Архив   Авторы  
"Пахита" в реставрации Юрия Бурлаки в Большом театре

Носите русское
Искусство и культураХудожественный дневникБалет

Премьеры в Большом театре

 

Все-таки старые мастера хорошо знали свое дело: представляете, что можно извлечь из солисток-соперниц одного примерно уровня, если каждой дать выгодную сольную вариацию и попросить станцевать их подряд? Именно это соревнование, удобства ради называемое "гран-па", сохранилось до наших дней от старинного балета "Пахита", частью в театрах, частью в архивных записях. Гран-па отлично поднимает средний уровень женской части труппы, и о необходимости ввести его в афишу Большого театра говорили давно. Но только сейчас дошли руки - в театре уже работает будущий худрук балета Юрий Бурлака, а он как раз специализируется на реставрации балетной старины.

Бог весть каких трудов ему стоило растолковывать балетным девушкам тонкости антикварных вариаций. Это ведь концентрат технических и актерских возможностей, наглядный тест: "станцуй вариацию, и я увижу, чего ты стоишь". То есть если классический балет воспринимать сегодня только как исполнительское искусство, "Пахита" - идеальный и не обремененный смыслами формат. Просто "сделайте мне виртуозно красиво". Потому обидно, что некоторые солистки все-таки "зажевали" раскопанные Бурлакой хореографические тексты. Если бы все эти правильные локти, фиксированные позы и феерические, непривычные глазу амплитуды прочертили в полном объеме, экзерсис был бы фарфоровым. А в нынешнем виде все изящество идеи затмевает наивный лоск плац-парада. И, принижая благородное происхождение балета, вылезают наружу порочащие его родственные связи - с цирком и варьете. В комплект к "Пахите" Большой давал "Русские сезоны", одноактный балет Алексея Ратманского на оригинальную партитуру Леонида Десятникова. Он был поставлен два года назад в New York City Ballet и прошел с таким оглушительным успехом, что было бы транжирством не порадовать им русскую публику. Скоро снимающий с себя полномочия худрука Ратманский ставит вторую после махины "Пламени Парижа" точку над "i" в своей работе в главном театре. В "Пламени…" он запечатлел почтительно-отстраненные отношения с традицией Большого балета. В "Русских сезонах" еще раз показал путь, по которому намерен двигаться в обозримом будущем уже как вольный художник.

Тонкая, изысканная, пронзительно нервная партитура "Русских сезонов" определила хореографию. Американскую версию Ратманский подкорректировал, да и любящие драматизировать танец российские артисты расставили другие акценты - одни только "плачущие" руки солистки напрочь изменили картину. Танцевальный текст пестрит фирменными ратманскими штучками: появление на сцене выглядит как побег из-за кулис, мягкий юмор ("я танцую, а коллеги что-то разбрелись") девальвирует пафос. Все вместе напоминает недавнюю "Игру в карты", разве что вместо Стравинского теперь Десятников. Впрочем, сюжет все-таки проявляется, и он очень даже русский, ибо вторит причитающему с ятями сопрано о не вернувшемся с войны муже. В таком контексте хореограф не боится играть с коленцами и хороводным шагом, но все это удивительным образом окультурено, окантовано классическим танцем, как будто отформатировано западным способом мыслить. Словом, в афише Большого появился еще один балет, вписывающий труппу в мировую табель о рангах.

Третьим на вечере показали "Симфонию до мажор" Джорджа Баланчина, некогда с помпой освоенный театром и наглухо забытый, а ныне большими трудами восстановленный. В общем, труппа еще раз постаралась сказать публике, что она ладит с современным балетом, владеет недоступной прежде неоклассикой ХХ века и умеет чтить традиции. Временами в это даже можно поверить.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера