора, нынешняя система не отвечает первоначально задуманным целям, и он не исключает возможности также отказаться от общественных фондов в пользу ничем не лимитированных трат. В общем, старт скучным не оказался. То ли еще будет!

Вашингтон

Николай Зимин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера