Архив   Авторы  

Батман через океан
Художественный дневник

Большой театр показал первую балетную премьеру сезона "Вечер американской хореографии"

Программа "Вечера..." напоминает экзаменационный билет. Три бессюжетных и притом "атмосферных" балета, как три вопроса по истории американской хореографии: "Серенада" (1934) Джорджа Баланчина на музыку Чайковского - начало начал, поэтический экспромт гения, сочиненный для отважных неумех, а потом расхватанный прославленными труппами, первый шаг к утверждению классического танца в США; "В комнате наверху" (1986) - кульминация усилий лидера постмодерн танца Твайлы Тарп синтезировать классическую и модерновую танцевальную культуры, порядок и свободу, дисциплину и драйв, хладнокровие и экстаз, для чего Филипу Глассу была заказана музыка, тоже ставшая шедевром; Misericordes (на Третью симфонию Арво Пярта) - первая работа в Большом 33-летнего Кристофера Уилдона, на которого англосаксонский балетный мир возлагает такой же груз ожиданий и ответственности, как русскоязычный - на инициатора вечера худрука балета Алексея Ратманского.

Спровоцировав артистов обещаниями, что поставит с ними Шекспирово "Быть или не быть" (навряд ли есть лучший способ разбудить фантазию наших зацикленных на "драме" премьеров), Уилдон в процессе поисков убрал замысел в подтекст, набросав поверх несколько новых. Он играет недоговоренностями, продуманными и отвергнутыми решениями, и это куда интереснее, чем внятно досказанный сюжет. Занятно гадать, кто какую роль примерял на себя вначале, но ведь у Шекспира в "Гамлете" две женские роли, а на сцене, кроме солиста (Дмитрий Гуданов), четыре пары балерин и танцовщиков. Сценография (Адрианна Лобель) и костюмы (Пол Грегори Тейзвелл) намеками вводят в атмосферу и антураж Средневековья, но в этих простого покроя платьях с буфами на локтях Анастасия Яценко (в вишневом), Светлана Лунькина (в зеленом), Анна Ребецкая (в синем) и особенно Мария Александрова (в красном) обворожительны, как модели на pret-a-porte. Misericordes покоряет экстатической статикой "больших" поз и аскетичным орнаментом скрещений, отвечающих ударной суровости музыки. Почти нет прыжков. В дуэтах привычную для Уилдона медитативность сменили напряжение и патетика. Неожиданным образом, идя от артистов, британский хореограф предложил интересный вариант родного для них "большого" стиля.

Две другие постановки, перенесенные в Большой, обозначили границы, в которых труппа готова освоить бессюжетный танец. Хореографию Баланчина премьерный состав исполнил в разудалой "одомашненной" манере, а марафон Твайлы Тарп отбегал со смешанным чувством самоуверенности и растерянности, беспомощно отставая от музыки и подменяя раскованность развязностью. Почти все светлые впечатления тут связаны с юной Натальей Осиповой, которая в "Серенаде" была всех мягче и полетней, а в "В комнате наверху" - всех выносливей и гибче. Оба балета Осипова протанцевала с каким-то потаенным восхищением от хореографии, которая отвечала ей взаимностью.

Сергей Канаев

КОРЗИНА

Дон Иван

Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник, а пьесы писать... литературовед. Михаил Дунаев, закончив монументальный 6-томный труд "Православие и русская литература", обратился к театру. Его пьеса "Дон Жуан?.. Дон Жуан!" создана для "Камерной сцены" под руководством Михаила Щепенко. Это как бы пародия на постмодернизм в целом и на изъяны постхристианского сознания в частности. Хрестоматийный сюжет о ловеласе подвергся кардинальному пересмотру. В итоге наш Дон оказался чист, как голубь. То, что это пародия на какой-то там постмодернизм, зрителям, думаю, невдомек. Они простодушно пытаются продраться сквозь километры скучнейшего текста, понять, при чем тут какой-то Дон Родриго с Герцогиней де Мендозой и чего хочет некий Путешественник, заблудившийся во Времени? К тому же "новый миф о Дон Жуане" творится силами ну очень скромной... самодеятельности. "Напрягши ум, наморщивши чело" актеры театра старательно пыжатся, надувают щеки и с пылом пляшут условный падеспань, кастаньетами щелкают, юбками машут. Что, правда, получается у них вполне зажигательно. Может, потому, что понятнее всяких псевдофилософских исканий?

Елена Сизенко

Альбомный формат

Вот и вышла в свет фотолетопись фестиваля "Нашествие" в черном траурном глянце. Ну как не продать еще раз, теперь уже в виде книжицы, все это великолепие? Лица разгоряченных фанатов, героические позы музыкантов, закаты над рязанскими полями, заверстанные с гомеопатическими дозами текста. Особенно поражают цитаты. Вот Светлана Сурганова берет слово: "На "Нашествии" люди собираются потусить и попеть вместе с любимыми исполнителями хорошо известные песни". Точка. Очень содержательно. А ведь Светлана Сурганова (в просторечии Сурик) - одна из самых обаятельных и умных представительниц рок-тусовки. Или, может, цитаты такие скупые оттого, что главного не скажешь словами? А главное заключается в том, что фестивали наши мало похожи на музыкальные фестивали. Вот небольшой штрих: фанаты держат в руках названия любимых групп, и ничего больше. Никаких лозунгов. Никаких идей и слов. Ничего общего с легендарным Вудстоком, которому уподобляют наши музыкальные сабантуи. Ведь публику просто сгоняют на 2-3 дня в резервацию, грязную, с ужасными туалетами и сомнительной кухней. А в прошлом году "Наше Радио" собирались подать в суд на компанию, которая обещала, но не обеспечила питанием посетителей фестиваля. Те питались "Дошираком", чипсами и подножным кормом. А теперь все это увековечено в альбомном формате.

Евгений Белжеларский

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера